МАЛОРОССИЙСКАЯ (МАЛОРУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА, ЧАСТЬ ОБЩЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МАЛОРОССИЙСКАЯ (малорусская) ЛИТЕРАТУРА, часть общерусской литературы, ведущая свое происхождение от литературы Древней Руси.
Как особая часть общерусской литературы малороссийская литература возникла в результате ордынского ига, а позднее польской оккупации, поработивших русский народ южных и юго-западных земель Руси.
Нашествие монголо-татар в сер. XIII в., уничтожение ими центров культуры — городов и монастырей, поглощение с XIV в. малороссийских и белорусских земель Литовским княжеством, а с к. XV в. беспрерывные нападения татар и турецких орд — все это привело к длительному, до сер. XVI в. упадку оригинальной южнорусской литературы. В XV в. вместе с развитием казачества, основанием Запорожской Сечи возникает новое явление малороссийского народного творчества, генетически связанное с историческим эпосом Киевской Руси, — народные думы (т. н. «невольницкие плачи») и исторические песни, повествующие о страданиях народа под татаро-турецким игом, о жестокости поработителей, о героизме малороссов, их любви к родине. Кое-где продолжается летописание [Галицко-Волынская летопись, Западнорусская (литовская) летопись]. Появляются новые переводы уже известных на Руси произведений (сербская «Александрия», творения отцов Церкви), новые сборники («Измарагд», «Златая цепь»), белорусские переводы («Аристотелевы врата», «Луцидариус»). Литературную деятельность развивают многие малороссы, обучавшиеся в университетах Запада (Ю. Котермак из Дрогобыча, П. Русин из Кросно, С. Ореховский из Перемышля и др.). С 1483—91 известны первые печатные книги на старославянском языке, изданные в Кракове Швайпольтом Фиолем (вероятно, малороссом Святополком Фиолой).
2-я пол. XVI — 1-я пол. XVII в. — эпоха Возрождения, характеризующаяся возникновением и развитием качественно новых явлений. В 1569 Литовское княжество объединилось с Польшей в единое государство — Речь Посполитую, установившую на захваченных малороссийских и белорусских землях жесточайший гнет, который особенно усилился после Брестской унии 1596. Это привело к народным восстаниям, к организации малороссийских братств — очагов идеологического сопротивления, центров просвещения, книгопечатания. Народные думы и исторические песни этого периода отражали уже народно-казацкую мощь, воспевали победы «казацкой республики» — Запорожской Сечи над угнетателями (дума о Самойле Кошке, казаке Голоте, Алеше Поповиче, песня о Байде и мн. др.). Культурно-просветительными и литературными центрами Малороссии стали города Острог, Львов, с н. XVII в. — Киев. В 1574 во Львов из Москвы приезжает русский первопечатник И. Федоров. Так в Малороссии начинается книгопечатание.
Развитие малороссийской литературы в XVI—XVII вв. проходит под знаком борьбы с католическо-иезуитской и иудейской идеологией. Отличительной чертой малороссийской литературы была православность и неприятие католицизма и иудейства. Герасим Смотрицкий (?—1594) первым в малороссийской литературе изобразил тяжелую жизнь православного крестьянина в условиях господства польской шляхты («Ключ царства небесного», 1587). Обличитель сатирик И. Вишенский (гг. рожд. и смерти неизв.) выступал против иудизированного строя Речи Посполитой, осуждал «короля, купленного жидами», еврейских арендаторов, бичевал всеобщую продажность, вскрывал извращающую силу денег, отстаивал права и достоинство русского народа, ратовал за свободу и равенство людей. Др. представители малороссийской полемической литературы — Стефан Зизаний (?—ск. до 1621), Христофор Филалет (автор «Апокрисиса»), Клирик Острожский (псевд.) — анонимный автор «Перестороги», М. Смотрицкий (ок. 1578—1633) — автор знаменитого «Плача» («Тренос, или Плач единой святой вселенской апостольской восточной церкви», 1610) над судьбой угнетенной поляками Малороссии и Белоруссии. Историко-публицистическое направление в малороссийской полемической литературе завершает капитальная «Палинодия» (1619—22) Захарии Копыстенского (?—1627), после которой полемическая проза постепенно теряет историзм, главное внимание уделяя богословским вопросам, и переходит от малороссийского литературного языка к польскому [«Литос», 1644, П. С. Могилы (1596—1647), многие сочинения М. Смотрицкого, Касияна Саковича (1578—1647) и др.]. Полемическая литература отодвинула на второй план ораторско-проповедную прозу, частично вобрав ее общественные функции. Крупным автором в этом жанре был Кирилл Транквиллион-Ставровецкий (?—1646) («Евангелiе учителное», 1619; «Перло многоцънное», 1646). Светское ораторское искусство пародируется в анонимной малороссийско-белорусской «Промове Ивана Мелешка» (н. XVII в.). Появляются новые редакции «Киево-Печерского патерика» (первые издания на польском языке — 1635, на древнерусском — 1661). Подражая Даниилу Паломнику, Данило Корсунский в к. XVI в. составил свои записки о путешествии к «святым местам». Развивается историко-мемуарная проза (мемуары Богдана Балыки, Острожская летопись, Львовская и др.).
Книгопечатание обусловило появление новых православных произведений, предисловий, послесловий. С н. посл. четв. XVI в. дошли первые образцы малороссийского стиха («пашквиль» Я. Жоравницкого, 1575; вирши Г. Д. Смотрицкого в «Острожской Библии», 1581; «Хронология» Андрея Рымши, 1581). Появляются грамматики — «Кграмматика славенска языка» (1586), «Адельфотес» (1591) А. Элассонского, «Наука ку читаню и розумъню писма словенскаго» и грамматика (1596) Лаврентия Зизания (? — ум. после 1633), грамматика М. Смотрицкого (1619) с попытками изложить принципы стихотворства, но на греческой основе, неприемлемой для малороссийского языка. В течение почти двух столетий развивались 2 основных вида малороссийского стиха — равносложные (силлабические) и неравносложные (как в народных думах) стихи. Стихотворное наследие этого периода огромно и разнообразно в жанровом отношении (стихи полемические, панегирические, эпиграммы, морально-дидактические, духовные и др.). В к. XVI — н. XVII в. появляются зародыши драмы — вирши-декламации и диалоги: «На рождество Господа Бога… вършъ» (1616) Памвы Берынды (? — 1632), автора крупнейшего малороссийского лексикологического труда — «Лексикон словеноросский» (1627), «Вършъ з трагодiи Хрiстос пасхон» (1630) А. Скульского (к. XVI в. — 1651) и др. 2 малороссийские интермедии при польской драме Я. Гаватовича, поставленные и напечатанные в 1619, возвестили начало истории малороссийского театра. В Малороссии заново переводятся творения отцов Церкви, появляются переводы зарубежных романов — о Бове, о Тристане, «Атыли, короли угорском», индийско-арабской повести о Калиле и Димне, «Истории семи мудрецов». Некоторые произведения этого периода, как и предыдущего, — общие для малороссийской и белорусской литературы. Языковая картина малороссийской литературы этого периода — сложная. Многие произведения (интермедии, часть полемической литературы, историческая поэзия, лирические, духовные стихи и др.) написаны на бытовавшем тогда разговорном языке малороссов (со многими полонизмами). Др. часть произведений написана языком, представлявшим искусственную смесь элементов малороссийского народного языка, старославянского, польского, латинского. Таковым было языковое состояние малороссийской литературы почти до к. XVIII в. В XVIII в. в ней усиливаются элементы русского языка. Малороссийские авторы писали также по-польски и по-латински.
Во 2-й пол. XVII — 1-й пол. XVIII в. в малороссийской литературе происходит ряд существенных изменений в развитии всех ее жанров. Народно-освободительная война 1648—54 отражена в цикле новых народных дум и исторических песен, воспевших героическую борьбу малороссийского народа и его вожаков (Богдана Хмельницкого, Данила Нечая, Ивана Богуна, Максима Кривоноса), обличавших малороссийскую казацкую старшину, польскую шляхту, жидов-арендаторов. В XVIII в. в связи с ликвидацией Запорожской Сечи новые думы почти не создаются; они продолжают бытовать среди кобзарей-бандуристов и лириков еще в XIX—XX вв. Особенно популярными становятся песни общественного и бытового плана — наймитские, чумацкие, сиротские, любовная лирика и пр. Именно в народном творчестве в течение столетий с наибольшей силой и полнотой выразились мысли и чаяния малороссийского народа, его стремление к свободе, любовь к родной Малороссии, его высокие эстетико-художественные вкусы и идеалы, реализовались творческие возможности малороссийского народного языка. Народные думы, исторические песни и др. поэтические произведения малороссов являются их гордостью; они принадлежат к шедеврам мирового фольклора. События 1648—54, воссоединение Малороссии с Россией, гетманские междоусобицы, турецкая агрессия, период «великой руины» запечатлены в малороссийской историко-мемуарной прозе — в казацких летописях Самовидца (посл. треть XVII в.), Григория Грабянки (1710; ?—1738), Самойло Величка (окончена 1720; 1670—1728). Особое место занимает «Синопсис» (1674), приписываемый выходцу из Пруссии И. Гизелю (н. XVII в. — 1683), где отмечается великая роль Русского государства, что надолго обеспечило этому произведению роль официального учебника истории. Др. памятники этого жанра — летопись Леонтия Боболинского (? —не ранее 1700), Густынская, «Кройника» Феодосия Сафоновича (?—?), мемуары-дневники Н. Д. Ханенка (1691—1760), Я. А. Марковича (1696—1770) и др. Авторами новых полемическо-богословских произведений (на польском яз.) выступает православные деятели (Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович (Гизель). Традиции ранней ренессансной полемики поддерживает на Закарпатье Михаил Андрелла (ок. 1637—1710, «Логос Оброна»). В России полемические произведения создавали малороссы Г. Скибинский, Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович (1681—1736) и др. Высокого художественного уровня достигла ораторско-проповедная поза [Антоний Радивиловский (?—1688) — «Огородок Марiи Богородицы», 1676, «Венец Христов», 1688; Баранович — «Меч духовный», 1666, «Трубы словес проповъдных», 1674; соч. В. Ясинского, Яворского, Прокоповича, Георгия Конисского и др.]. Галятовский составил теоретический трактат об этом жанре — «Науку, албо Способ зложения казаня», издав его вместе со сборником проповедей «Ключ разумънiя» (1659). Богословско-моральные наставления в ораторско-проповедной прозе обильно иллюстрируются «прикладами» — баснями, новеллами, легендами и пр. «Народовещанiе» (1756), сборник катехизического плана, приводит 270 таких «прикладов» из мировой литературы. Появляются пародии на проповеди и молитвы («Казания руське», до 1697; «Служба пиворъзам и пяницам», 1740). Издаются сборники рассказов-«чудес» Галятовского — «Небо новое», 1665, «Скарбница», 1676). Многие малороссийские паломники, подражая Даниилу Паломнику, составляют свои записки о путешествиях в Святую землю (Макарий и Сильвестр, Ипполит Вишенский, Линицкий, Серапион). Для малороссийских школ и коллегиумов, в которых большое внимание уделялось изучению поэзии и драматургии, создается ряд поэтик, известнейшей из которых является «De arte poetica libri III» (1705) Прокоповича. Учителя, студенты и питомцы малороссийских школ в этот период создали огромное количество стихотворений разных жанров — духовно-морализаторские, исторические, панегирические — Баранович, Яворский, Прокопович, А. Заруцкий (?—1720). М. Козачинский (1699—1755) и мн. др. Развиваются гражданская лирика, обличительное стихотворство (Д. Братковский, на польск. яз.). К. Зиновиев (к. XVII — н. XVIII в.) создал 370 стихотворений широкого тематического диапазона. Славя «честное ремесло», он открыл в малороссийской литературе разноликий мир трудового сельского и городского люда; он же собрал свыше 1600 народных пословиц и поговорок. Лирическая поэзия тематически и в художественно-образном отношении очень близко подходит к народной лирике. Свой вклад в литературу вносили «странствующие дьяки» — питомцы разных школ, то бродившие по Малороссии без определенных занятий, то работавшие учителями в народных школах при церквях. Они сочиняли «псалмы» и «канты», а также вирши-орации, в которых в юмористическо-сатирическом духе изображали свою голодную и холодную жизнь. Малороссийский стих в этот период достигает высокого мастерства, большого стилевого разнообразия, богатства ритмики, рифм и даже технической изощренности («курьезные» стихи в форме креста, топора, треугольника; разные «раки», акростихи и мн. др.), как, напр., у Иоанна Величковского (?—1726), самого видного «баручного» малороссийского стихотворца. Малороссийская древняя драма, берущая истоки в литературе европейского средневековья, создавалась (за немногими исключениями) профессорами Киевской коллегии-академии вплоть до сер. XVIII в. и была представлена важнейшими разновидностями школьного репертуара. Это драмы пасхального цикла [лучшая — «Слово про збурения пекла», анонимная — Торжество естества человъческого», 1706; драмы Митрофана Довгалевского (?—?), Сильвестра Ляскоронского (?—1754)] рождественского цикла (драмы Довгалевского), миракли («Об Алексии, человеке Божием», 1673, и др.), моралите [«Трагикомедия» Варлаама Лащевского (1704—74), «Воскресение мертвых» (1746) Конисского, с элементами социальной сатиры], исторические драмы (лучшие — «Владимир», 1705, Прокоповича, о христианизации Руси с сатирическими обличительными образами; анонимная драма «Милость Божiя, Украину от неудобносимых обид лядских… свободившая», 1728). В малороссийской драматургии — интермедиях (свыше 40) бытовые этнографические сценки нередко перерастали в обличение «жидовских» угнетателей народа, в них говорилось о гайдамацких восстаниях и др. В интермедиях противоборствовали народ (казаки, крестьяне, мещане) и его враги (шляхта, жиды), обрисованные резко сатирически. Большой популярностью пользовался вертеп — кукольный народный театр, где главное действующее лицо — Запорожец побеждает всех врагов — жидов и польских поработителей.
Интермедии, вертеп, стихи бурлескные, лирические, исторические, пародии, летописи, мемуары развивались как явления новой малороссийской литературы. Школьная драма, духовная поэзия, богословская полемика, ораторская культовая проза уходили своими корнями в средние века, они были явлением доренессансным и оставались таковым до к. XVIII в., детерминированные православной идеологией и образностью.
Постоянное возвращение малороссийской литературы в общерусское русло, как в Белоруссии, с одной стороны, обогатило малороссийскую литературу, а с др. — усилило процесс ее расслоения. Все наиболее талантливое и значительное создавалось на общерусском языке, а остальное приобретало черты областной, местной литературы, консервирующей некоторые отсталые, архаичные черты южнорусского языка. Школьная драма угасает. Доживает свой век духовно-морализаторское виршетворчество («Богогласник», 1790). Казацкая старшина пытается доказать свое равенство с русским дворянством («Разговор Великороссiи с Малороссiею» Семена Дивовича, XVIII в.). Воспеваются казачество («Героични стихы»), борьба народа против жидов. Развивается лирическая поэзия разнообразного содержания: А. Падальский, С. Климовский (XVII—XVIII вв.), В. Пашковский и др. «Странствующие дьяки» создают вирши-травестии (рождественские и пасхальные), в которых в сатирическом и юмористическом плане изображены библейские персонажи вперемежку с малороссийскими «простолюдинами». В «Сатирической коляде» (1764) обличаются все, кто ходит «пьяным от людской крови». В «Доказательствах Хама Данилея Куксы потомственных» и «Плаче дворянина» высмеяно стремление прорваться в ряды дворянства. Авторами юмористических и сатирических стихотворений были И. Пастелий, И. Г. Некрашевич (1742—96). Во 2-й пол. XVIII в. происходит усиленная тонизация малороссийского стиха, окончательно переходившего на силлабо-тоническую систему. Высшее духовенство пишет и издает ораторско-проповедные произведения. Выдающимся историко-художественным произведением был анонимный памфлет «История русов» (к. XVIII в. или н. XIX в.), в котором «великий живописец» (по выражению А. С. Пушкина) изобразил историю Малороссии с древнейших времен, особенно периода 1648—54. Автор резко осуждал польскую оккупацию, полонизацию, притеснение малороссов иудеями.
Первым крупным представителем малороссийской литературы на рубеже XVIII—XIX вв. был поэт и драматург И. П. Котляревский. В 1798 в Петербурге вышла из печати первая книга на народном малороссийском языке — бурлескно-травестийная «перелицованная» поэма Котляревского «Энеида» (3 части). В законченном виде (в 6 частях) малороссийская «Энеида» была издана в 1842, после смерти автора. Мастерски переосмыслив сюжет, образы, коллизии поэмы Вергилия, в совершенстве владея искусством аллегорических обобщений, автор представил недавнее историческое прошлое Малороссии, отразил оставившие в народном сознании след события, связанные с ликвидацией Запорожской Сечи. правдиво, красочно и жизнеутверждающе изобразил поэт жизнь, быт и нравы разных слоев малороссийского общества, воспел оптимистический, свободолюбивый характер русского народа Малороссии, его патриотизм, чувство товарищества, храбрость, склонность к искрометному юмору. Огромную роль в развитии малороссийской драматургии и театра сыграли пьесы Котляревского «Наталка Полтавка» (1819) и «Солдат-чародей» (1819).
После учреждения университета в Харькове (1805) здесь постепенно образовался центр культурной и литературной жизни Малороссии. В 10—40-х XIX в. в Харькове издавались на русском языке газеты, журналы, сборники, альманахи — «Харьковский еженедельник» (1812), «Харьковский Демокрит» (1816), «Украинский вестник» (1816—19), «Харьковские известия» (1817—23), «Украинский журнал» (1824—25), «Украинский альманах» (1831), «Утренняя звезда» (1833), «Запорожская старина» (1833—38), «Украинский сборник» (1838), «Южный русский сборник» (1848), на страницах которых публиковались произведения малороссийских авторов. Значительную роль в развитии малороссийской литературы сыграли изданные на малороссийском языке альманахи «Ласточка» («Ластiвка», Петербург, 1841), «Сноп» («Снiп», Харьков, 1841), а также сборники «Молодик» (кн. 1—3, Харьков, 1843; кн. 4, Петербург, 1844) и «Киевлянин» (кн. 1—3, Киев, 1840—41; кн. 4, М., 1850), в которых публиковались произведения на русском и малороссийском языках.
Свидетельством все возрастающего интереса к историческому прошлому Малороссии, к малороссийскому народному творчеству было издание исторических трудов («История руссов» неизвестного автора, изд. в 1846 в Москве; «История Малороссии» Н. Маркевича, т. 1—5, М., 1842—43; работы по истории Малороссии Н. и Д. Бантыш-Каменских и др.), а также выход в свет сборников малороссийских народных песен и дум: «Опыт собрания старинных малороссийских песней» (1819) Н. А. Цертелева (1790—1869), «Малороссийские песни» (1827), «Украинские народные песни» (1834), «Сборник украинских песен» (1849) М. А. Максимовича, «Песни польские и украинские народа галицийского» (1833) В. Залесского (1798—1849), «Малороссийские и червонорусские думы и песни» (1836) П. Я. Лукашевича (ок. 1806—87). Появились первые работы по малороссийскому языку — «Грамматика малороссийского наречия» (1818) и «Прибавление к грамматике малороссийского наречия» (1822) А. П. Павловского (к. XVIII— н. XIX в.).
В малороссийской литературе 1-й трети XIX в. наряду с неразвившимися классицизмом и сентиментализмом прочно утверждались романтизм и реализм, опиравшиеся на бытопись, этнографизм, поэтику народных песен, дум, легенд и преданий. Росту критических элементов реализма в некоторой степени способствовали бурлеск и травестия, получившие широкое распространение в литературе после Котляревского. Плодотворным и новаторским было творчество поэтов П. П. Гулака-Артемовского (1790—1865; басня «Барин и пес», переводы из Горация и др.), Е. П. Гребенки (1812—48; басни, лирика, перевод «Полтавы» А. С. Пушкина), О. М. Бодянского (1808—77; сб. «Нашенские украинские сказки», 1835), Л. И. Боровиковского (1806—89; сб. «Басни и присказки», 1852), К. Пузыны (1790—1850; ода «Малороссийский крестьянин»). В бурлескно-травестийной манере писал К. Д. Думитрашко (1814—86; сб. «Бандурист», поэма «Война мышей и лягушек» — попытка «перелицовки» «Батрахомиомахии»).
Активное обращение к народному творчеству, а также к героическим страницам прошлого отвечало теории и практике романтизма. К романтизму тяготеют лучшие лирические произведения Гулака-Артемовского (баллада «Рыбалка»), Гребенки (романсы «Украинская мелодия», «Черные очи», поэма «Богдан» — на рус. яз.), Боровиковского (баллада «Маруся» и многие лирические стихотворения), М. Н. Петренко (1817 — ?; песня «Дивлюсь я на небо тай думку гадаю»), В. Н. Забилы (1808—69; песни «Гуде вiтер вельми в полi» и «Не щебечи, соловейко», музыку к которым создал М. И. Глинка), И. И. Срезневского (1812—80), Н. И. Костомарова (1817—85; стихотворения в сб. «Украинские баллады», 1839, и «Ветка…», 1840), С. Писаревского (1789—1839; песни «Где ты бродишь, моя доля» и «За Неман иду») и др. Наиболее яркие образцы романтизма создали П. А. Кулиш (1819—1897; поэма «Украина», 1843), А. А. Корсун (1818—91; «Украинские поверья», 1842), Е. П. Рудыковский (1784—1851; стихотворения о казатчине), А. Л. Метлинский (1814—70; сб. «Думки, песни и еще кое-что», 1839). Малороссийскими поэтами дошевченковской поры были созданы мн. произведения большого эстетического и познавательного значения — поэмы, баллады, думы, оды, героические и бытовые песни, романсы, притчи, легенды, сказки.
Начало новой малороссийской прозе положил Г. Ф. Квитка-Основьяненко (1778—1843) — автор повестей из народной жизни. После опубликования ряда произведений на русском языке (пьесы «Приезжий из столицы», «Дворянские выборы»), в 1834 Квитка-Основьяненко издал первую, а в 1837 — вторую книгу «Малорусских повестей», в которых своеобразно слились в художественном единстве элементы сентиментализма и реализма («Маруся», «Сердечная Оксана» и др.), бурлеска и реализма («Солдатский портрет», «Конотопская ведьма» и др.), обильно насыщенные этнографическо-фольклорными, бытовыми деталями. В повести «Пан Халявский» (1839—40) и др. произведениях, написанных по-русски, отображена жизнь провинциальных помещиков в к. XVIII — н. XIX в. Его комедии «Сватовство на Гончаровке» (1836), «Шельменко-денщик» (1840) и др. до сих пор пользуются успехом на сцене. Как драматурги выступили его современники В. А. Гоголь (1777—1825), Кирилл Тополя (гг. рожд. и смерти неизв.), Писаревский, Я. Г. Кухаренко (1800—62). Первую в малороссийской литературе попытку создать романтическую драму и трагедию на историческом материале сделал Костомаров (Савва Чалый», 1838; «Переяславская ночь», 1841).
Все лучшее, что было создано в н. XIX в. в литературе восточной Малороссии, оказывало действенное влияние на рост социального и национального самосознания передовой части интеллигенции западно-русских земель (Галиция, Буковина, Закарпатье), находившихся под властью Австрии (с 1867 — Австро-Венгрии). В 1837 в Будапеште вышел в свет альманах «Русалка Днiстрова», изданный М. С. Шашкевичем (1811—43), И. Н. Вагилевичем (1811—66) и Я. Ф. Головацким (1814—88), вошедшими в историю малороссийской культуры под именем «руська трiйця». Альманах сыграл заметную роль в росте национально-освободительных стремлений русского народа в Галиции. В 1846—47 братья Я. и И. Головацкие издали в Вене 2 книжки альманаха «Вiнок русинам на обжинки». Это издание содержит ряд ценных материалов, в частности фольклорных. Составители «Русалки Днестровой», а также их современники — поэт и прозаик Н. Л. Устиянович (1811—85; песня «Верховино, свiтку ти наш», ставшая народной, повесть «Месть верховинца»), поэт А. Л. Могильницкий (1811—73; стихотворения, баллады, поэма «Скит Манявский») — выступили как романтики, широко используя в своем творчестве фольклорные мотивы, богатства народного языка.
Новый этап в истории малороссийской литературы XIX в. ознаменовался творчеством народного поэта, художника и мыслителя Т. Г. Шевченко (1814—61). Выходом в свет его «Кобзаря» (1840) и исторической героической поэмы «Гайдамаки» (1841), распространением в рукописях поэм «Катерина», «Сон», «Кавказ», «Наймичка», «Еретик» и цикла стихотворений «Три года», включающего ныне всемирно известное «Завещание», ознаменовался поворот малороссийской литературы к изображению борьбы русского народа Малороссии против поляков и жидов.
В к. 50-х — н. 60-х вышел в свет ряд изданий: сборники фольклорных, этнографических и литературных материалов — «Записки о Южной Руси» (т. 1, 1856; т. 2, 1857), подготовленные Кулишом; им же изданы «Народные рассказы» (1857) Марко Вовчок, литературный альманах «Хата» (1860) и др. Новым изданием вышел «Кобзарь» Шевченко (1860). В 1861—62 в Петербурге издавался первый малороссийский литературно-художественный и общественно-культурный журнал «Основа» (ред. В. М. Белозерский), в котором опубликовано много ценных исторических, фольклорных, этнографических, языковедческих, критических и литературных материалов, в т. ч. ряд произведений Шевченко, Марко Вовчок, поэтов С. В. Руданского (1834—73), Л. И. Глебова (1827—93) и др.
В идейно-эстетическом смысле к творчеству Шевченко примыкают рассказы Марко Вовчок. В рассказах, исторических повестях («Кармелюк», «Маруся»), сказках («Девять братьев и десятая сестрица Галя», «Червонный король»), в русских романах и повестях 60—80-х («Жили да были три сестры», «Записки причетника», «Живая душа», «В глуши», «Отдых в деревне») Марко Вовчок создала яркие волнующие картины народной жизни. Содержанием творчества близки к Марко Вовчок писатели журнала «Основа» — М. Чайка (Гуглинский), М. Олелькович (М. Н. Александрович, 1840—81), Д. К. Мороз (1841—94; автор повести «Бесталанная»), Д. Л. Мордовец (1830—1905), начавший свой творческий путь рассказами «Звонарь» и «Солдатка», В. Коковский (автор повести «Барин-народолюбец»). В идейном и в художественном отношении произведения этих писателей уступали произведениям Марко Вовчок. Новые черты в социальном и психологическом плане придал критическому реализму в малороссийской прозе писатель А. П. Свидницкий (1834—71), создавший первый в малороссийской литературе социально-бытовой роман-хронику «Люборацкие» (1861—62). Хотя это произведение увидело свет только в 1886 (полностью изд. в 1901), роль его в малороссийской литературе была весьма заметной.
К 60-м четко определилось размежевание двух течений в культурно-общественной и литературной жизни, наметившееся еще во 2-й пол. 40-х. Борьба между ними нередко приобретала острый характер. Позициям Шевченко и его последователей противостоял Кулиш и разделявшие его взгляды писатели: Ганна Барвинок, автор рассказов гл. обр. о семейном быте малороссийской женщины-крестьянки; А. П. Стороженко (1805—74), искусный рассказчик-юморист («Усы», «Иголка»), изображавший историческое прошлое Малороссии в духе консервативного романтизма («Межигорский дед», «Марко Проклятый» и др.); А. Я. Конисский (1836—1900); прозаики этнографическо-бытовой школы, собиратели народного творчества — С. Д. Нис (1829—1901), М. Т. Номис (1823—1901) и др. Консервативные тенденции творчества этих писателей определили направление журнала «Основа», в котором они сотрудничали. Консервативные тенденции сказались в ряде поэтических произведений Кулиша (в сб. «До рассвета», 1862; «Хуторная поэзия», 1882; «Колокол» 1893) и в его трудах по истории Малороссии. Он создал первый в малороссийской литературе исторический роман-хронику «Черная рада» (1845—57), в котором мастерски изображены картины народной жизни 2-й пол. XVII в. Положительную роль сыграл Кулиш как издатель первого собрания сочинений и писем Н. В. Гоголя и ряда др. книг, как переводчик на малороссийский язык произведений классиков мировой литературы (У. Шекспира, Дж. Г. Байрона, И. В. Гёте и др.).
В духе подражания народно-песенной поэтике Шевченко в 60-х писали стихи А. С. Афанасьев-Чужбинский, П. С. Кузьменко (1831—67), П. П. Чужбинский (1839—84) и др. Незаурядное дарование проявил поэт-романтик Я. И. Щоголев (1823—98). Консерватор в общественно-политических вопросах, он с участием писал о нелегкой жизни крестьянина, ремесленника, батрака, создал живописные, полные очарования стихотворения о родной природе. Народное направление в малороссийской литературе представляли поэты Руданский, Глебов, В. С. Кубик (1830—70), А. А. Навроцкий (1823—92), В. С. Мова-Лиманский (1842—91), Н. А. Вербицкий (1843—1909). Руданский — и тонкий поэт-лирик (элегия «Повiй, вiтре, на Вкраїну» стала народной песней), и автор созвучных Н. А. Некрасову гражданских стихотворений («Наука», «Гей, быки!» и др.), и одаренный юморист (стихотворные юморески — «спiвомовки»), и переводчик «Слова о полку Игореве», глав «Илиады» Гомера, «Энеиды» Виргилия и др. В ряду малороссийских поэтов-баснописцев виднейшее место занял Глебов — автор многочисленных басен и лирических стихотворений («Стоїт гора високая» стало народной песней). В 1861—63 Глебов издавал еженедельник «Черниговский листок», сыгравший заметную роль в культурно-общественной и литературной жизни.
Во время польского восстания 1863—64, когда шляхта пыталась разыграть «украинскую карту», министром внутренних дел П. А. Валуевым был издан циркуляр о запрещении печатания книг на малороссийском языке. Из-за отсутствия периодических изданий на восточных украинских землях многие писатели прекратили литературную деятельность, некоторые перешли на русский язык (Мордовцев и др.), остальные печатали свои произведения в журналах и газетах, издававшихся в подвластной Австро-Венгрии Галиции («Вечерницы», 1862—63; «Мета», 1863—65; «Нива», 1865; «Правда», 1867—98; «Свет», 1881—82; «Зоря», 1880—97, и др.). Оживление в культурной и литературной жизни этого края, начавшееся в 60-е, сопровождалось острыми идейно-политическими противоречиями и спорами о путях развития литературы, театра, искусства, литературного языка. В процессе борьбы возникли 2 течения — «народовцы» (с ориентацией на австро-венгерскую монархию), которые придерживались основ народного языка, однако объектом их внимания являлись только западно-русские говоры и местная литературная практика [В. М. Шашкевич (1839—85), К. Н. Устиянович (1839—1903), В. Г. Барвинский (1850—83), Е. М. Огоновский (1833—94) и др.], и «москвофилы» с ориентацией на Русское государство, в православном духе толковавшие вопросы истории и культуры народа [И. Н. Гушалевич (1823—1903), в Закарпатье — А. И. Добрянский (1817—1901) и др.]. Они скептически относились к малороссийскому языку, называли его «язычием» — искусственно созданным жаргоном.
В культурно-общественной жизни Галиции, Буковины и Закарпатья эти течения занимали господствующее положение во 2-й пол. XIX в. и в н. ХХ в. В их распоряжении были многочисленные периодические издания, культурно-просветительские и научные общества («Русская беседа», «Просвещение» — «Просвiта», «Научное общество им. Шевченко» и др.) и значительные материальные средства.
В 60—80-е благородной задаче возрождения народного самосознания и развития литературы на Буковине посвятил свою деятельность писатель О.-Ю. Федькович (1834—88). В стихотворениях и поэмах («Дезертир», «Лукьян Кобылица», «Довбуш» и др.), в рассказах, повестях «Любовь-погибель», «Сердце не научить», «Штефан Славич») и в драмах он развивал традиции Шевченко и Марко Вовчок, широко использовал богатства малороссийского фольклора и языка. В 1885—88 Федькович редактировал газету «Буковина» — первый малороссийский периодический орган в этом крае, сыгравший в то время и особенно во 2-й пол. 90-х (когда редактором был Маковей) положительную роль в малороссийской культурно-общественной и литературной жизни. Лучшими чертами творчества близки к Федьковичу его современники — И. И. Воробкевич (Данило Младка) и его брат Г. И. Воробкевич (1838—84). В Закарпатье жил и работал писатель и видный культурно-общественный деятель А. В. Духнович (1803—65), примыкавший к партии «москвофилов». Православный характер имело творчество закарпатских поэтов-«москвофилов» А. И. Павловича (1819—1900), А. А. Митрака (1837—1913), прозаиков — И. А. Сильвая (1838—1904), Е. А. Фенцика (1844—1913). Они выступали против политики колонизации, которую осуществляли в этом уголке исконно русской земли австро-венгерские власти.
В к. 60-х и в 1-й пол. 70-х вышел в свет ряд ценных изданий по малороссийской фольклористике и этнографии, среди них: «Народные южно-русские сказки» и «Чумацкие народные песни», собранные Рудченко; «Сборник украинских песен» (3 выпуска, с нотами), подготовлено Н. В. Лысенко (1842—1912); «Исторические песни малорусского народа», составлено Драгомановым и В. Б. Антоновичем (1834—1908), «Малорусские народные предания и рассказы», изд. Драгомановым, 7 томов «Трудов этнографически-статистической экспедиции в Западно-Русский край…», под ред. Чубинского, «Народные песни Галицкой и Угорской Руси», собр. Я. Головацким.
Во 2-й пол. XIX в. австро-венгерская разведка усиливает свою подрывную деятельность против России, ставя своей целью отторжение от нее Малороссии. На деньги австрийской монархии в Малороссию направляют целый ряд агентов, которые ставят своей целью привлечь на свою сторону некоторых малороссийских литераторов, утопически мечтавших о создании независимого «украинского государства» под эгидой австро-венгерской империи. Некоторые малороссийские литераторы (в частности, масоны М. Драгоманов и М. Грушевский) стали фактически агентами австрийской разведки. В связи с чем русские власти была вынуждены ввести некоторые ограничения на собрания и органы печати этих «литераторов». Разоблаченные в своих связях с иностранной разведкой Грушевский и Драгоманов бежали за границу и на иностранные деньги организовали там антирусский центр. Драгоманов, напр., издавал в Женеве сборники «Громада» (1878—82), где клеветал на Россию и русский народ.
В связи с ограничениями подавляющее большинство произведений малороссийских писателей публиковалось в западно-русских периодических изданиях 70—90-х «народовского» («Правда», «Зоря», «Дiло» и др.) и особенно т. н. демократического направления («Друг», 1874—77; «Громадський друг», 1878; «Колокол» — «Дзвiн», 1878; «Молот», 1878; «Народ», 1890—95; «Хлебороб», 1891—93; «Житє i слово», 1894—97, и др.), в которых руководящую роль играли Франко, Павлик и их сподвижники. С помощью австрийского правительства в Малороссии выходят альманахи («Эхо» — «Луна», 1881; «Совет» — «Рада», 1 — 1883, 2 — 1884; «Нива», 1885; «Степь», 1886; «Складчина», 1 — 1887, 2 — 1893, 3 — 1896, 4 — 1897). Среди сборников и альманахов, изданных в Галиции и на Буковине, наиболее примечательны «Диiстрянка» (1876), «Костер» («Ватра», 1887), «Первый венок» (1887), «Зерна» (1887—88), «Наша доля» (кн. 1—3, 1893—96). В журнале «Киевская старина» (1882—1906) — ежемесячном историческом, этнографическом, беллетристическом органе, издававшемся на русском языке, было опубликовано много историко-литературных архивных материалов, памятников древней письменности, фольклора и литературного наследия классиков новой малороссийской литературы. В к. 90-х в «Киевской старине» печатались также художественные произведения и научные труды на малороссийском языке.
Во 2-й пол. XIX в. заявила о себе реалистическая проза. Крупнейшие прозаики-реалисты — И. С. Нечуй-Левицкий (1838—1918) и Панас Мирный (А. Я. Рудченко, 1849—1920) изображали народную жизнь. Нечуй-Левицкий обогатил жанр социальной повести («Две солдатки», 1868; «Микола Джеря», 1878; «Бурлачка», 1876, и «Семья Кайдаша», 1879) и сделал попытку создания широкопланового проблемного романа о взаимоотношениях интеллигенции и народа («Тучи», 1874; «Над Черным морем», 1888—90). Франко считал Нечуя-Левицкого одним из наиболее глубоких знатоков психологии малороссийского крестьянства, назвал его изумительным живописцем родной природы. Этапным явлением в развитии социально-психологического рассказа, повести, романа стало творчество Панаса Мирного — крупнейшего представителя реализма в малороссийской прозе. Его многочисленные произведения — роман «Разве ревут волы, когда ясли полны?» (1880, созданный в соавторстве с Билыком), повести «Голодная воля», «Беда давняя и нынешняя», «Лиходеи» (1877), рассказы, очерки, драмы («Лимеривна»), социально-психологический роман-эпопея «Гулящая» (1883—1928) — представляют своеобразную художественную летопись малороссийского общества (прежде всего крестьянства), почти за 2 столетия вплоть до н. ХХ в. Заметный вклад в малороссийскую прозу 70—90-х сделали М. П. Старицкий (1840—1904) — автор исторических повестей и романов «Оборона Буши», «Разбойник Кармалюк», трилогии «Богдан Хмельницкий»; Олена Пчилка (О. П. Косач, 1849—1930) — рассказы и повести из жизни крестьянства, интеллигенции («Подруги», «Свет добра и любви» и др.); Конисский — рассказы и повести о взаимоотношениях интеллигенции и народа («Семен Жук и его родственники», «Юрий Горовенко» и др.); Д. В. Маркович (1848—1920) — рассказы из жизни крестьян на юге Малороссии в сборнике «По степям и хуторам» (1899).
О распадении тематических границ малороссийской прозы, обогащении ее содержания и художественных достоинств свидетельствует также творчество русских прозаиков 70—90-х: Павлика — повести «Погибший человек», «Татьяна Ребенщук», Н. И. Кобрынской (1855—1920) — рассказы «Дух времени», «Ядзя и Катруся»; Е. И. Ярошинской (1868—1904) — повести «Золотое сердце», «Покручи»; Т. И. Бордуляка (1863—1936), а также ранние произведения Маковея, А. Я. Чайковского (1857—1935), Д. Я. Лукияновича (1873—1965), литературная деятельность которых достигла расцвета на рубеже XIX—XX вв.
Творчество этих писателей и последующих крупнейших мастеров социально-психологической новеллы — О. Ю. Кобылянской, В. С. Стефаника, Марко Черемшины (И. Ю. Семанюк, 1874—1928), Леся Мартовича (1871—1916) — в значительной степени формировалось под влиянием Франко, почти 40 лет стоявшего во главе малороссийской литературы. В многочисленных рассказах (сб. «Борислав», 1877; «В поте лица», 1885; «Хороший заработок и другие рассказы», 1902; «Панталаха и другие рассказы», 1902), повестях («Boa constrictor», 1878; «Борислав смеется», 1880—81; «Захар Беркут», 1883; «Лель и Полель», 1887; «Столпы общества», 1894—95; «Для домашнего очага», 1897; «Пути-дороги», 1899, и др.) Франко всесторонне изобразил жизнь, быт, психологию всех слоев галицийского общества, раскрыл причины расслоения крестьянства. Важным событием в общественно-культурной жизни малороссов во 2-й пол. XIX в. явился выход в свет сборника стихотворений и поэм Франко «С вершин и долин» (1887; 2-е изд. 1893).
Одновременно с Франко выступила целая плеяда поэтов. В их ряду — Старицкий (сб. «Песни и думы», т. 1—2, 1881—83), И. И. Манжура (1851—93; сб. «Степные думы и напевы», 1889), Мова-Лиманский (поэмы «В степи», 1883; «Ткачиха», 1886).
В 80-е театральная жизнь в Малороссии заметно оживилась. Во главе ее стояли драматурги, актеры, режиссеры малороссийского классического театра — М. Л. Кропивницкий (1840—1910), Старицкий, И. Карпенко-Карый, плеяда мастеров сценического искусства — М. К. Заньковецкая, П. П. Саксаганский, М. К. Садовский и др. Ценой больших усилий было добыто разрешение ставить в театре малороссийские пьесы, но только на темы сельского быта. Сквозь щедрую сельскую бытопись и этнографизм в малороссийской драматургии ярко и самобытно проступают острые социальные, нравственные и психологические проблемы. Выдающееся место заняли драмы Кропивницкого («Дай сердцу волю, заведет в неволю», 1863; «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», 1882; «Мироед, или Паук», 1882; «Олеся», 1891; водевиль «После ревизии», 1882). Старицкий дал свою редакцию драматических произведений Кухаренко, Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, инсценировал произведения Н. В. Гоголя. Он написал много оригинальных социально-бытовых пьес — «Не суждено» (1883), «Ой, не ходи, Грицю, да на вечерницы» (1887, опубл. 1890), «Во тьме» (1898), «Судьба» (1894), исторические драмы «Богдан Хмельницкий» (1887, опубл. 1897), «Маруся Богуславка» (1897), «Оборона Буши» (1899), «Последняя ночь (1899) и др. Реалистичный и вместе с тем романтически эмоциональный стиль писателя сочетал трагедийную остроту психологических коллизий, гневное осуждение пороков, социального зла с исполненным пафоса утверждением справедливости.
Самым крупным явлением в малороссийской драматургии 70—90-х стало творчество Карпенко-Карого. В социально-бытовых психологических драмах («Бурлака», 1883; опубл. 1895; «Наймичка», 1887; «Бесталанная», 1886; «Отцовская сказка», 1892, опубл. 1897; «Над Днепром», 1899), в остросатирических комедиях, разоблачающих деморализующую силу погони за наживой («Мартин Боруля», 1886, опубл. 1891; «Сто тысяч», 1890; «Хозяин», 1902), в пьесах на исторические темы («Бондаривна», 1886; «Злая искра поле сожжет и сама исчезнет», 1896; «Чумаки», 1898; «Савва Чалый», 1899) и, наконец, в комедиях о взаимоотношениях интеллигенции и народа («Суета», 1903, опубл. 1905; «Житейское море», 1905) драматург предстает как глубокий аналитик социальных процессов, происходивших в малороссийском обществе. Писатель создал богатую и разноликую галерею типов, характеров, метко очерченных индивидуальных образов. Пьесы Карпенко-Карого остросюжетны, сценичны, богаты бытовыми деталями.
В развитии литературы и филологических наук видную роль сыграли до кануна первой мировой войны «Записки Научного общества им. Шевченко» и особенно «Литературно-научный вестник» (Львов, 1898—1907). В «Записках» сотрудничали Франко, В. М. Гнатюк (1871—1926) и др. ученые, а в «Литературном научном вестнике», кроме них, печатались Леся Украинка (1871—1913), Маковей, Стефаник, М. М. Коцюбинский (1864—1913), Марко Черемишина, Мартович и др. писатели. В дальнейшем эти органы, а также др. «народовские» издания (газеты «Буковина», «Дiло» и т. д.) окончательно сползли на австрофильские и антирусские позиции.
На рубеже XIX и ХХ вв. в Малороссии ввиду отсутствия периодики был издан ряд сборников и альманахов. Наиболее примечательны среди них: «Степные цветы» (1899), «Волна за волной» (1900), «Век» (т. 1—3; 1900—02), «Из-за туч и с долин» (1903), «Дубовые листья» (1903), «Литературный сборник» (1903), «На вечную память Котляревскому (1903), «Костер», 1905), «Терновый венок» (1908), «Украинская муза» (1908). В тот же период в Галиции и на Буковине вышли сборники «Привет доктору Ивану Франко в 25-летний юбилей литературной деятельности» (1898), «Сечь» (сб. 1, 1898, сб. 2, 1908), антология малороссийской поэзии «Аккорды» (1903), составленная Франко, «За красотой» (1905) — альманах в честь Кобылянской, «Привет Ивану Франко в сорокалетие его литературной деятельности. 1874—1914» (1916).
В кругу наиболее известных малороссийских писателей к. XIX — н. ХХ в. одно из первых мест принадлежит Лесе Украинке. Вместе с Франко и Грабовским она была последовательным продолжателем традиций Шевченко. Наряду с многочисленными лирическими произведениями (сб. «На крыльях песен», 1893; «Думы и мечты», 1899; «Отзвуки», 1902), среди которых немало шедевров гражданской лирики, Леся Украинка создала ряд эпических и лиро-эпических поэм («Старая сказка», «Роберт Брюс, король Шотландский», «Одно слово», «Вила-посестра», «Изольда Белорукая» и др.) и драматических произведений («В пуще», «Осенняя сказка», «Кассандра», «Адвокат Мартиан», «Каменный хозяин», «Лесная песня», «Оргия» и др.), в которых поставила и осветила актуальные общественные, политические, философские, нравственные проблемы.
Видный вклад в развитие малороссийской литературы н. ХХ в. внесли писатели: В. И. Самийленко (1864—1925) — поэт-сатирик и переводчик; А. Е. Крымский (1871—1942) — поэт, прозаик, переводчик и крупнейший ученый-ориенталист; М. К. Вороный (1871—1942) — поэт, театральный критик и переводчик; М. Ф. Чернявский (1868—1946) — поэт и прозаик; поэт-лирик А. Олесь (А. И. Кандыба, 1878—1944), человек сложной общественно-политической судьбы. В своем творчестве он изведал периоды подъема (сб. «С печалью радость обнялась», 1907) и спада (сб. «Стихотворения», 1909), испытал увлечение модернизмом (сб. «Твори», драматический этюд «По дороге в сказку», 1910) и горечь разочарования в иллюзиях «незалежной Украины» (сб. «Чужбиною», 1920; «Перезва», 1921; «Кому повем печаль мою», 1931). Аналогична судьба поэта, прозаика и драматурга С. Ф. Черкасенко (1876—1940).
Поэты (В. Н. Пачовский, 1878—1942; Б. С. Лепский, 1872—1941; П. С. Карманский, 1878—1956; С. Н. Чарнецкий, 1881—1944; С. А. Твердохлеб, 1886—1922; Г. О. Чупринка, 1879—1921; М. Г. Филянский, 1873—1938; и др.) группировались вокруг львовского издательства «Молодая муза» и журнала «Украинская хата» в Киеве. В. К. Винниченко создал в н. 900-х ряд реалистических рассказов (сб. «Красота и сила», 1902; «Борьба», «Солдатики», 1906, опубл. 1917), повестей («Голытьба», 1904, опубл. 1926). В серии романов («Заветы отцов» и др.) и драматических произведений Винниченко осудил смуту 1905—07 и ее участников.
Вместе с Франко и Лесей Украинкой крупный вклад в малороссийскую литературу к. XIX — н. ХХ в. сделал Коцюбинский — автор многих мастерски написанных рассказов и новелл («Для общего добра», «Куколка», «Лошади не виноваты», «Дебют», «В дороге», «Intermezzo», «Подарок на именины», «Persona grata», «Неизвестный» и др.), повестей («Дорогой ценой», «Fata morgana», «Тени забытых предков»), критических очерков («Иван Франко» и др.) и публицистических статей.

Другие статьи:
ХВАТОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (Р. 12.02.1919), КРИТИК, ЛИТЕРАТУРОВЕД
КУНЯЕВ СТАНИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ (Р. 27.11.1932), ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ГЛ. РЕДАКТОР ЖУРНАЛА «НАШ СОВРЕМЕННИК»
МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (СК. 1305), КНЯЗЬ СУЗДАЛЬСКИЙ
СОВЕРШЕНСТВО
ЖЕДЕНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (?—ПОСЛЕ ОКТ. 1917), ЧИНОВНИК, ПУБЛИЦИСТ, ИЗДАТЕЛЬ, АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ МОНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, УЧРЕДИТЕЛЬ «ОБЩЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ ИУДЕЙСКОГО ПЛЕМЕНИ»
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования