ДЕЛА БОЖИИ И ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ (ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ДЕЛ И ВЕРЫ).

ДЕЛА БОЖИИ И ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ (христианское учение о соотношении дел и веры). Священное Писание закрепляет за словом «дело» определенный круг идей и значений. Развернутое учение о деле дают в основном Псалтирь, книги, присваиваемые царю Соломону, пророческие книги, Евангелия и послания апостолов Иакова и Павла. Понятием «дело» обозначается то содержание в каждом акте деятельности человека, которое устанавливает связь между человеком и Богом.
Если тем, что совершает человек, прославляется Имя Божие (из молитвы Господней «… да святится Имя Твое…»), то такая человеческая деятельность именуется Священным Писанием «добрым делом». Если же в деянии человека Имя Божие хулится, то оно именуется «злым делом», и делом как таковым по своей сути не является.
О делах Божиих говорят в основном книги Ветхого Завета, хотя чудные Христовы дела, которыми полны Евангелия, составляют немалую долю повествования о делах Божиих.
Каким образом является людям Бог?
Прежде всего, Своими делами творения – «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2, 2).
Одна фраза, но дело четырежды предложено нашему вниманию, и сразу же говорится, что дела Божии весьма хороши (Быт. 1, 10).
Уже до совершения дел в недрах Божиего замысла содержалось различение хорошего и плохого, доброго и злого. И вскоре прямо будет сказано о «добрых делах», которые «поднимают лицо» человека (Быт. 4, 7). Явление Бога в делах Его не дает человеку полного знания о Нем – бездна тайны дел Его непреодолима – «Делает ли Он что на левой стороне, я не вижу, скрывается ли на правой, не усматриваю… Он делает, чего хочет душа Его… и… не дает отчета ни в каких делах Своих» (Иов. 23. 9, 13; 33, 13).
Наиболее полное хвалебное исповедание дел Божиих имеется в Псалтири. Известно, что почти во всех псалмах присутствуют три темы – покаяние, проклятия дьяволу и хвала Богу. В прославлении и в похвале Творцу дано развернутое учение о делах Божиих, часто называемых великими, чудесными и страшными. Величие дел усматривается обычно в видимом воплощении замыслов Божиих – «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все сделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс. 103, 24).
В славянском тексте псалма эта последняя фраза дана в таком виде: «исполнь земля славы Твоея». Поэтому «произведения» Божии, а следовательно, Его дела – это слава Его. Слава Божия является той скрепой, которая единит Бога и Его тварь. Восхитившись Своим Творением, Господь положил все под ноги человеческие, и даже после грехопадения оставил на человеке славу Свою – «Славою и честию увенчал его» (Пс. 8, 6).
Славные дела Божии – это приведение видимого и невидимого от небытия к бытию, это слава Его – «а славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои». (Пс. 144, 10). И бездушная твердь тоже славословит своего Творца – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2). А человек совсем определенно уже преклоняется пред славою Творца: «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании. Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек» (Пс. 110, 1–3).
Славословие и благодарение, возносимое от всей твари, – это венец Божиих дел, хотя они, так же как и дела Божии, пребывают вне времени, т.е. до времени, во время и после времени. «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!»
(Пс. 106, 8). Эта формула прославления Творца многократно повторяется в 106‑м псалме. Славословие Бога за Его чудные дела становится для человека особым видом благодарения – жертвой хвалы – «Да приносят Ему жертву хвалы, и да возвещают о делах Его с пением!»
(Пс. 106, 22).
В конце концов, жертва хвалы стала православной Божественной Евхаристией, в которой завершаются дела Божии о спасении людей. «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49, 23).
Так, слава Божия предстает как спасение человека – Господь делает с человеком то, «чтобы отвесть душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов. 33, 30). В книге Иова не раз говорится о делах Божиих как о чудных. Здесь надо понимать, что чудо в Священном Писании – это дело Божие, согласное с Его хотением и волей, когда побеждается установленный естества чин и закон.
Господь «делает великое, неисследимое и чудное без числа» (Иов. 9, 10).
Благодарность и вечное славословие требует памяти – «Памятными сделал Он чудеса Свои…»
(Пс. 110, 4). Память о делах Божиих устанавливается в том, что роды человеческие, следующие друг за другом, связаны единым делом – восхвалять дела Божии и возвещать о Его могуществе (Пс. 144, 4). Праведник, положивший все упования на Бога своего, знает одно только благо – «чтобы возвещать все дела» Его
(Пс. 72, 28). «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» (Пс. 117, 17). Ко всем нам сквозь века обращено: «Возвещайте между народами дела Его»
(Пс. 9, 12). И параллельно этому слово о славе – «Возвещайте в народах славу Его» (Пс. 95, 3). Еще раз видим тождество дел Господних и славы Божией.
Даже Богомыслие состоит в памятовании дел Божиих: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142, 5).
(Заметим, что Божии руки имеют дела, а человеческие руки – труд.)
Всякое узаконение Божие утверждает память Его дел – именно для постоянства пребывания в зрении Бога человеку даются заповеди жизни. «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы … не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его…»
(Пс. 77, 5, 7). Псалмопевец говорит, что за невнимание и забвение «дел рук» Божиих Господь разрушит беспамятных и не воскресит их (Пс. 27, 5).
Все дела Божии богоцентричны, т.к. сказано, что «Все сделал Господь ради Себя…» (Притч. 16, 4); поэтому веселится Творец о делах и о славе своей, слыша хваление всей твари – «да веселится Господь о делах Своих!» (Пс. 103.31).
Это веселение устроит радость во всяческом – «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91, 5).
Радости человеческой о делах Божиих сопутствует благоговейный страх перед величием и непостижимостью этих дел – «Как страшен Ты в делах Твоих!.. Приидите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими» (Пс. 65, 3, 5).
В 144‑м псалме прославляется ряд дел Божиих, среди них – щедрость и милосердие, помощь и воскрешение, отзывчивость и сострадание, окормление алчущих, хранение любящих Его и истребление нечестивых. «Нет дел» как дела Божии (Пс. 85, 8). Как бы щедр ни был всяк живущий, но щедрости Божией ему не превзойти; как бы ни был сострадателен живущий, но сострадания Божьего ему не превзойти, и так во всяком деле.
С пришествием на Землю Спасителя мы получили чудное обетование. Верующему во Христа Иисуса доступны дела Его (Ин. 14, 12), такой человек может и больше совершить, потому что Спаситель идет ко Отцу и пошлет Духа Утешителя, который наставит нас на всякую истину (Ин. 16, 13), т.е. научит творить дела Божии.
Свет и тьма, мир и бедствие – все в руках Божиих – «Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45, 7). Дело Божие никогда не прекращается, более того, мир вечно обновляется по замыслу Творца – «Вот, Я делаю новое…»
(Ис. 43, 19) и «се, творю все новое» (Откр. 21, 5). Действительное же обновление является во Иисусе Христе – «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5, 17).
В целом Ветхий Завет, повествуя о делах Божиих, выделяет их чудесность, славность, величие – все то, что относится к высшему благу, к спасению в Боге. В Псалтири практически не употребляются понятия «дела человеческие», все это появится в дальнейшем – в книгах пророческих, когда основной темой станет обличение Израиля за измену делам Божиим.
По пришествии Иисуса Христа дела Божии, для чтущих их, прояснятся и станут более конкретными, близкими для каждого человека. Спаситель передал Иоанну Крестителю ответ на его вопрос «о делах Христовых»: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11, 5).
Дело Божие – это исправлять законы естества – благотворить и чудотворить. «Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты Бог, творящий чудеса» (Пс. 76, 14, 15). Слепые, хромые, прокаженные, по неизреченному смотрению Творца, объявляются, чтобы стать вместилищем благодати Божией, чтобы в их исцелении, вопреки якобы вечным законам материи, явились дела и слава Божии. Вспомним, как ученики спрашивали Спасителя, кто согрешил, если сей слеп родился. Спаситель отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
(Ин. 9, 3). Такой восприятель дел Божиих станет славой Бога и поводом к благодарению и хвалению Творца и Спасителя всех.
Спаситель приоткрыл еще одну тайну дел Божиих – Им введен образ хлеба. Мы помним, что о хлебе шла речь в связи с трудным, и в поте лица, пропитанием человека – о хлебе скорби. Теперь же мы, спасенные в Воскресении Иисуса Христа, обладаем Хлебом жизни и радости. И вот какое развитие этой идеи дают нам Евангелия. «Равви! Ешь… Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 31–34).
«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). «… Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5, 36).
Вполне естественно ученикам спросить, а «что нам делать, чтобы творить дела Божии?» И Спаситель раскрывает смысл дел Божиих, если они будут совершаться людьми: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 29).
И для чего же такое дело Божие?
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни… Я хлеб живый, сведший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 47, 48, 51).
И снова Евхаристия – раньше хвала и славословие дел Божиих нашли свое завершение в жертве хваления, и теперь дела Христовы стали по преимуществу Евхаристией – Хлебом жизни вечной. Прежний хлеб скорби и смерти (труд) находит свое преображение по вере в Иисуса Христа в Хлеб жизни вечной.
Когда Екклесиаст обратил сердце свое на обозрение дел, совершаемых на земле, тогда он увидел «все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого…» (Еккл. 8, 16).
Идею о неисследимости Божиих дел Екклесиаст проводит в контексте своего ветхозаветного пессимистического реализма. Безусловно, он прав в своем заострении или, лучше сказать, обнажении истины – «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает от начала до конца» (Еккл. 3, 11).
Как бы то ни было, но дела Божии до конца неисследимы. Но свойственно ли человеку творить дела или нет? Мы знаем, что Господь «славою и честью увенчал» человека и «все покорил под ноги его», а Адаму повелел возделывать Рай.
Слава Божия, дела Его запечатлеваются в сердце человека, из которого износится доброе или злое дело. Псалмопевец говорит о людях, что Господь «создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс. 32, 15). Вникающий Господь небезразличен к делам человеческим – именно Он посылает людей на дело
(см.: Числ. 16, 28), и они во всяком недомыслимом деле призывают в помощь Бога своего. Причем всякое успешное дело человека не ему принадлежит, но Вникающему. Само изумление совершенством дела является свидетельством его неотмирности, и даже не знающие Бога в этом случае говорят о чудесности дела, т.е. о необъяснимости его человеческими знаниями
(см.: Неем. 6, 16).
Однажды сказано, что благословил Господь Израиля во всяком деле рук его (см.: Втор. 2, 7). Если Писание так утверждает и мы знаем благость Господню, то под «делами рук» будем понимать только добрые дела.
Ведь не мог же Господь благословить злые дела Израиля, каковых было немало. Вроде бы всякое действие во власти человека: хочет идет направо, а хочет – налево. Но все не так – наше хотение не выше злотворения, потому что о добром сказал Спаситель так: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Следовательно, человек не может делать без Бога именно тех дел, которые в Боге укоренены – от Него исходят и в Нем находят свое оправдание – суд и милость. Поистине наше хотение добра не превозмогает делания зла, укорененного в нас.
Иначе говоря, то, что делает человек, бывает помимо его воли, поскольку уже сама природа человеческая износит наружу терния и волчцы – злые дела, корень которых сидит глубоко в сердце падшего человечества.
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих… Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7, 19–25).
Таково основание делания зла – в человеке неразлучно пребывает божественное и тварное, святое и греховное. Чтобы человеческие дела были успешны, Писание говорит: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16, 3).
Следует обратить внимание на такую же форму другой заповеди:
«Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36, 5, 6).
Если учесть, что путь завершится правдой, а также вспомнить псалом 110, где сказано: «дела рук Его истина и суд, все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте», то увидим, что понятия «дела», «путь» и «правда» выстраиваются в один смысловой ряд.
Следовательно, дела человеческие, если они праведны, это путь к совершенству и правоте. Даже о Боге говорится: «Которого все дела истинны и пути праведны» (Дан. 4, 34).
Здесь тоже синонимический параллелизм: «Дела Божии» и «пути Божии» – это одно и то же.
Но таковы ли в действительности дела человеческие?
Писание категорически утверждает: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7, 20). Все соделанное Богом имеет сердце, в которое он вложил мир (см.: Еккл. 3, 11); этот мир был порушен человеком так, что тварь стенает и мучается доныне (см.: Рим. 8, 22). Никаких иллюзий не должно быть – дело человеческое совершается при нарушенном мире в сердце твари. При этом дела становятся злодеяниями, которые совершаются так же сладострастно, как блудит необузданная блудница
(см.: Иез. 16, 30); даже более того, люди всегда прилежно стараются портить все свои действия (см. Соф. 3, 7).
А по слову апостола Павла «народы… делают всякую нечистоту с ненасытимостью», потому что «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией»
(Еф. 4, 18, 19). У Господа есть гневные обличения такого люда: «…Народ Мой глуп – не знает Меня; неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер. 4, 22).
Писание полно обличений злых дел человека, но всякий раз то или иное зло можно бы посчитать частным, конкретным и сиюминутным прогрешением, иначе говоря – считать, что злые дела не существо человека, а нечто случайное и привходящее. Но вот «явился еси днесь Вселенней» Спаситель, чтобы судить мир – «суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19).
Мир возненавидел Христа за свидетельство, «что дела его злы» (Ин. 7, 7). Обличение Христово достигает крайности: «Вы делаете дела отца вашего… Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8, 41, 44).
Итак, приговор от Божественных уст: «дела их были злы».
Ответственен ли человек за злые дела – ведь и в его членах заключен закон греха, и Господа он не познал. Может быть, неведение ему простится? Но этого неведения уже нет. «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха…» (Ин. 15, 24).
Теперь грех открыт; и надо отвечать – каяться и не грешить или пребывать в нем сознательно. Грех уже не частность и не случай, но существенное обобщение, которое характеризует духовное устроение человечества в целом – дела его злы. Злые дела погибнут, но дела Божии вечно пребывают.
Гамалиил увещевал фарисеев, чтобы те не противились делу, которое возможно от Бога (см.: Деян. 5, 38), и в качестве аргумента приводил недолговечность дел человеческих, что надо понимать как недолговечность неправедных дел.
«Придет же день Господень… земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10).
Человеку, привыкшему делать зло, столь же неестественно делать добро как эфиопу поменять кожу
(Иер. 13, 23). Более того, злодетель не может терпеть добродетеля и восстает на него даже до убийства. Каин убил брата «за то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». (1 Ин. 3, 12). Желание Божие – благодетельствовать человеку, но Господь не скрывает, что отменит уготованное благо, если дела человека будут злы
(Иер. 18, 10).
«Великий в совете, и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его …» (Иер. 32, 19). «Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!» (Ам. 8, 7).
Очевидно, что за делами последуют воздаяния. Что бы ни делалось человеком, плоды дел его объявятся к осени человечества и тогда придет Суд – плоды сами будут судом пред Лицем Божиим. Осень – это время и срок, отсюда и суд отлагателен и не скор. Оттого-то человек не страшится делать зло. Промедление Суда есть Милость Божия, подающая возможность обратиться к делам Божиим, к доброделанию
(см.: Ис. 30, 18). Добрые дела человека – это повод к прославлению Бога (см.: Мф. 5, 16), потому что все добро в Боге. Господь воздает каждому по делам его – не по тому, что один был горшечником, другой пахарем, а третий священником, но лишь по тому, как они прославляли Бога в своих трудах и делах (см.: Мф. 16, 27).
Дело будет безжалостно судить своего делателя, человек – это тряпье, а дело его – искра и огонь, который охватит это тряпье, так что никто не потушит
(см.: Ис. 1, 31).
Если Священное Писание начиналось с радости Господа о делах Своих, то кончается оно Откровением Иоанна Богослова, где многократно обещается суд над делами человеческими. Почти что самый последний стих всей Библии – «Се, гряд скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22, 12).
А это ведь милость Божия! (Пс. 61, 13).
Суд неотвратим, а нам известны два обетования за злые дела:
первое – «не пожалеет око Мое, и не помилую»
(Иез. 8, 18);
второе – хотя грешник «сто раз делает зло и коснеет в нем», но боящийся Бога получит от Него благо
(Еккл. 8, 12).
Между этими прощением и милосердием пребывает впадающий в прегрешения человек. Наказание и благотворение – это также присущие Богу дела
(Иез. 22, 14). Дела человеческие: отождествлялись с духовным путем человека, но есть и еще одно уподобление. О нравственном падении иерусалимлян Господь говорит: «увидите поведение их и дела их»
(Иез. 1, 22); и далее, «когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернил ее поведением своим и делами своими» (Иез. 36, 17).
По закону библейского параллелизма второе выражение лишь усиливает значение первого, и в этом смысле они предстают как синонимы или тождества. Поэтому дела человеческие – это поведение человеческое, имеющее целевую ориентацию или к Богу или к дьяволу. становится вполне ясным положительный смысл понятия термина «дело».
К тому, что сказано выше о благословении Израиля во всяком деле его, можно добавить и следующее.
Спаситель утешает Своих учеников: «… Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). Ведь не о разбойных делах говорит Господь! Поэтому «всякое дело» – это наверняка «всякое благо».
Отмечая фарисейский нрав, Господь тем не менее говорит слушателям: «Итак, все что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 3).
Здесь видно разделение на добрые и злые дела, причем злые дела уже и не дела – ведь «они говорят», но ничего «не делают», хотя «по делам же их не поступайте». Господь же всегда делает, даже в субботу. Фарисеи говорят жаждущим получить от Спасителя исцеления: есть шесть дней, «в те и приходите исцеляться…» (Лк. 13, 14).
Неужели милость прекращаема?! Неужели слава Господня не вечна?!
Суббота – особое время для хвалы Божией, наиприятнейшее время для дел Божиих, которые суть слава Его. Дело – это не работа, дело, как выяснено, – это славное явление Бога твари, имеющей сердце мирное, для спасения души ее. Сын Божий прямо ставит детям лукавого вопрос: «должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти или погубить? (Мф. 3, 4).
Доброе дело – это спасение души: «Итак можно в субботу делать добро» (Мф. 12, 12; Мк. 3, 4).
Евангелие называет грешников «делателями неправды» (Лк. 13, 27), поэтому дело относится не к рукам, а к душе, оно имеет нравственную сущность, а не материальную. Сказано, что Господь Кровию Христовою очищает совесть нашу от мертвых дел
(см.: Евр. 9, 14). Так, вполне ясно указано, что дела относятся именно к совести, к внутреннему миру Человека. Именно поэтому они не должны быть трубными – левая рука не должна знать, что делает правая (см.: Мф. 6, 3), потому что благо Божие тайной облекается. Поскольку дела – это внутреннее достояние человека, то их надо открывать только на исповеди. Когда ефесяне устрашились силе злого духа и величали имя Господа Иисуса, то «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19, 18).
Откровение Иоанна Богослова не раз призывает к «покаянию в делах своих» (Откр. 2, 22; 16, 11). О праведной Тавифе в Иоппии говорится: она «была исполнена добрых дел и творила много милостынь»
(Деян. 9, 36).
«Исполнена» – значит, в себе накопила, а не вовне разнесла, и это остается с нею до Суда грядущего. В важнейший момент истории человечества Спаситель сказал Иуде: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). Еще руки Иуды не двинулись, а дело уже совершилось в его душе. Даже в притче о талантах выражение «употребил таланты в дело» следует понимать так, что употребил таланты на стяжание блага и правды. Дело, не принесшее праведной прибыли, это и есть пренебрежение талантами, данными Богом.
И наконец, вспомним, что Спаситель, молясь на Кресте, просил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Распинатели знали, что делали – в их руках были плети, гвозди, копья и Божественный Страдалец, но они не знали самого дела, которое делали, сути этого дела, того, что лежит за пределами видимой материи.
Перед входом в Иерусалим ученики по слову Спасителя отвязывают и уводят наверняка чужого осла. На вопрос: «Что вы делаете?» – они не отвечают «развязываем и уводим», но говорят: «он надобен Господу». Этот ответ был наиболее верный.
Если сказано о деле, значит надо открыть смысл этого дела, восходящий к Божественной надобности. Об этом догадываются иудеи, поэтому-то и задают вопрос: «Какой властью Ты делаешь?» (Мк. 11, 28; Лк. 20, 2),
т.е. имеется ли божественное благословение в Твоих делах?
Эммаусские спутники Спасителя говорили о Нем, что это был «пророк, сильный в деле и в слове пред Богом и всем народом» (Лк. 24, 19).
Дело, следовательно, таковым является, если стоит перед Богом, к Нему возносимо и от Него посылаемо; дела являются именно делами, «потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 21). Поэтому-то оправдано выражение «действовать о Господе» (Деян. 14, 3). Таким образом, то, что совершает человек, может именоваться делом, если оно Богоцентрично, т.е. восходит к Нему, основано на Его заповедях и благословении Отца Небесного.
Сам Иисус Христос говорил, что Он послан Отцом совершить дело Его. Затем в Деяниях читаем: «Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2). Это является основанием понятия «дела ради Бога». Добро, совершаемое ради человека, не имеет похвалы перед Господом – «ибо и грешники это делают» (Лк. 6, 33). В притчах выделяется такой оттенок различий дел: «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен» (Притч. 16, 20).
Понятно, что дело, совершаемое в надежде на Господа, это более предпочтительное, в смысле спасения, поведение человека. И апостол заключает: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца».
(Кол. 3, 17); и далее: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков…» (Кол. 3, 23).
Итак, дело, творимое человеком, относится к его внутреннему миру и соотносимо с богоустановленными заповедями праведности. Писание широко использует различные образы, позволяющие вникнуть в суть божественных дел. В частности, дело уподобляется пути. Путь может вести к совершенству или к нечистоте – «Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших… Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев» (Иез. 36, 31, 32).
«И накажу его по путям его и воздам ему по делам его» (Ос. 4, 9; 12, 2).
«О человек! Сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиреномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6, 8).
Исходя из всего этого, под делом можно понимать путь обретения божественного ведения, путь ко спасению, путь в Царство Небесное. В этом смысле понятие «дело» имеет духовное значение, раскрывая смысл уподобления человека Богу в творческой активности. Зададимся вопросом, что впереди – дело или духовное состояние человека? Кажется, что, совершая доброе дело, человек чуть ли не механически становится добрым. Но тогда надо вспомнить нам апостольский гимн любви – «Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 3).
Дело может послужить усовершенствованию человека, но не обязательно – жизнь сложнее.
Если принять установку, что дело первично, то мы оказываемся скрытыми материалистами и атеистами – именно таковая установка торжествует в современном секулярном мире. Пророчествуя будущий Суд, Исаия отделяет праведника от его дел и грешника от его дел: «Скажите праведнику, что благо ему: ибо он будет вкушать плоды дел своих» (Ис. 3, 10, 11). Что здесь впереди? Конечно, праведник, ведь суда еще нет, и плоды дел еще не обозначились, а праведник назван праведником. Вот он таков, и поэтому ему благо, поскольку дела его будут плодоблагоносными. И далее: «А беззаконнику горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его», т.е. не дела плохи и поэтому он беззаконник, но беззаконник творит соответствующие его духовному устроению дела.
Итак, впереди стоит благочестие или нечестие, а вслед за ними идут соответствующие им дела. Если даже предположить, что нравственный облик человека не оскверняет его дел, то и возможные добрые дела грешника не приблизят его к Богу – «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри их, и Господа они не познали» (Ос. 5, 4). Тем более если дела оскверняются «духом блуда».
Прежде надо «вникнуть в закон совершенный, закон свободы, и пребыть в нем» (Иак. 1, 25) и только тогда стать «исполнителем дела» и «блаженным в своем делании». Апостол Иоанн Богослов вполне определенно говорит о первичности духовного устроения человека пред всяким делом: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3, 8, 9).
Дела человеческие – злые или добрые не замыкаются на самом делателе – они доходят до небес и потрясают их; все дела у бога взвешены, и худые из них прогневляют Бога (1 Цар. 2.3), так что на каждое из них найдется возмездие (2 Цар. 15, 7).
Дела Божии связаны с делами человеческими – они как внимательный отклик на все деяния людей. У Тертуллиана есть образная фраза, что мы молитвой своей обезоруживаем небеса, заставляем их посылать дождь на землю. Ни один грех не минует наказания, и ни одно доброе дело не минует похвалы – «ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздает ему. Истинно, Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда» (Иов. 34, 11, 12).
Все люди – дело рук Божиих, и в этом они равны для Его суда, и лишь только дела их судит Господь, в которых может быть разное – или злое, или доброе (Иов. 34, 19). Всякому человеку предстоит избрать доброе или злое, но если выбор совершен и сердце прилежит добру, то естественен вопрос: «Что нам или мне делать?» Такие вопросы очень часто встречаются в Писании.
К понятию «дело» приложено понятие «уметь», поэтому вместе с вопросом «что нам делать?» высказывается просьба – «научи нас».
В целом Священное Писание – это учебная книга к обретению добрых дел (2 Тим. 3, 16). Господь от века сказал: «… буду учить вас, что вам делать» (Исх. 4, 15), а потом еще раз, чтобы Мне услышать ваши моления «удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро…» (Ис. 1, 16, 17).
Через пророка Захарию Господь наставлял народ Свой: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего и ложной клятвы не любите; ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8, 16, 17).
Итак, истина, суд и правда – вот дела Божии, могущие быть доступны человеку. Когда к Иоанну Крестителю обращался народ с вопросом «что нам делать?», то он учил добросовестно выполнять свои работы, т.е. в качестве дела предлагал соблюдать справедливость и честность в своих обычных занятиях. Народу повелел делиться имеющимся у него добром; мытарям не запретил их презираемый всеми труд, но повелел не брать выше установленного; воинам не сказал, чтобы они бросили службу, но повелел довольствоваться имеющимся у них (Лк. 3, 10).
Апостол Петр на вопрос «что делать?» ответил гласом Крестителя и Самого Спасителя – «покайтесь» и «креститесь во Имя Иисуса Христа» (Деян. 2, 38).
Апостол Павел призывает совлечь ветхого человека с делами его (Кол. 3, 9) и веровать в Господа Иисуса Христа (Деян. 16, 31). То же советует апостол Иоанн Богослов: «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во Имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ин. 3, 23).
У Спасителя нашего, смею сказать, было только одно дело, ради которого Он был послан в мир: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить … Я открыл имя Твое человекам… ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть» (Ин. 17, 4–7).
Вот высшее дело людей – прославлять Творца своего, благоговеть и возносить жертву хвалы. Все др. дела из этого исходят и этим питаются, а ежели не так, то они злы и делами именоваться не могут. Будем помнить, что дело Христово столь же трудно, сколь и опасно в этом мире – апостол Епафродит «за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь…» (Флп. 2, 30). «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…» (Иер. 48, 10). Заветы апостольские веровать в Иисуса Христа – это дело Божие, осуществимое в человеке.
Вера и дело!
Если дело – это вера, то где же они разделились?
Как возникло противопоставление их?
«Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14, 11). Значит, дела могут возбудить в людях веру, указав на присутствие Божие в мире сем.
«Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20) – это одна опора нашей религиозности.
«Все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23); «… человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса» (Гал. 2, 16) – это другая опора нашей религиозности.
Два великих апостола – брат Господень Иаков и апостол языков Павел установили эти опоры. Навершие этих опор – повеление Спасителя веровать в Него, видя Его дела. Так получены врата Спасения, чрез которые войдем в обители Отца Небесного.
Не составит большого труда показать то, что апостол Иаков под делами понимает именно добрые дела, причем такие, которые ради Бога и в Боге. Для подтверждения того, что вера без дел мертва, апостол приводит в пример жертвоприношение Авраама. Но ведь это дело выше всяких дел – жертва Богу, слава Его и Истина Его. Не о суетливой деятельности говорит апостол, что-де
без нее вера мертва, но о том деле, которое венчает веру, – веру, в Спасителя и Господа. Такое дело и Господь совершил – прославил Своего Отца.
Вера в Господа и дело о Господе пребывают в неразлучном единстве – «Вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2, 22).
Слово Божие вне всяких сомнений приятельно: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12).
Поэтому только умозрительно мы можем отделить веру от дел о Господе, в практической жизни их отделить друг от друга совершенно невозможно. Кажется, что апостол Павел мог быть озабочен тем, что превознесение дел, причем без их различия – ради Бога или ради мира, могло спровоцировать уверенность о спасении как награде за дела. Поэтому он учит о спасении как милостивом Божьем даре – «Не от дел, но от Призывающего» (Рим. 9, 12). Исав и Исаак, еще не выйдя из утробы матери, были исследованы Богом – они еще не изведали доброго и злого, и сами того не сотворили, но Господь вопреки первородству Исава избрал второго – Исаака.
Стяжи человека совершенную веру и увенчай ее богоподобными делами, спасен же он будет благодатию Божией, т.е. даром Милости Божией. Не уничтожит Господь славы Своей, но явит богатство благости и даром спасет, а не по заслугам, хотя бы даже и за добрые дела. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом…» (Тит. 3, 5).
Спасение по дару имеет важное нравственное значение – «Не от дел, чтобы никто не хвалился»
(Еф. 2, 9).
Разве есть в том похвала нам, что мы люди? Мы созданы таковыми. Вот если зверь стал бы человеком, то он мог бы похвалиться. Господь создал нас для творения добрых дел – и можем ли мы похваляться ими? Ведь это наша обязанность, но не заслуга, «Ибо мы – Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10).
Представим себе, что к концу дней человек выполнил бы все свои предназначения и стал бы ожидать заслуженного спасения. Но Господь вдруг не подаст ожидаемой почести такому делателю. И вот наш делатель разгневался бы, и что же – он уподобился бы первому пришедшему на виноградник в притче о найме работников на виноградник. Господь ответит такому «справедливцу»: «Разве Я не властен в своем делать, что хочу?» (Мф. 20, 15).
Еще пророк Иеремия предупреждал, чтобы человек не надеялся на свои дела – «Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои, то и ты будешь взят…»
(Иер. 48, 7). И еще, коль скоро мы созданы на добрые дела, и это наша обязанность и рабство Богу, то вспомним слова Спасителя – «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»
(Лк. 17, 10).
Спасение по милости Божией – такова основная идея учения апостола Павла о делах и вере.
«Но, если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатию. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11, 6).
Если Господь поступает по делам человека, то это суд, но судиться, как правило, дело нечестивое, и тогда действительно судимое дело не есть дело, т.е. оно не относится к тем делам, на которые и был предназначен человек, – на прославление Божие. Апостол не оставляет никакой возможности перетолковать его слова, он твердо снова и снова возвещает, что Господь спас нас «не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1, 9).
Только в этом и есть смысл Павловой проповеди о предпочтительности веры над делами, чтобы утвердить в нашем сознании милосердие и дароподательность Божии. Разъяснив эту тайну спасения, апостол в полном соответствии с библейским учением о добрых делах начинает увещевать свою паству творить таковые дела. В начале своих посланий он много говорит о грядущем суде над делающими злые дела, которые «достойны смерти» (Рим. 1, 32). Апостол подает довольно длинный перечень непотребств, которые и делами-то трудно назвать, – «Дела плоти извечны; они суть: прелюбодеяния, блуд… вражда, ссоры… ереси… убийство, пьянство, бесчинства и тому подобное» (Гал. 5, 19). Это все «дела тьмы», в которых человек не должен участвовать (Еф. 5, 11).
«Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответствующее тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10).
Ближайшему своему ученику и сотруднику Тимофею, возвеличивая «добрые дела», Апостол пишет: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем и неукоризненным, верно преподающим слово истины»
(2 Тим. 2, 15). Сыну своему по вере Титу «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2, 7, 8); и далее говорит, что Иисус Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2, 14).
Все учение Иисуса Христа – это единство любви, истины и дел: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18).
А лучшее из всех дел человеческих – это жертва хвалы Отца и Сына и Святого Духа во веки веков.
Столь подробный анализ понятия «дело» проведен не для умственных упражнений; каждый промежуточный вывод этого анализа может служить для формирования этических установок человеческой деятельности. Главный результат анализа – это убеждение в том, что в делах людей должно святиться, прославляться и возвеличиваться Имя Божие. Об этом Сам Господь Иисус говорил, повелев в молитве Господней взывать – «да святится Имя Твое» – да святится среди народов и твари Имя Твое, когда они взирают на наши дела. Именно так объясняют это прошение святые отцы, и в частности святитель Иоанн Златоуст в Проложном слове на 13 марта.
Устроение жизни так, чтобы деятельность человека была связана с установкой «освещения Имени Божия» вполне реально. Такая установка как нормативное требование в социальной жизнедеятельности идет красной нитью, напр., через весь текст Талмуда. Иудеи всегда озабочены отношением мира к их вере. Поэтому их учители и раввины многократно записали в Талмуде правило поведения примерно в следующей конструкции: «поступай так-то и так-то, иначе внешние будут порицать наш народ, нашу веру и нашего Бога. А это будет хула на Бога, и за то ты будешь великим грешником». Вот пример из книги XIII в. «Большая книга заповедей»: «Неоднократно проповедовал я еврейским общинам, что те, которые обманывают и обкрадывают иноверцев, оскорбляют Имя Бога израилева; ибо, видя с нашей стороны такие поступки, все народы скажут, что у евреев нет учения Божия… что касается греха оскорбления Имени Божия, то учители наши блаженной памяти сказали: «оскорбляющий Имя Божие втайне будет наказан всенародно, все равно – совершено ли оскорбление преднамеренно или без умысла».
Плохо ли, хорошо ли, но религиозные мотивы в деятельности иудеев присутствуют.
Было бы неплохо, чтобы православно верующие проявляли бы в социальной деятельности подобные же религиозные установки. Если Святейший Патриарх Алексий II уже не раз порицал московский клир за его роскошный быт на фоне нищеты паствы, то внешние, глядя на это, вряд ли прославят Имя Божие в делах клира. Народ церковный, может быть, отделит в своем сердце тернии от злаков, но прочие наши сограждане будут кивать главою на Церковь и Бога. Горе тогда соблазнителям малых сих.
Любое дело человека должно иметь религиозную составляющую; если ее нет, значит, это дело злое и труд напрасен. «Труд – работа – дело» человека составляют целостное явление «сущность – форма – цель (во имя чего)». Человечество развивается путем изменения только средней части этого звена – «работы», т.е. рабства как принципа общественного бытия.
Еще десять лет назад гражданин СССР мог свободно поступить учиться в любой вуз, а сегодня его «свобода» ограничена толщиной собственного кошелька; еще вчера можно было лечиться в любой больнице любого города, а сегодня – только по месту прописки или за отдельную (немалую) плату. Сегодня еще пока можно свободно покупать и продавать, а завтра тотальный банковский учет установит полный контроль за финансами каждого индивидуума.
Человеку порой не остается выбора, и он включается в силу всеобщего социального рабства в небогоугодное дело.
Будучи включенным в общественную систему всеохватного взаимного рабства, человек не в силах выбрать богоугодную деятельность, не войдя в конфликт с обыденным сознанием и с окружающим его социумом. Нравственная ценность труда постепенно стирается в сознании современника. Он сладострастно поклоняется неопределенной абстракции – какой-то «рыночной экономике», т.е. форме общественного труда, когда критерием успеха считается эффективное ограбление массы граждан для обогащения небольшого слоя «ловких» людей и государственных служащих. Нравственная сторона труда, делание «Христа ради» исключено из сознания поклонника «рыночной экономики».
Поэтому современный труд в целом безблагодатный, а перспективы его духотворения не усматриваются. Все государства и народы свыклись с отделением от Христа и уже не представляют, как это Церковь может определять экономику и политику общества и государства. Более того, социальное рабство принимает такие формы, которые даже государствам диктуют только однозначные действия.
См. также: Труд в Священном Писании и Экономические вопросы в «Основах социальной концепции Русской Православной церкви».

Шевцова Л.

Другие статьи:
ПРЕМУДРОСТЬ И ЦЕРКОВЬ В РУССКОМ ИКОНОПИСАНИИ
ШИРОПАЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (Р. 23.08.1959), ПИСАТЕЛЬ, ПОЭТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
ПОКРОВСКИЙ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (?—ПОСЛЕ 1917), ИНЖЕНЕР ПУТИЛОВСКОГО ЗАВОДА, ЧЛЕН-УЧРЕДИТЕЛЬ И ЧЛЕН ГЛАВНОГО СОВЕТА СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА (СРН)
МОСАЛЬСКИЙ ДМИТРИЙ (СК. 1609), КНЯЗЬ
БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (В КРЕЩЕНИИ РОМАН)
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Лев Гумилев От Руси до России
От Руси до России
Книга выдающегося русского историка и географа Л.Н.Гумилева посвящена истории Руси-России от времен Рюрика до правления Петра I, причем все события и поступки исторических лиц объяснены с позиций разработанной автором пассионарной теории этногенеза.
Книга написана живым, образным языком, очень увлекательно и доходчиво, поэтому огромный объем фактического материала усваивается без особых усилий со стороны читателя. Именно благодаря этим качествам книга была рекомендована Министерством образования России в качестве учебного пособия для учащихся старших классов средней школы....

Цена:
203 руб

Игорь Курукин Романовы
Романовы
За три века пребывания Романовых на троне многое менялось в стране - неизменной оставалась самодержавная власть. Её носители играли разные роли в истории, в меру своих сил, способностей и понимания действуя на благо России. Среди них были яркие личности, эксцентричные фигуры и неприметные персонажи, реформаторы и консерваторы, Тишайший, двое Великих, Незабвенный, Освободитель, Миротворец, Кровавый... Некоторые за пребывание на троне заплатили жизнью: Иван VI провёл в заключении 23 года и был убит при попытке его освобождения, Пётр III и Павел I пали от рук заговорщиков, Александр II cтал жертвой покушения террористов, Николая II расстреляли по решению Уральского совета. Книга доктора исторических наук Игоря Курукина, собравшая всех царствовавших Романовых под одной обложкой, рассказывает о судьбе династии, история которой началась в 1613 году в костромском Ипатьевском монастыре приглашением на престол первого её представителя, а завершилась в Екатеринбурге в Ипатьевском доме расстрелом царской семьи....

Цена:
720 руб

Екатерина Юхнева Петербургские доходные дома
Петербургские доходные дома
Автор в мельчайших подробностях воссоздает атмосферу быта роскошных "барских" квартир с их будуарами, кабинетами, диванными и детскими комнатами, холостяцких мансард, чиновничьих квартирок, а также беспросветного существования каморок, углов, чердаков и подвалов. Вы узнаете все об архитектуре, отделке, планировке и интерьерах доходных домов - от скромных деревянных пятистенок до каменных громад начала XX в....

Цена:
543 руб

Хелен Раппапорт Рок семьи Романовых. "Мы не хотим и не можем бежать..."
Рок семьи Романовых. "Мы не хотим и не можем бежать..."
?Новая книга от автора бестселлеров "Дневники княжон Романовых" и "Застигнутые революцией" посвящена самой неизвестной странице жизни последнего российского императора - попыткам спасти от гибели Николая II и его семью. Историческое расследование, основанное на недавно обнаруженных архивных материалах из России, США, Испании и Великобритании, прежде недоступных даже отечественным историкам, тщательно восстанавливает драматические события весны и лета 1917 года. Венценосные европейские родственники Романовых и матросы-большевики, русские монархисты и британские разведчики - всем им история отвела свою роль в судьбе российской царской династии. Цепочка роковых совпадений переплетается с амбициями авантюристов, циничный политический расчет сталкивается с наивными надеждами, предательство маскируется под беззаветную верность...
Хелен Раппапорт виртуозно разбирает все запутанные версии и отвечает на главные вопросы: возможно ли было спасти царскую семью и почему этого не произошло....

Цена:
444 руб

В. Б. Муравьев Повести Тверского бульвара. В 2 томах (комплект из 2 книг)
Повести Тверского бульвара. В 2 томах (комплект из 2 книг)
Цена:
1159 руб

 Троцкий против Сталина. Эмигрантский архив Л. Д. Троцкого. 1933-1936 гг.
Троцкий против Сталина. Эмигрантский архив Л. Д. Троцкого. 1933-1936 гг.
В настоящее издание включены архивные статьи, письма, интервью и другие документы, написанные Львом Троцким в эмиграции в период 1933-1936 гг. На русском все тексты обнародуются впервые. Часть документов является первопубликацией. Основные затронутые темы: оценка Троцким международного положения и положения в отдельных странах после установления в Германии нацистской диктатуры; особенности развития СССР под властью Сталина, обоснование курса на формирование параллельных (троцкистских) компартий и их международного объединения в IV Интернационал. В томе публикуются документы, свидетельствующие о стремлении Троцкого к установлению контактов идущих за ним организаций с некоторыми другими левыми политическими силами и в то же время о решительном осуждении Троцким курса III Интернационала, контролируемого Москвой, на создание антифашистского народного фронта.
Письма жене Н.И.Седовой дают представление о личной жизни Троцкого, его характере и вкусах.
Том подготовлен к изданию известными российскими историками, проживающими в США, - докторами исторических наук Ю.Г.Фельштинским и Г.И.Чернявским. Книга снабжена предисловием, примечаниями и именным указателем....

Цена:
709 руб

Иван Забелин Русское язычество и его закат
Русское язычество и его закат
"Певец старины", историк и археолог Иван Егорович Забелин был известен своим уникальным взглядом на русскую историю. Одним из самых знаменитых его трудов является "История русской жизни с древнейших времен", издававшийся в 1876 и 1879 годы. В настоящем издании публикуется вторая часть второго тома названного сочинения историка. В ней анализируются славянский пантеон богов, нрав и нравственность язычника, рассматриваются причины, заставившие Русь принять христианство, и ключевые фигуры той эпохи — князь Владимир, креститель Руси, и князь Ярослав, её просветитель. И.Е.Забелин описывает пути, которыми шло просвещение страны, — торговые маршруты, рассказывает, с кем и чем торговала Древняя Русь....

Цена:
182 руб

В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьев Первые русские цари. Иван Грозный, Борис Годунов
Первые русские цари. Иван Грозный, Борис Годунов
Библиотека проекта "История Российского государства" - это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков. О полной трагизма и противоречий эпохе правления первых русских царей Ивана Грозного и Бориса Годунова рассказывают классики отечественной историографии В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров и С.М.Соловьев, избранные главы из трудов которых публикуются в этом томе....

Цена:
751 руб

Г. В. Андреевский Повседневная жизнь Москвы в Сталинскую эпоху. 1930-1940 года
Повседневная жизнь Москвы в Сталинскую эпоху. 1930-1940 года
Во второй книге Г.В.Андреевского читатель узнает о повседневной жизни москвичей в предвоенное, военное и послевоенное время. Эпоху эту определяла не только личность Сталина, но и весь заряд энергии и идей, который был вызван Октябрьской революцией 1917 года. Особо удались автору страницы, рассказывающие о рабоче-крестьянском правосудии и милиции, о преступном мире Москвы, об арестах и допросах 1937 года. Интересно и послевоенное время: победа, строительство высоких зданий, денежная реформа, футбол, советская школа и многое-многое другое. Всё это фактологическое богатство, которое Г.В.Андреевский собирал не один год, позволяет по новому, в неизвестной ранее полноте, увидеть Москву и москвичей 30-40-х годов 20 столетия....

Цена:
538 руб

О. В. Творогов Древняя Русь. События и люди
Древняя Русь. События и люди
Книга крупного отечественного специалиста по древнерусской истории и литературе, доктора филологических наук О. В. Творогова (1928-2015), посвящена главным событиям и действующим персонажам русской истории - от первых Рюриковичей до царя Алексея Михайловича. Поставив во главу угла хронологический принцип, автор год за годом проходит весь путь со своими героями, останавливаясь на ключевых лицах и фактах - становлении древнерусского государства в правление Владимира Святого, раздробленности и русских княжествах в XII-XIII вв., татаро-монгольском нашествии и эпохе Александра Невского, возникновении Московского княжества и его борьбе с Тверью и Литвой, драматических событиях царствования Ивана III и Ивана IV Грозного, Смуте и воцарении Романовых. Для широкого круга читателей....

Цена:
369 руб

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования