КОРМЧАЯ КНИГА (НОМОКАНОН), СБОРНИК ПРАВИЛ ЦЕРКВИ И КАСАЮЩИХСЯ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

КОРМЧАЯ КНИГА (НОМОКАНОН), сборник правил Церкви и касающихся ее государственных постановлений, перешедших к русским и другим славянам из Константинопольской Церкви после принятия христианства. В Греческой Церкви «Кормчая книга» называется Номоканоном, что в переводе на славянский язык означает «законоправило», «законоправильник». В России Номоканон сильно изменился, пополнившись правилами чисто русского происхождения, составленными на церковных Соборах русских епископов или же написанных митрополитами русскими по поводу частных церковных вопросов. Т. о., Номоканон на Руси получил свой особенный характер, отличный от греческого; в него вошли кроме греческих узаконений и церковные правила, составленные русским духовенством, и Русская Правда, и другие законодательные памятники Древней Руси. Этот постоянный рост Кормчей, притом рост, обусловливаемый не одной греческой жизнью, но и русской, делает ее весьма важным законодательным памятником; поэтому мы, хотя бы в самых общих чертах, должны рассмотреть ее содержание.
Кормчая (Кормчая по русским рукописям большей частью имеет такое заглавие: «Книга, глаголемая Кормчая, рекше правило закону греческим языком — номос канон» — это перевод греческого слова «номоканон», перевод, впрочем, не бессмысленный, хотя и неточный) дошла до нас во множестве списков, и состав ее по этим спискам большей частью неодинаков, тем не менее все статьи, входящие в нее, можно разделить на 6 отделов. В 1-м отделе русских Кормчих большей частью помещается «Слово о святых Вселенских Соборах, где, когда и почему который собор был собран». Это краткая история Вселенских Соборов без изложения их правил. Она и в печатной Кормчей, изданной при Алексее Михайловиче, поставлена первой статьей. Кроме Вселенских Соборов в ней, по некоторым рукописям, кратко упоминается и о Поместных Соборах Греческой Церкви, с показанием, когда и почему они были созываемы. Во 2-м отделе полагается изложение правил апостольских и отеческих по толкованию дьякона Алексея Аристина, законохранителя и эконома Константинопольской Церкви, известного византийского законотолкователя XII в. Это изложение начинается приведением апостольских правил и их изъяснением, потом следуют правила соборные и их толкования. В иных рукописях правила эти излагаются более или менее полно по сборнику известного византийского законоведа Зонары, а в иных сокращенно по Аристину; толкования же правил помещаются преимущественно Аристиновы. В иных рукописях вместо Аристиновых толкований помещается собрание законов Константинопольского Патриарха и законоведа Иоанна Схоластика, разделенное на 50 титл, а в иных — Номоканон патр. Фотия, разделенный на 14 титл. 3-й отдел составляют «Правила Василия Великого», относящиеся к церковным законам. Эти правила собраны из разных посланий свт. Василия Великого, всего 91 правило. В некоторых рукописях в этом отделе вместе с правилами Василия Великого помещены правила церковные и других отцов и учителей Церкви. Все эти правила размещены в рукописях неодинаково, так что их нельзя подвести под один порядок. 4-й отдел составляют церковно-гражданские узаконения греческих императоров. Они в наших Кормчих известны под следующими названиями: 1. «Заповеди царя Юстиниана, или от различных титл, рекше граней, царя Юстиниана новых заповедей главы избраны различны». Так оглавляются в Кормчей различные статьи, извлеченные из Юстиниановых новелл патр. Фотием в его Номоканоне. 2. «Юстиниана царя 6 собора узаконение, коего подобает поставляти в епископы и клирики». Это собственно отрывок из Юстиниановой новеллы о постановлении епископов и клириков. 3. «От книг божественных повелений блаженныя кончины Юстиниана различныя заповеди, правил 87». Этот сборник приписывается Иоанну Схоластику. В нем помещены узаконения о церковном устройстве, управлении и имуществе. 4. «Леона царя премудраго и Константина вернаго царю главизны о совещании обручения и о образех и о инех различных винах». Так здесь названа эклога имп. Льва Исаврянина и Константина Копронима, изданная в 739—741. Здесь кроме узаконений о браке и о гражданских обязанностях брачующихся помещены узаконения об опеке (см.: Опека в Древней Руси), об освобождении рабов, о займах, о залогах, о дарах, о завещаниях, о наследстве без завещания, о наймах, о свидетелях и о разных преступлениях. 5. «Законы градскаго главы различны в 40 гранях». Под этим заглавием в Кормчей помещены в переводе статьи Прохирона Василия Македонянина. 6. «Новая заповедь царя Алексея Комнена». Она составляет первую статью 43-й главы печатной Кормчей. В ней говорится об уравнении брака рабов с браками свободных, а именно, чтобы браки между рабами совершались по тем же церковным правилам, что и браки свободных. Это первое узаконение христианского царя о признании брака рабов. 7. «Царя Алексея Комнена от новых заповедей». Так названы две новеллы Алексея Комнина; в них помещены узаконения о браках. 8. «Изложение бывшаго церковнаго соединения при Константине и Романе в лето 6428». Под этим заглавием в наших Кормчих помещены постановления о третьем и четвертом браках, сделанные на соборе в Константинополе в 920 при имп. Константине и Романе. В этих постановлениях отвергается четвертый брак, а для третьего назначаются годы, старше которых брак не может быть совершен. 9. Статьи «об усыновлении и братотворении, о браке и степенях родства, воспрещающих супружество». Статьи эти явно византийского происхождения, но в подлиннике они еще не открыты и только отрывками попадаются в материалах, напечатанных в «Jus graeco — romanum» Левенклавия. В печатной Кормчей они помещены под заглавием «О тайне супружества, си есть законнаго брака, и о беззаконных брацех, или взбраненных». К этому же отделу по некоторым Кормчим принадлежат еще две статьи. Первая статья озаглавлена так: «Закон, данный Богом Моисею», или «Избрание от закона Богом даннаго Израильтянам Моисеем о суде и правде». Так названо в Кормчей извлечение из Моисеевых книг: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, — извлечение, заключающее гражданские узаконения. Вторую статью составляет уже известный нам «Закон Судный людем» (см.: Судный закон), или т. н. «Судебник царя Константина».
5-й отдел в русских Кормчих составляют разные церковные и гражданские узаконения русских князей. Сюда относятся: 1) «Устав князя Владимира, крестившаго Русскую землю, о церковных судех и десятинах»; 2) «Правило о церковных людех, о десятинах и о судех епископских, о мерилах градских и о прочих вещех» Владимира же; 3) Устав Ярослава «О судех церковных»; 4) «Суд Ярославль Володимирич Правда Русская»; 5) «Устав князя Новгородскаго Святослава о десятинах», данных новгородской Софийской церкви. Кроме этих узаконений, изданных собственно князьями русскими, здесь же помещены и памятники, изданные русским духовенством. В числе этих памятников мы находим: 1. «Слово святых отец 165 о обидящих церкви святыя». Почему так озаглавлена эта статья и о каких отцах здесь говорится — этого наука еще не знает. В этом Слове за похищение церковных вещей и за грабеж монастырских и церковных имений полагается взыскивать вчетверо, а противящихся такому взысканию и производящих церковный мятеж — сжигать, дома же их и все имущество передавать в церковное владение. Это узаконение, как видим, не русского происхождения — на Руси не было обычая наказывать сожжением. Да оно и не могло быть иначе, потому что прежде на Руси христианства не было, следовательно, у нее и право церковное не могло скоро выработаться, поэтому ей естественно было делать заимствования по церковному праву у Византии. Нет никакого сомнения, что этот памятник очень древнего происхождения; в заглавии его сказано: «Установлено первыми князьями», — следовательно, он прямо относится к временам Владимира или Ярослава. Вероятно, он современник Русской Правды, потому что и во время ее издания были, конечно, церковные грабители и тати, но в ней нет ни одного узаконения против церковных татей и грабителей, тогда как в то время было вполне необходимо подобное узаконение. Известно, что в старое время, время беспрестанных войн и набегов различных кочевников, все приносили на сохранение все свое лучшее и более ценное в церкви, для чего и устраивались при церквях особые комнаты и подвалы, — значит, тогда тем более был необходим закон, ограждающий неприкосновенность всего хранящегося в церквях; таким законом и был, конечно, рассматриваемый нами памятник. 2. Далее в этом отделе помещаются главы «о послусех». Здесь узаконивается, чтобы не принимать в свидетели еретиков и рабов, и только в крайности, за недостатком свидетелей из свободных, в небольших тяжбах принимать свидетельство боярского тиуна, который был рабом только по должности, и закупа. Ясно, что это узаконение не чисто русского происхождения, потому что в нем говорится о еретиках, которых в Древней Руси не было. 3. «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославова, игумена печерского Феодосия о Латыне» (латинской церкви). Здесь Феодосий гл. обр. перечисляет обряды и правила, которыми латинская Церковь в его время отличалась от Греческой. В заключение своих ответов Феодосий убеждает Изяслава строго держаться правил Православной Церкви, но в то же время призывает его быть милостивым к иноверцам. 4. «Вопросы Кирика к епископу новгородскому Нифонту». Здесь изложены разные вопросы Кирика, дьякона и законохранителя (Номофилакс) новгородской Софийской церкви, относящиеся к церковному устройству. Некоторые из этих вопросов разрешены Нифонтом, некоторые — другими епископами: Ильей, Иаковом и др., а большая часть — самим же Кириком. 5. «Иоанна, митрополита русскаго, нареченнаго пророком, правило церковное к Иакову Черноризцу». Здесь помещены девять правил, весьма живо изображающих как положение тогдашнего русского общества, так и характер церковного и гражданского устройства Руси. Первое из этих правил требует больных младенцев крестить до 6 недель по рождении, не дожидаясь, пока они выздоровеют. Далее, в этом же правиле запрещается есть звероядину и удавленину, предписывается священникам внушать их прихожанам, чтобы они приобщались каждый год, соблюдали посты, не держали по две жены и не прибегали к волхвованию и чародейству. Второе правило требует, чтобы священники были в подчинении своего местного архиерея. Третье правило требует, чтобы не поставлять в поддьяконы и дьяконы неженатых. Четвертое правило говорит о построении церквей. Пятое дозволяет поставлять в священники того, кто поступил в монастырь, разведясь с женой. Шестое правило требует, чтобы князья не выдавали своих дочерей в чужую землю за иноверцев. Седьмое правило позволяет священникам входить в церковь и совершать богослужение в овчинном платье «ради холода» и предписывает священникам, чтобы они не позволяли своим прихожанам приносить жертвы колодезям, болотам и бесам и жить с женами без церковного венчания. Восьмое правило непокоряющихся священникам в правилах жизни христианской повелевает отлучать от Церкви. Девятое правило запрещает священнослужителям присутствовать на бесчинных пирах, запрещает продавать рабов-христиан иноверцам, излагает степени родства, в которых не допускает брак, запрещает монахам жить вне монастыря и заводить пиры в монастырях, предписывает священникам стараться об избавлении между их прихожанами обычая жить с женами без церковного венчания, повелевает, чтобы епископы не умножали церквей без нужды и строили их с согласия князя и, наконец, чтобы священнослужители не носили богатых одежд. 6. «Послание о опресноках» того же Иоанна, митр. Русского, к папе, архиеп. Римскому. В этом послании Иоанн убеждает римского папу Александра III отказаться от разногласия с Православной Церковью. 7. «Кирилла, епископа Туровскаго, сказание о Черноризском чину». Здесь помещены правила монастырской жизни, собранные Кириллом из разных уставов. 8. «Исправление архиепископа новгородскаго Илии с белгородским епископом о забытии вина и воды, иже не влити при службе». 9. «Послание Германа, патриарха Константинопольскаго, и с ним 6 греческих митрополитов к русскому митрополиту Кириллу 1-му о непосвящении рабов в духовный сан». 10. «Правила Кирилла митрополита и епископов, сшедшихся на поставление владимирскаго епископа Серапиона». Этими правилами требуется, во-первых, чтобы епископы не поставляли священников, и дьяконов, и игуменов «на мзде», т. е. чтобы не брали с них денег за поставление, чтобы прежде поставления наводили справки у соседей о жизни ищущих поставления и чтобы поставление не было тайным; во-вторых, запрещается поставлять в дьяконы и священники пришедших из другого города, а также рабов, не получивших свободу; в-третьих, требуется, чтобы за поставляемого поручались в его жизни духовный отец его и 7 священников, и не дозволяется поставлять в дьяконы моложе 25, а священники — моложе 30 лет; в-четвертых, предписывается, чтобы Крещение совершалось везде одинаково; в-пятых, правила запрещают разные языческие игры в праздничные дни и особенно восстают против «боя дрекольем» и отказывают в христианском погребении убитых в таких боях; в-шестых, постановляют заботиться о соблюдении порядка при богослужении и запрещают непосвященным входить в алтарь, читать Апостол и петь прокимны. 11. Того же митр. Кирилла «Поучение к попам». В этом же поучении есть еще «обращение к князю», которого Кирилл называет сыном блгв. кн. Александра Невского и напоминает ему, чтобы он соблюдал десятины и суды церковные, которые узаконены в уставе Владимира Святославича. 12. «Вопросы, предложенные Константинопольскому Собору Феогностом», еп. Сарским и Подонским, в 1301. Вопросы и ответы на них касаются преимущественно чина священнослужения. Так, напр., Феогност спрашивал на Константинопольском Соборе, в какие дни Евангелие во время служения должно читать епископу, можно ли одному священнику крестить, а другому читать молитвы, можно ли служить литургию в Великую Пятницу, если епископ в болезни пострижется в схиму, а потом выздоровеет, то можно ли ему оставаться в сане и должности епископа, и т. д. 13. «Правила Максима, митрополита русскаго, о среде и пятнице, о мясопусте и о законном браце», написанные в 1305. 14. «Грамота вел. кн. Василия Дмитриевича митрополиту Киприану о судах церковных», дана в 1403. Этой грамотой вел. князь подтверждает все права Церкви по Номоканону и по уставам Владимира и др. русских князей. 15. «Постановления вел. кн. Ивана Васильевича», касающиеся церковных дел, изданные по совещанию с митр. Симоном.
Кроме того, в некоторых списках Кормчей встречаются церковно-юридические статьи, относящиеся к Западной Руси. Сюда относятся: послание литовских епископов к Всероссийскому митр. Фотию, где они отрекаются от подсудности ему в духовных делах; окружная грамота литовских епископов об избрании и посвящении Киевского митр. Григория Цамблака; окружная грамота Литовского вел. кн. Витовта об отделении Киевской митрополии от Московской; жалованная грамота короля польского Казимира III литовскому, русскому и жмудскому духовенству, дворянству, рыцарям, шляхте, боярам и местичам о сравнении их прав с поляками (1457); Судебник того же короля Казимира, данный Литве в 1468; уставы, относящиеся к правам литовского духовенства.
Наконец, в 6-м отделе помещаются некоторые статьи не юридического содержания, греческие и русские, напр. «Никифора, патриарха Цареградскаго, летописец вскоре», т. е. краткая летопись, пополненная в России разными русскими известиями; «Речь жидовскаго языка, переложенная на русское, неразумное — на разум», т. е. объяснение еврейских слов, встречающихся в Св. Писании; «Сказание, како Кирилл филосов состави азбуку по языку словенску и книги переведе от греческих на словенский язык»; «От св. отец сказание о том, какия книги подобает чести и какия не чести»; «Князя Владимира о Крещении Русской земли и похвала ему». Сюда же относится «Беседа полоцкаго князя Константина с епископом о тиуне» и др. статьи разного содержания. Все эти статьи в разных Кормчих XIII, XIV и XV вв. помещены не в одинаковом порядке и числе: иные Кормчие сокращеннее, иные полнее, в одних помещены только греческие канонические законы, в других — канонические и неканонические, в иных — и греческие, и русские статьи, а в иных — болгарские и сербские. Вообще состав Кормчих, хотя носит более или менее одинаковый характер, преимущественно юридического сборника, очень разнообразен. В Кормчих русское духовенство, а может быть и сами князья, видели общий юридический кодекс законов, не только церковных, но и гражданских; к ним прибегали для решения разных юридических вопросов, не только церковных, но и светских. При перечислении статей, встречающихся в Кормчих, мы видели не только Русскую Правду, но и Литовский Судебник царя Казимира и разные привилегии его русскому духовенству, дворянству и др. классам Западной Руси; следовательно, в Кормчих по месту, где они составлялись, помещались все местные узаконения, как светские, так и духовные.

Беляев И. Д.

Другие статьи:
БЕЛЯЕВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (8[21].03.1909—11.02.1990), ПИСАТЕЛЬ
ЭМПИРИЗМ
АНИСИМОВА ДОМНА АНИСИМОВНА («СЛЕПАЯ ДОМАНЯ») (1812 — ПОСЛЕ 1868), ПОЭТЕССА
СТРАННИК (АРХИЕП. ИОАНН САН-ФРАНЦИССКИЙ, В МИРУ КН. ДИМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ШАХОВСКОЙ) (23.08.1902—30.05. 1989), ПОЭТ
СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Леонид Юзефович Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922-1923
Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922-1923
Леонид Юзефович - известный писатель, историк, автор романов "Казароза", "Журавли и карлики" и др., биографии барона Р.Ф.Унгерн-Штернберга "Самодержец пустыни", а также сценария фильма "Гибель империи".
Новая книга Леонида Юзефовича рассказывает о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России - героическом походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-1923 годах. Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои этого захватывающего повествования - две неординарные исторические фигуры: белый генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий писатель Иван Строд. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история жизни, любви и смерти.
В 2016 году книга была удостоена премий "Национальный бестселлер" и "Большая книга"....

Цена:
544 руб

Егор Ларичев, Анастасия Углик Московское метро. Путеводитель
Московское метро. Путеводитель
Путеводитель включает пять маршрутов по станциям, наиболее интересным с художественной и архитектурной точки зрения. Вы сможете прочитать об истории их создания, архитектурных особенностях, декоративном убранстве, посмотреть современные и архивные фотографии, а также эскизы проектов станций, некоторые из которых так и не были воплощены. Второй, четвертый и пятый маршруты состоят из двух частей: основной - в нее включены наиболее значимые станции, и расширенной - в нее входят станции, также представляющие интерес. Путеводитель снабжен указателем всех станций Московского метрополитена, а также перечнем музеев, театров, стадионов, вокзалов, крупных торговых центров и парков Москвы, до которых можно добраться на метро.

Формат: 20,5 см х 27,5 см....

Цена:
275 руб

Соловьев С.М. История России с древнейших времен
История России с древнейших времен
"История России с древнейших времен", созданная знаменитым историком Сергеем Михайловичем Соловьевым, не имеет себе равных в отечественной науке. Этот труд стал невиданным событием в российском обществе, явлением истинно мирового масштаба. На создание этого колоссального произведения ученый затратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. И до сих пор никто не смог затмить славы С.М.Соловьева, никто не сумел повторить его гражданский подвиг: так тщательно, детально, подробно изучить события отечественной истории, а главное, показать их внутреннюю логику и связь, их причины и следствия, так ясно изложить факты, так подробно исследовать явления российской жизни. И пусть страницы этой книги шаг за шагом ведут читателя по пути, когда-то начертанному для себя ее автором: "Выучиться самому, чтобы дать средство другим знать основательно свою историю"....

Цена:
1092 руб

С. А. Николаевич История России с древнейших времен до наших дней
История России с древнейших времен до наших дней
Однотомное издание "История России" является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами Института Российской истории РАН, - великолепное учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и широкого круга читателей, интересующихся историей своей страны....

Цена:
1120 руб

Кирилл Соловьев Хозяин земли русской? Самодержавие и бюрократия в эпоху модерна
Хозяин земли русской? Самодержавие и бюрократия в эпоху модерна
В 1897 году в ходе первой всероссийской переписи населения Николай II в анкетной графе «род деятельности» написал знаменитые слова: "Хозяин земли русской". Но несмотря на формальное всевластие русского самодержца, он был весьма ограничен в свободе деятельности со стороны бюрократического аппарата. Российская бюрократия - в отсутствие сдерживающих ее правовых институтов - стала поистине всесильна. Книга известного историка Кирилла Соловьева дает убедительный коллективный портрет "министерской олигархии" конца XIX века и подробное описание отдельных ярких представителей этого сословия (М.Т.Лорис-Меликова, К.П.Победоносцева, В.К.Плеве, С.Ю.Витте и др.). Особое внимание автор уделяет механизмам принятия государственных решений, конфликтам бюрократии с обществом, внутриминистерским интригам. Слабость административной вертикали при внешне жесткой бюрократической системе, слабое знание чиновниками реалий российской жизни, законодательная анархия  все эти факторы в итоге привели к падению монархии. Кирилл Соловьев - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории исторической науки РГГУ. Автор трехсот научных публикаций, в том числе пяти монографий по вопросам политической истории России, истории парламентаризма, техники управления и технологии власти....

Цена:
388 руб

С. И. Кузьмин ГУЛАГ без ретуши
ГУЛАГ без ретуши
Эта книга - как зеркало. Основанная на реальных архивах НКВД и посвящённая ГУЛАГу, она рассказывает не только о его истории, создателях, руководителях, лагерной жизни и кадровой политике, но рисует портрет сегодняшнего общества, поднимая проблемы вневременные. Факты и цифры неумолимо свидетельствуют об истинной истории и трудностях становления молодого Советского Союза. Списки реальных врагов и их география впечатляют, но могло ли быть иначе, когда весь мир был против одной страны?.. Судьбы сменявших друг друга наркомов НКВД Ягоды, Ежова, Берии, а затем и Хрущёва обнажают реальное лицо проводимой ими политики, когда несогласные были опаснее уголовников. Кому спасла жизнь гулаговская система? Ответ на этот вопрос напрямую связан с развалом СССР, так же как и вооружённая ненависть теперешних националистов Украины. Книга доктора юридических наук, профессора Станислава Кузьмина "ГУЛАГ без ретуши" доказывает, что историческая правда жива и сегодня открывается обществу....

Цена:
463 руб

В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьев Первые русские цари. Иван Грозный, Борис Годунов
Первые русские цари. Иван Грозный, Борис Годунов
Библиотека проекта "История Российского государства" - это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков. О полной трагизма и противоречий эпохе правления первых русских царей Ивана Грозного и Бориса Годунова рассказывают классики отечественной историографии В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров и С.М.Соловьев, избранные главы из трудов которых публикуются в этом томе....

Цена:
770 руб

Алексей Иванов, Юлия Зайцева Дебри
Дебри
Роман Алексея Иванова "Тобол" рассказывает о петровской эпохе в истории Сибири. В романе множество сюжетных линий. Губернатор перестраивает Сибирь из воеводской в имперскую. Зодчий возводит кремль. Митрополит ищет идола в чудотворной кольчуге Ермака. Пленный шведский офицер тайно составляет карту Оби. Бухарский купец налаживает сбыт нелегальной пушнины. Беглые раскольники готовят массовое самосожжение. Шаман насылает демонов тайги на православных миссионеров. Китайский посол подбивает русских на войну с джунгарами. Ссыльный полковник, зачарованный язычницей, гонится за своей колдовской возлюбленной. Войско обороняет степную крепость от кочевников. Эти яркие сюжеты выстроены на основе реальных событий сибирской истории, и очень многие персонажи - реальные персоны, о которых написаны научные исследования. Об этом - книга Алексея Иванова и Юлии Зайцевой "Дебри".
"Дебри" - историческая основа романа "Тобол". А ещё и рассказ о том, как со времён Ермака до времён Петра создавалась русская Сибирь. Рассказ о том, зачем Сибирь была нужна России, и какими усилиями далось покорение неведомой тайги. "Дебри" - достоверное повествование о дерзости землепроходцев и воровстве воевод, о забытых городах Мангазее и Албазине, об идолах и шаманизме, о войнах с инородцами и казачьих мятежах, о пушнине и могильном золоте, о сибирских святых и протопопе Аввакуме, о служилых людях и ссыльных бунтовщиках, о мамонтах и первых натуралистах. Сибирская история полна страстей, корысти и самоотверженности. И знать её надо просто потому, что мы русские.

Об авторах: Алексей Иванов - российский писатель и сценарист, культуролог. Автор одиннадцати романов в разных жанрах: "Корабли и Галактика" (опубликован в 2004 г), "Географ глобус пропил" (опубликован  в 2003 г), "Сердце Пармы" (опубликован в 2003 г), "Золото бунта" (2006 г), "Блуда и МУДО" (2007 г), "Ненастье" (2015 г), "Тобол" (2017 г) и др. Также является автором шести нон-фикшн-книг, в том числе культурологических исследований "Ёбург", "Вилы" и "Хребет России". Многие романы писателя легли в основу фильмов и театральных постановок, а по книге "Хребет России" в сотрудничестве с Леонидом Парфеновым писатель снял одноименный документальный телесериал, рассказывающий об истории, культуре и природе Урала.

Юлия Зайцева - кандидат филологических наук, с 2006 года продюсер писателя Алексея Иванова. Руководит продюсерским центром "Июль", который представляет интересы писателя и реализует все его проекты в книгоиздании, кино и на телевидении. Кроме того, Юлия является генеральным продюсером и ведущим-испытателем документального телепроекта "Хребет России".

Отзывы: "Иванов впервые в новейшей русской литературе рассказал о том, как Российская империя расширялась географически и что в культурном смысле значило это расширение. Он географ в том смысле, в каком географом был Страбон. Иванов описывает неведомые земли, о которых его читатели не имеют ни малейшего представления: мы не знаем, что такое колонизация Урала, мы не знаем, что такое колонизация Сибири, а он знает". (Александр Гаврилов)
 
Цитата: "За одно столетие русские землепроходцы присоединили к России всю Сибирь: от кряжей Урала до вулканов Камчатки, от побережья Ледовитого океана - "Дышащего моря" - до ледяных вершин "Крыши мира". Маленькими отрядами по тридцать-пятьдесят человек они отважно выходили на terra incognita, словно в открытый космос. Никто из них не знал, что скрывается там, за поворотом, потому что эти грубые бородатые мужики, преданные государю вояки и вольные разбойники - сами себе хозяева, уже перешли пределы карт: с расчерченных листов шагнули на чистые страницы, чтобы кровью и потом нанести на них собственную географию". Алексей Иванов

Ключевые слова: Алексей Иванов, Юлия Зайцева, история, Сибирь, Россия, география, Ермак, Петр, Дерби, нон-фикшн, документальная литература, история России, Тобол, история Сибири, воеводство, Российская империя, первопроходцы, завоевания, шаманизм, язычество, миссионерство, пушнина, протопоп Аввакум, бунтовщики, Матвей Гагарин, колонизация, завоеватели, Петр I, Ремезов, Семен Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Тобольск, Тюмень, Красноярск, Иркутск, Камчатка, Якутск.

...

Цена:
658 руб

Н. М. Карамзин История государства Российского
История государства Российского
?"Карамзин есть первый наш историк и последний летописец..." — эти слова А.С.Пушкина адресованы великому писателю, историку и просветителю Николаю Михайловичу Карамзину. Выход в свет знаменитой "Истории государства Российского" стал крупнейшим событием общественной жизни страны. Впервые для изложения истории России было использовано большое количество исторических документов, включая Лаврентьевскую и Ипатьевскую летописи, Судебники и др. В произведении также проявился и писательский талант Карамзина. автор подает события прошлого, используя всю красоту русского языка, не ограничиваясь сухим перечислением исторических сюжетов. В этой книге собрана вся "История государства Российского". Издание предназначено для широкого круга читателей....

Цена:
540 руб

В. Руга, А. Кокорев Барышни и дамы. Повседневная жизнь москвичек во второй половине XIX - начале ХХ в.
Барышни и дамы. Повседневная жизнь москвичек во второй половине XIX - начале ХХ в.
В своей книге Владимир Руга и Андрей Кокорев продолжают рассказывать о повседневной жизни дореволюционной Москвы. На этот раз в центре внимания - москвички. Вы узнаете, как девушки вступали во взрослую жизнь, учились и работали, как был устроен их досуг. А затем - как барышни превращались в замужних дам, каковы были радости и тяготы их семейной жизни. Книга не обходит вниманием и тех, кого называли "жертвами общественного темперамента". Авторы часто предоставляют слово непосредственным свидетелям того времени: авторам дневников, воспоминаний, романов и повестей, журнальных и газетных очерков.

Книга снабжена огромным количеством иллюстраций, в основном воспроизведенных из журналов того времени. Этот необычайно атмосферный том предназначен для широкого круга читателей....

Цена:
879 руб

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования