ФОРШ ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА (УРОЖД. КОМАРОВА) (16[28]. 05.1873—17.07.1961), ПИСАТЕЛЬНИЦА.

ФОРШ Ольга Дмитриевна (урожд. Комарова) (16[28]. 05.1873—17.07.1961), писательница. Родилась в крепости Гуниб, Дагестан. Дочь генерала Д. В. Комарова, начальника округа Среднего Дагестана. Воспитывалась в Московском сиротском институте. Училась живописи в рисовальных школах Киева и Одессы, а также в мастерской П. П. Чистякова при Академии художеств (см. ее очерк «Художник-мудрец», 1928). В 1891 участвовала в борьбе с голодом в Тульской губ., работала в «толстовских столовых». В печати выступила в 1907 (журнал «Киевский вестник»). Затем печатала рассказы и статьи в журналах «Русская мысль», «Заветы», «Тропинка» и др. под псевд. А. Терек. Некоторые ее произведения этих лет отмечены увлечением теософией («Рыцарь из Нюрнберга», 1908), которая, однако, преодолевается и развенчивается в незавершенном романе «Богдан Суховской» (1910, под назв. «Дети земли»). Уже в этих произведениях выявляется основная линия ее творчества. Форш — прозаик философского склада. Обычно герои ее книг — пытливые искатели, люди, не удовлетворенные действительностью, мученики идеи.
В 1924—25 выходит роман «Одеты камнем», открывающий новую грань ее творчества — глубокий историзм. Противопоставление сильной творческой личности (Н. В. Гоголь, А. А. Иванов) и безликой завистливой посредственности (Багрецов) содержится в романе Форш «Современники» (1926). Как писатель Форш ближе всего стоит к традиции Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, несколько осложненной влиянием символистской прозы (А. Белый, А. Ремизов). Это нашло отражение в стиле ее повествования — экспрессивном, напряженном, изобилующем тропами и инверсиями, тяготением к гротеску. Однако в произведениях 40—50-х эти черты в значительной мере сглаживаются. Как писателю-историку Форш присущ исключительно широкий диапазон. Ее романы представляют собой большие исторические полотна, отразившие в ряде существенных черт русскую жизнь со 2-й пол. XVIII в. по 20-е ХХ в. Роман «Горячий цех» (1926) посвящен событиям 1905—07. Здесь писательница обращается к изображению рабочей и солдатской среды. Ее последующие романы — «Сумасшедший корабль» (1931) и «Ворон» (1933, под назв. «Символисты»). Несмотря на все различия, эти 3 книги объединяет то, что они написаны на основе непосредственного восприятия современника, «свидетеля истории», отчасти мемуариста. В «Сумасшедшем корабле» воссоздан быт петроградского «Дома искусств» в первые пореволюционные годы, в «Вороне» — предыдущее десятилетие жизни петербургской интеллигенции. Форш проявила себя как мастер лаконичной, четкой (подчас сатирической) психологической зарисовки.
Параллельно Форш работает над трилогией «Радищев» (ч. 1 — «Якобинский заквас», 1932; ч. 2 — «Казанская помещица», 1934; ч. 3 — «Пагубная книга», 1939), окончательно утвердившей Форш в качестве одного из ведущих исторический прозаиков. Трилогия представляет и исследовательский интерес, т. к. многое в ней, документально подтвержденное впоследствии, было верно угадано интуицией художника. Форш создала широкую панораму екатерининской эпохи; в следующей книге «Михайловский замок» (1946) она воспроизводит время имп. Павла I, рисуя судьбу русских архитекторов В. Баженова и А. Воронихина, творивших в эти годы.
Сравнительно второстепенную роль в творчестве Форш играют ее рассказы, созданные на современном материале. Многие из них резкими, беспощадными штрихами рисуют предреволюционный быт города и деревни, картины нэпа — сборники «Обыватели» (1923), «Летошный снег» (1925), «Московские рассказы» (1926), «Вчерашний день» (1933). Форш принадлежат также книга сатирических полуочерковых новелл «Под куполом» (1929), написанная после поездки во Францию и Италию, книга детских рассказов и сказок «Кому что нравится» (1914) и др.
Соч.: Собр. соч. Т. 1—7. М.; Л., 1928—30; Собр. соч. Т. 1—8. М.; Л., 1962—64
Л. Ч.

Другие статьи:
БРАНЬ ХРИСТИАНИНА С ВРАГАМИ
ГЕОРГИЯ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ОРДЕН
ГОТОВЦЕВА (ГОТОВЦОВА) АННА ИВАНОВНА (В ЗАМУЖЕСТВЕ КОРНИЛОВА) (1799—17[29].07.1871), ПОЭТЕССА
ВЛАДИМИР (ДМИТРИЙ) РЮРИКОВИЧ (1187—3.03.1239), СЫН РЮРИКА РОСТИСЛАВИЧА
АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ СТАРИЦКИЙ (1490—1537), МЛАДШИЙ СЫН ИВАНА III
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования