ЭНГЕЛЬГАРДТ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (3.02.1867—1942, ЯНВАРЬ), ПИСАТЕЛЬ, ПОЭТ, ЛИТЕРАТУРОВЕД, ПУБЛИЦИСТ

ЭНГЕЛЬГАРДТ Николай Александрович (3.02.1867—1942, январь), писатель, поэт, литературовед, публицист, видный деятель монархического движения до 1907.
Сын известного сельского хозяина и публициста-народника (автора «Писем из деревни»), профессора химии С.-Петербургского земледельческого института А. Н. Энгельгардта (1828—93) и писательницы, переводчицы, составительницы Полного немецко-русского словаря Анны Николаевны, урожд. Макаровой. После окончания Смоленской гимназии учился в Лесном институте, откуда вышел до окончания курса. Занялся творчеством: писал под псевд. Гард, в 1890 вышли его первые сборники стихотворений и сказок. Друг юности известный поэт К. Д. Бальмонт так характеризовал Энгельгардта — «очаровательный отшельник, мечтатель», «истинный поэт — хрустальной чистоты и умница». В ХХ в. опубликовал целую серию исторических романов, которые печатались гл. обр. в «Историческом вестнике». Он известен и как историк литературы консервативного направления, его «История русской литературы» была рекомендована в качестве учебного пособия на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Причем, Энгельгардт удостоился оскорбительного отзыва о себе со стороны либерального критика, брата известного революционера-демократа В. А. Добролюбова, который назвал его «современным Булгариным». Энгельгардт был также и видным публицистом (псевд. Мирянин), он принимал участие в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Вестнике иностранной литературы» и «Неделе», затем в 1897—1904 был деятельным сотрудником «Нового времени». С окт. 1904 по дек. 1906 Энгельгардт был ведущим отдела «Современная летопись» в журнале «Русский вестник», с окт. 1906 недолгое время редактировал еженедельник «Новая Россия». В 1899 имел успех его доклад «Критический анализ русского марксизма», в котором с консервативно-народнических позиций он подверг критике основные постулаты новомодного тогда учения. Суть своих политико-экономических воззрений Энгельгардт формулировал следующим образом: «Форме землепользования должна отвечать известная форма правления. В России форма землепользования миллионов - общинная, форма правления - самодержавная, форма исповедания - православная». В своей концепции он пытался соединять консервативно-монархические воззрения с народничеством.
Энгельгардт был одним из учредителей Русского собрания (РС), членом первого состава Совета РС, а в 1906 даже исполнял обязанности председателя. Был членом депутации РС на Высочайшем приеме 31 дек. 1904. Выступал с речью на первом митинге Союза русского народа (СРН) в Михайловском манеже. Был делегатом 3-х первых монархических съездов. Выступал на Первом Всероссийском съезде русских людей в Петербурге 8—12 февр. 1906. На Втором Всероссийском съезде русских людей в Москве 6—12 апр. 1906 был одним из самых активных участников, делал доклады о необходимости созыва Церковного Собора, «О понятиях национальное самоопределение, самоуправление и автономия», а также «К вопросу о защите монархического принципа». Много выступал он и на Третьем Всероссийском съезде русских людей в Киеве 1—7 окт. 1906. Энгельгардт представил делегатам разработанную Советом РС программу изменения выборного законодательства, которая включала 2 проекта нового закона: первый предполагал организацию выборов по церковным приходам (автор член РС А. А. Папков), второй — выборы по сословиям пропорционально каждому сословию. Он выступал также в прениях по вопросу об объединении. По его мысли, следует исходить из реального существования 3-х центров: РС, СРН и Всенародного русского союза в Москве, а значит, стоит решать вопрос именно об их объединении. Учреждением объединяющим предлагал считать Всероссийские съезды: если их хорошо организовать, то в ином способе объединения надобности не будет; не будет нужды также в сочинении нового устава для новой организации, достаточно будет выработать устав съезда. Выступая в прениях при обсуждении программы, Энгельгардт предлагал взять за основу общей платформы программу Союза русских людей ввиду ее краткости, добавив только боевую часть программой СРН по еврейскому вопросу. На Третьем съезде Энгельгардт выступал еще и с заключительным словом, наряду с рядом др. деятелей патриотического движения. 20 окт. 1906 Энгельгардт председательствовал на собрании РС, которое обсуждало животрепещущий вопрос об итогах Киевского съезда и об отношении РС к учреждению Главной управы Объединенного русского народа. В РС было немало влиятельных противников объединения с др. монархическими союзами, особенно со всесословным СРН. Во вступительном слове Энгельгардт напомнил, что и Первый съезд, и Второй съезд ставили вопрос об объединении во главу угла, и вот Третий съезд этот вопрос разрешил. Он сообщил, что к решению съезда уже присоединилась Москва, в Петербурге СРН принял решение о поддержке решений съезда и избрал в состав Главной управы «нашего русского Гарибальди, высокочтимого А. И. Дубровина». Энгельгардт энергично выступил против клеветы в адрес будущей Главной управы, которая раздается «не только в левой, жидовской и жидовствующей печати», но и в газетах умеренных, «от жида свободных», будто управа — это «государство в государстве», «революция справа», «правый беспорядок». Он также подчеркнул, что «назвать себя партией мы не можем. Мы — не партия. И это доказал Киевский съезд. На нем сошелся пробужденный, возрожденный, сознательный русский народ, поднял священный стяг Веры, Самодержавия, Народности и объединения. Мы — хранители святынь духа народного. Мы — вожди национального возрождения России!». В заключение Энгельгардт призвал членов РС довершить дело объединения, избрав своего представителя в Главную управу. И, несмотря на возражения противников, такое решение было принято.
Однако с 1907 Энгельгардт отошел от монархического движения. Это стало следствием духовного надлома, который привел его к увлечению оккультизмом. По воспоминаниям сына, Энгельгардт с 1908 заболел нервной болезнью, выражавшейся в жестокой депрессии, сопровождавшейся галлюцинациями. Он по несколько месяцев практически не выходил из дома и даже лечился у знаменитого психиатра В. М. Бехтерева. Тяжелым испытанием для Энгельгардта стала серьезная болезнь любимого сына, случившаяся в 1914—15. После революции Энгельгардт остался в России. Не последнюю роль в таком решении сыграл своеобразный народнический романтизм, свойственный Энгельгардту с молодости. Он записал в своем дневнике: «Остаться, терпеть, верить в свой народ, трудиться — значило сохранить свое человеческое достоинство, завоевать себе звание гражданина народной великой республики… И это значило заплатить долг народу и очистить себя». После окт. 1917 его однажды вызвали на допрос в ЧК, но потом оставили в покое, однако Энгельгардт жил в постоянном ожидании ареста, особенно после расстрела своего любимого зятя Н. С. Гумилева. В 1918—23 он читал лекции в Институте живого слова в Петрограде, вел курсы по теории и истории всемирной прозы, теории и истории ораторской прозы. Делал переводы для издательства «Всемирная литература», в 20-е в Ленинграде на сцене шла его комедия «Любительница голубой мечты задумчивости». После закрытия Института живого слова, чтобы прокормиться, работал в статистическом бюро, лектором в клубах, библиографом Института опытной агрохимии, Академии сельскохозяйственных наук, отдела Гидроэлектростроя АН СССР. С янв. 1931 вышел на социальную пенсию, которая была настолько мизерной, что ее хватало только на оплату за коммунальные услуги и на скудный рацион питания (хлеб, картошка и кипяток). Он пытался писать пьесы, которые, однако, не принимались к постановке в театрах, а его романы нигде не печатались. Свой богатейший архив передал в РГАЛИ.
В 1894 Энгельгардт женился на бывшей жене своего приятеля К. Д. Бальмонта Ларисе Михайловне, урожд. Гарелиной (1864—1942). От этого брака родились: дочь Анна (1895—1942), которая стала в 1919 второй женой поэта Н. С. Гумилева, и сын Александр (1902—78), ставший актером, заслуженным артистом Грузинской ССР. Еще один сын, крестник известного философа, друга Энгельгардта В. С. Соловьева, умер в младенчестве. В семье Энгельгардта воспитывался также сын жены от первого брака Николай Бальмонт. Семья Энгельгардтов погибла в 1942 во время блокады. Сам Энгельгардт ослабел до такой степени, что однажды какая-то девочка отняла у него хлеб, который он нес для семьи. Его бывшая домработница рассказывала сыну Энгельгардта, который во время войны жил в Тбилиси, об обстоятельствах смерти его родителей, сестры и племянницы Елены Гумилевой: «Сначала умер отец, потом мама, потом Аня, которая страшно мучилась от голода и холода. Лена умерла последней». В февр. блокадного 1942 умер также и его племянник, известный литературовед Б. М. Энгельгардт.
Соч.: Земля и государство // Русский вестник. 1902. № 5; Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати. (1703—1903). СПб., 1904; Современная летопись (Обзор внутренней политики) // Русский вестник. 1904. № 10; 1906. № 12; Государство и революция // Там же. 1906. № 10; К современному моменту борьбы с пьянством на Руси. СПб., 1909; Из давних эпизодов (Воспоминания об Н. П. Макарове) // Исторический вестник. 1910. № 4; Император Александр Благословенный и Отечественная война. Исторический очерк. СПб., 1912; История русской литературы XIX столетия. (Критика, роман, поэзия и драма). С приложением синхронических таблиц, хронологического указателя писателей и полной библиографии. В 2 т. 2-е изд., испр. и значит. доп. СПб., 1913—15; Эпизоды моей жизни: Воспоминания. Публ. С. В. Шумихина // Минувшее. 1998. Т. 24.
Лит.: Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994; Тихонова А. В. Семья Энгельгардтов и ее родословная // Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872—87. СПб., 1999.

Степанов Анатолий Дмитриевич

Другие статьи:
НАМЕСТНИК
ДЕПАРТАМЕНТ УДЕЛОВ
МАЛЫШЕВЫ БРАТЬЯ - ОДНА ИЗ ИЗВЕСТНЕЙШИХ ТРАНСПОРТНЫХ ФИРМ ПЕТЕРБУРГА
ГРУДЦЫН АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (15[27].04.1850—1917), ПОЭТ-САМОУЧКА
ИВАН ГОСТИНЫЙ СЫН, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ, БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ, СТОЯЩИЙ НА ТРЕТЬЕМ ПЛАНЕ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования