КОРМЧАЯ КНИГА (НОМОКАНОН), СБОРНИК ПРАВИЛ ЦЕРКВИ И КАСАЮЩИХСЯ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

КОРМЧАЯ КНИГА (НОМОКАНОН), сборник правил Церкви и касающихся ее государственных постановлений, перешедших к русским и другим славянам из Константинопольской Церкви после принятия христианства. В Греческой Церкви «Кормчая книга» называется Номоканоном, что в переводе на славянский язык означает «законоправило», «законоправильник». В России Номоканон сильно изменился, пополнившись правилами чисто русского происхождения, составленными на церковных Соборах русских епископов или же написанных митрополитами русскими по поводу частных церковных вопросов. Т. о., Номоканон на Руси получил свой особенный характер, отличный от греческого; в него вошли кроме греческих узаконений и церковные правила, составленные русским духовенством, и Русская Правда, и другие законодательные памятники Древней Руси. Этот постоянный рост Кормчей, притом рост, обусловливаемый не одной греческой жизнью, но и русской, делает ее весьма важным законодательным памятником; поэтому мы, хотя бы в самых общих чертах, должны рассмотреть ее содержание.
Кормчая (Кормчая по русским рукописям большей частью имеет такое заглавие: «Книга, глаголемая Кормчая, рекше правило закону греческим языком — номос канон» — это перевод греческого слова «номоканон», перевод, впрочем, не бессмысленный, хотя и неточный) дошла до нас во множестве списков, и состав ее по этим спискам большей частью неодинаков, тем не менее все статьи, входящие в нее, можно разделить на 6 отделов. В 1-м отделе русских Кормчих большей частью помещается «Слово о святых Вселенских Соборах, где, когда и почему который собор был собран». Это краткая история Вселенских Соборов без изложения их правил. Она и в печатной Кормчей, изданной при Алексее Михайловиче, поставлена первой статьей. Кроме Вселенских Соборов в ней, по некоторым рукописям, кратко упоминается и о Поместных Соборах Греческой Церкви, с показанием, когда и почему они были созываемы. Во 2-м отделе полагается изложение правил апостольских и отеческих по толкованию дьякона Алексея Аристина, законохранителя и эконома Константинопольской Церкви, известного византийского законотолкователя XII в. Это изложение начинается приведением апостольских правил и их изъяснением, потом следуют правила соборные и их толкования. В иных рукописях правила эти излагаются более или менее полно по сборнику известного византийского законоведа Зонары, а в иных сокращенно по Аристину; толкования же правил помещаются преимущественно Аристиновы. В иных рукописях вместо Аристиновых толкований помещается собрание законов Константинопольского Патриарха и законоведа Иоанна Схоластика, разделенное на 50 титл, а в иных — Номоканон патр. Фотия, разделенный на 14 титл. 3-й отдел составляют «Правила Василия Великого», относящиеся к церковным законам. Эти правила собраны из разных посланий свт. Василия Великого, всего 91 правило. В некоторых рукописях в этом отделе вместе с правилами Василия Великого помещены правила церковные и других отцов и учителей Церкви. Все эти правила размещены в рукописях неодинаково, так что их нельзя подвести под один порядок. 4-й отдел составляют церковно-гражданские узаконения греческих императоров. Они в наших Кормчих известны под следующими названиями: 1. «Заповеди царя Юстиниана, или от различных титл, рекше граней, царя Юстиниана новых заповедей главы избраны различны». Так оглавляются в Кормчей различные статьи, извлеченные из Юстиниановых новелл патр. Фотием в его Номоканоне. 2. «Юстиниана царя 6 собора узаконение, коего подобает поставляти в епископы и клирики». Это собственно отрывок из Юстиниановой новеллы о постановлении епископов и клириков. 3. «От книг божественных повелений блаженныя кончины Юстиниана различныя заповеди, правил 87». Этот сборник приписывается Иоанну Схоластику. В нем помещены узаконения о церковном устройстве, управлении и имуществе. 4. «Леона царя премудраго и Константина вернаго царю главизны о совещании обручения и о образех и о инех различных винах». Так здесь названа эклога имп. Льва Исаврянина и Константина Копронима, изданная в 739—741. Здесь кроме узаконений о браке и о гражданских обязанностях брачующихся помещены узаконения об опеке (см.: Опека в Древней Руси), об освобождении рабов, о займах, о залогах, о дарах, о завещаниях, о наследстве без завещания, о наймах, о свидетелях и о разных преступлениях. 5. «Законы градскаго главы различны в 40 гранях». Под этим заглавием в Кормчей помещены в переводе статьи Прохирона Василия Македонянина. 6. «Новая заповедь царя Алексея Комнена». Она составляет первую статью 43-й главы печатной Кормчей. В ней говорится об уравнении брака рабов с браками свободных, а именно, чтобы браки между рабами совершались по тем же церковным правилам, что и браки свободных. Это первое узаконение христианского царя о признании брака рабов. 7. «Царя Алексея Комнена от новых заповедей». Так названы две новеллы Алексея Комнина; в них помещены узаконения о браках. 8. «Изложение бывшаго церковнаго соединения при Константине и Романе в лето 6428». Под этим заглавием в наших Кормчих помещены постановления о третьем и четвертом браках, сделанные на соборе в Константинополе в 920 при имп. Константине и Романе. В этих постановлениях отвергается четвертый брак, а для третьего назначаются годы, старше которых брак не может быть совершен. 9. Статьи «об усыновлении и братотворении, о браке и степенях родства, воспрещающих супружество». Статьи эти явно византийского происхождения, но в подлиннике они еще не открыты и только отрывками попадаются в материалах, напечатанных в «Jus graeco — romanum» Левенклавия. В печатной Кормчей они помещены под заглавием «О тайне супружества, си есть законнаго брака, и о беззаконных брацех, или взбраненных». К этому же отделу по некоторым Кормчим принадлежат еще две статьи. Первая статья озаглавлена так: «Закон, данный Богом Моисею», или «Избрание от закона Богом даннаго Израильтянам Моисеем о суде и правде». Так названо в Кормчей извлечение из Моисеевых книг: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, — извлечение, заключающее гражданские узаконения. Вторую статью составляет уже известный нам «Закон Судный людем» (см.: Судный закон), или т. н. «Судебник царя Константина».
5-й отдел в русских Кормчих составляют разные церковные и гражданские узаконения русских князей. Сюда относятся: 1) «Устав князя Владимира, крестившаго Русскую землю, о церковных судех и десятинах»; 2) «Правило о церковных людех, о десятинах и о судех епископских, о мерилах градских и о прочих вещех» Владимира же; 3) Устав Ярослава «О судех церковных»; 4) «Суд Ярославль Володимирич Правда Русская»; 5) «Устав князя Новгородскаго Святослава о десятинах», данных новгородской Софийской церкви. Кроме этих узаконений, изданных собственно князьями русскими, здесь же помещены и памятники, изданные русским духовенством. В числе этих памятников мы находим: 1. «Слово святых отец 165 о обидящих церкви святыя». Почему так озаглавлена эта статья и о каких отцах здесь говорится — этого наука еще не знает. В этом Слове за похищение церковных вещей и за грабеж монастырских и церковных имений полагается взыскивать вчетверо, а противящихся такому взысканию и производящих церковный мятеж — сжигать, дома же их и все имущество передавать в церковное владение. Это узаконение, как видим, не русского происхождения — на Руси не было обычая наказывать сожжением. Да оно и не могло быть иначе, потому что прежде на Руси христианства не было, следовательно, у нее и право церковное не могло скоро выработаться, поэтому ей естественно было делать заимствования по церковному праву у Византии. Нет никакого сомнения, что этот памятник очень древнего происхождения; в заглавии его сказано: «Установлено первыми князьями», — следовательно, он прямо относится к временам Владимира или Ярослава. Вероятно, он современник Русской Правды, потому что и во время ее издания были, конечно, церковные грабители и тати, но в ней нет ни одного узаконения против церковных татей и грабителей, тогда как в то время было вполне необходимо подобное узаконение. Известно, что в старое время, время беспрестанных войн и набегов различных кочевников, все приносили на сохранение все свое лучшее и более ценное в церкви, для чего и устраивались при церквях особые комнаты и подвалы, — значит, тогда тем более был необходим закон, ограждающий неприкосновенность всего хранящегося в церквях; таким законом и был, конечно, рассматриваемый нами памятник. 2. Далее в этом отделе помещаются главы «о послусех». Здесь узаконивается, чтобы не принимать в свидетели еретиков и рабов, и только в крайности, за недостатком свидетелей из свободных, в небольших тяжбах принимать свидетельство боярского тиуна, который был рабом только по должности, и закупа. Ясно, что это узаконение не чисто русского происхождения, потому что в нем говорится о еретиках, которых в Древней Руси не было. 3. «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославова, игумена печерского Феодосия о Латыне» (латинской церкви). Здесь Феодосий гл. обр. перечисляет обряды и правила, которыми латинская Церковь в его время отличалась от Греческой. В заключение своих ответов Феодосий убеждает Изяслава строго держаться правил Православной Церкви, но в то же время призывает его быть милостивым к иноверцам. 4. «Вопросы Кирика к епископу новгородскому Нифонту». Здесь изложены разные вопросы Кирика, дьякона и законохранителя (Номофилакс) новгородской Софийской церкви, относящиеся к церковному устройству. Некоторые из этих вопросов разрешены Нифонтом, некоторые — другими епископами: Ильей, Иаковом и др., а большая часть — самим же Кириком. 5. «Иоанна, митрополита русскаго, нареченнаго пророком, правило церковное к Иакову Черноризцу». Здесь помещены девять правил, весьма живо изображающих как положение тогдашнего русского общества, так и характер церковного и гражданского устройства Руси. Первое из этих правил требует больных младенцев крестить до 6 недель по рождении, не дожидаясь, пока они выздоровеют. Далее, в этом же правиле запрещается есть звероядину и удавленину, предписывается священникам внушать их прихожанам, чтобы они приобщались каждый год, соблюдали посты, не держали по две жены и не прибегали к волхвованию и чародейству. Второе правило требует, чтобы священники были в подчинении своего местного архиерея. Третье правило требует, чтобы не поставлять в поддьяконы и дьяконы неженатых. Четвертое правило говорит о построении церквей. Пятое дозволяет поставлять в священники того, кто поступил в монастырь, разведясь с женой. Шестое правило требует, чтобы князья не выдавали своих дочерей в чужую землю за иноверцев. Седьмое правило позволяет священникам входить в церковь и совершать богослужение в овчинном платье «ради холода» и предписывает священникам, чтобы они не позволяли своим прихожанам приносить жертвы колодезям, болотам и бесам и жить с женами без церковного венчания. Восьмое правило непокоряющихся священникам в правилах жизни христианской повелевает отлучать от Церкви. Девятое правило запрещает священнослужителям присутствовать на бесчинных пирах, запрещает продавать рабов-христиан иноверцам, излагает степени родства, в которых не допускает брак, запрещает монахам жить вне монастыря и заводить пиры в монастырях, предписывает священникам стараться об избавлении между их прихожанами обычая жить с женами без церковного венчания, повелевает, чтобы епископы не умножали церквей без нужды и строили их с согласия князя и, наконец, чтобы священнослужители не носили богатых одежд. 6. «Послание о опресноках» того же Иоанна, митр. Русского, к папе, архиеп. Римскому. В этом послании Иоанн убеждает римского папу Александра III отказаться от разногласия с Православной Церковью. 7. «Кирилла, епископа Туровскаго, сказание о Черноризском чину». Здесь помещены правила монастырской жизни, собранные Кириллом из разных уставов. 8. «Исправление архиепископа новгородскаго Илии с белгородским епископом о забытии вина и воды, иже не влити при службе». 9. «Послание Германа, патриарха Константинопольскаго, и с ним 6 греческих митрополитов к русскому митрополиту Кириллу 1-му о непосвящении рабов в духовный сан». 10. «Правила Кирилла митрополита и епископов, сшедшихся на поставление владимирскаго епископа Серапиона». Этими правилами требуется, во-первых, чтобы епископы не поставляли священников, и дьяконов, и игуменов «на мзде», т. е. чтобы не брали с них денег за поставление, чтобы прежде поставления наводили справки у соседей о жизни ищущих поставления и чтобы поставление не было тайным; во-вторых, запрещается поставлять в дьяконы и священники пришедших из другого города, а также рабов, не получивших свободу; в-третьих, требуется, чтобы за поставляемого поручались в его жизни духовный отец его и 7 священников, и не дозволяется поставлять в дьяконы моложе 25, а священники — моложе 30 лет; в-четвертых, предписывается, чтобы Крещение совершалось везде одинаково; в-пятых, правила запрещают разные языческие игры в праздничные дни и особенно восстают против «боя дрекольем» и отказывают в христианском погребении убитых в таких боях; в-шестых, постановляют заботиться о соблюдении порядка при богослужении и запрещают непосвященным входить в алтарь, читать Апостол и петь прокимны. 11. Того же митр. Кирилла «Поучение к попам». В этом же поучении есть еще «обращение к князю», которого Кирилл называет сыном блгв. кн. Александра Невского и напоминает ему, чтобы он соблюдал десятины и суды церковные, которые узаконены в уставе Владимира Святославича. 12. «Вопросы, предложенные Константинопольскому Собору Феогностом», еп. Сарским и Подонским, в 1301. Вопросы и ответы на них касаются преимущественно чина священнослужения. Так, напр., Феогност спрашивал на Константинопольском Соборе, в какие дни Евангелие во время служения должно читать епископу, можно ли одному священнику крестить, а другому читать молитвы, можно ли служить литургию в Великую Пятницу, если епископ в болезни пострижется в схиму, а потом выздоровеет, то можно ли ему оставаться в сане и должности епископа, и т. д. 13. «Правила Максима, митрополита русскаго, о среде и пятнице, о мясопусте и о законном браце», написанные в 1305. 14. «Грамота вел. кн. Василия Дмитриевича митрополиту Киприану о судах церковных», дана в 1403. Этой грамотой вел. князь подтверждает все права Церкви по Номоканону и по уставам Владимира и др. русских князей. 15. «Постановления вел. кн. Ивана Васильевича», касающиеся церковных дел, изданные по совещанию с митр. Симоном.
Кроме того, в некоторых списках Кормчей встречаются церковно-юридические статьи, относящиеся к Западной Руси. Сюда относятся: послание литовских епископов к Всероссийскому митр. Фотию, где они отрекаются от подсудности ему в духовных делах; окружная грамота литовских епископов об избрании и посвящении Киевского митр. Григория Цамблака; окружная грамота Литовского вел. кн. Витовта об отделении Киевской митрополии от Московской; жалованная грамота короля польского Казимира III литовскому, русскому и жмудскому духовенству, дворянству, рыцарям, шляхте, боярам и местичам о сравнении их прав с поляками (1457); Судебник того же короля Казимира, данный Литве в 1468; уставы, относящиеся к правам литовского духовенства.
Наконец, в 6-м отделе помещаются некоторые статьи не юридического содержания, греческие и русские, напр. «Никифора, патриарха Цареградскаго, летописец вскоре», т. е. краткая летопись, пополненная в России разными русскими известиями; «Речь жидовскаго языка, переложенная на русское, неразумное — на разум», т. е. объяснение еврейских слов, встречающихся в Св. Писании; «Сказание, како Кирилл филосов состави азбуку по языку словенску и книги переведе от греческих на словенский язык»; «От св. отец сказание о том, какия книги подобает чести и какия не чести»; «Князя Владимира о Крещении Русской земли и похвала ему». Сюда же относится «Беседа полоцкаго князя Константина с епископом о тиуне» и др. статьи разного содержания. Все эти статьи в разных Кормчих XIII, XIV и XV вв. помещены не в одинаковом порядке и числе: иные Кормчие сокращеннее, иные полнее, в одних помещены только греческие канонические законы, в других — канонические и неканонические, в иных — и греческие, и русские статьи, а в иных — болгарские и сербские. Вообще состав Кормчих, хотя носит более или менее одинаковый характер, преимущественно юридического сборника, очень разнообразен. В Кормчих русское духовенство, а может быть и сами князья, видели общий юридический кодекс законов, не только церковных, но и гражданских; к ним прибегали для решения разных юридических вопросов, не только церковных, но и светских. При перечислении статей, встречающихся в Кормчих, мы видели не только Русскую Правду, но и Литовский Судебник царя Казимира и разные привилегии его русскому духовенству, дворянству и др. классам Западной Руси; следовательно, в Кормчих по месту, где они составлялись, помещались все местные узаконения, как светские, так и духовные.

Беляев И. Д.

Другие статьи:
ЗАЕМНЫЕ БАНКИ
КОШЕВОЙ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ (1926—1943), РУССКИЙ ПАТРИОТ
ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ (ОК. 962—977), СЫН КИЕВСКОГО КН. СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА
МОСКВИТЯНИН, «УЧЕНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ»,
КРЫМОВА Е.С. НАСЛЕДНИЦЫ - РОГАЧЕВСКАЯ МАНУФАКТУРА
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования