КАТЕНИН ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (11[22].12.1792—23.05 [4.06]. 1853), ПОЭТ, ПЕРЕВОДЧИК, ДРАМАТУРГ, КРИТИК

КАТЕНИН Павел Александрович (11[22].12.1792—23.05 [4.06]. 1853), поэт, переводчик, драматург, критик. Родился в усадьбе Шаёво Кологривского у. Костромской губ. Отец Катенина Александр Федорович — отставной генерал, мать Дарья Андреевна (урожд. Пурпур) — полугреческого происхождения.
Получил домашнее образование. Знал латынь и с полдюжины европейских языков. По воспоминаниям актера В. А. Каратыгина, «…не было всемирно-исторического факта, который бы он не смог объяснить со всеми подробностями, в хронологии он никогда не затруднялся — это просто была живая энциклопедия».
С 1806 Катенин на службе в Петербургском министерстве народного просвещения. В 1808—09 посещал салон А. Н. Оленина, где познакомился с К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, А. А. Шаховским и др. деятелями литературы и театра. Опубликовал первые стихи в «Цветнике» (1810); играл в любительских спектаклях. В 1810 поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Известность пришла в Катенину, когда в февр. 1811 в Петербурге в бенефис актрисы Е. С. Семеновой была поставлена в его переводе трагедия Корнеля «Ариадна».
В 1812—14 Катенин — участник Отечественной войны и заграничного похода, был под Бородином, Лютценом, Баутценом, Кульмом, Лейпцигом. Удостоен ордена св. Владимира 4-й степени с бантом и Кульмским крестом. В Париже посещал французский театр. Много писал для театра (в 1810—20-е), поставляя для сцены гл. обр. переводные пьесы. По возвращении в Россию пользовавшийся репутацией «большого вольнодумца» штабс-капитан Катенин вступил в Союз спасения, но позже отошел от движения и членом тайных организаций заговорщиков не стал.
1815—22 — период наиболее активного участия Катенина в литературной жизни. Он заявил о себе, как поэт, стихами и балладами в народном духе. В балладе «Наташа» девушка говорит любимому: «…прости мне укоризну: // Не сражаться за отчизну, // Одному отстать от всех — // Русским, нам, и стыд и грех». Жених Наташи вступает в народное ополчение и погибает под Бородином. Во сне она видит его и поспешает на свадьбу в небеса: «Тут Наташа помолилась, // Тут во сне перекрестилась: // Как сидела, как спала, // К жизни с милым умерла». Катенин воспевает в «Наташе» патриотизм и верность — чувства, издревле свойственные русской женщине. Деревенские реалии, простонародный язык — отличительные черты др. известной баллады Катенина — «Убийца». Повествуя о преступлении, о муках душегуба (свидетель — «месяц плешивый»), Катенин говорит о неминуемом возмездии: «Казнь Божья вслед злодею рыщет; // Обманет пусть злодей, // Но виноватого Бог сыщет — // Вот песни склад моей». Баллады Катенина написаны в противовес переводным романтическим балладам В. А. Жуковского, в них все свое, русское.
Летом 1818 Катенин познакомился с А. С. Пушкиным, и с этого времени литературная деятельность его прослеживается во взаимосвязи с гениальным собратом по перу. Пушкин всегда ценил ум и талант Катенина, хотя он и не принадлежал к кругу его ближайших друзей. В 1818—20 они часто виделись: Пушкин читал Катенину новые песни из «Руслана и Людмилы», которые Катенин подвергал критическому разбору.
В сент. 1820 полковник Преображенского полка Катенин за «сознательное противоречие» вел. кн. Михаилу Павловичу был уволен в отставку. Пушкин писал ему из ссылки: «Для малого числа избранных желаю еще увидеть Петербург. Ты, конечно, в этом числе…» Но в нояб. 1822 Катенин оказался в центре скандала на представлении «Поликсены» В. А. Озерова в театре, где саркастично отозвался о петербургском генерал-губернаторе гр. М. А. Милорадовиче. Катенина выслали из Петербурга в родовое имение Шаёво без права жить в столицах. «Правда ли, чту говорят о Катенине?» — с беспокойством запрашивал Пушкин у П. А. Вяземского из Кишинева.
В Шаёво Катенину пришлось нелегко (тяжба, хлопоты, нездоровье), и вдруг его посетила нечаянная радость: ему прислали выпуск первой главы «Евгения Онегина», где он прочел о себе: «Там наш Катенин воскресил // Корнеля гений величавый». В письме Пушкину он признавался: «…с отменным удовольствием проглотил господина Евгения (как по отчеству?) Онегина. Кроме прелестных стихов, я нашел тут тебя самого, твой разговор, твою веселость…».
На берега Невы, выхлопотав разрешение, Катенин вернулся в авг. 1825. У него большие творческие планы: издать книгу стихов, поставить на сцене свою пьесу «Андромаха». Встретившись с приехавшим в Петербург Пушкиным, Катенин засвидетельствовал: «Я заметил в нем одну только перемену: исчезли замашки либерализма. Правду сказать, они всегда казались угождением моде, нежели собственным увлечением; еще прежде из тех стихов его, которые по рукам ходили, он всегда упорно отказывал мне что-нибудь прочесть, отзываясь, что они не про меня написаны и показать знающему стыдно…».
В 1827 трагедия «Андромаха», которую Катенин считал главным своим произведением (Пушкин назвал ее «едва ли не лучшим произведением нашей Мельпомены по силе истинных чувств, по духу истинно трагическому»), на сцене провалилась. Ученица Катенина актриса Колосова в главной роли симпатий зрителей не снискала, пьесу исключили из репертуара.
В 1828 отношения между Катениным и Пушкиным вылились в скрытую стихотворную дуэль, вызванную балладой Катенина «Старая быль», на которую Пушкин ответил ироническими стихами «Ответ Катенину», но охлаждения между ними не произошло. Пушкин высоко ценил критический дар Катенина, его способность избегать «всех пристрастных и односторонних суждений». Пушкин писал ему: «Голос истинной критики необходим у нас; кому же, как не тебе, забрать в руки общее мнение и дать нашей словесности новое, истинное направление? Покамест, кроме тебя, нет у нас критика. Многие (в том числе и я) много тебе обязаны; ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли. Если б согласился ты сложить разговоры твои на бумагу, то великую пользу принес бы ты русской словесности…». Живя в деревне, Катенин внял совету Пушкина и приступил к написанию книги «Размышления и разборы».
С большой эрудицией Катенин пишет о древней поэзии, о греческой трагедии, непрерывно полемизируя с признанным теоретиком романтической школы А. В. Шлегелем. Считая романтизм чуждым русской литературе, Катенин делает важное признание: «Россия искони не имела ничего общего с Европой западной; первые свои познания, художества и науки получила она вместе с верою православною от Цареграда… Правда Петр Первый много ввел к нам немецкого; но неужели, перенимая полезное, должны мы во всем обезьянить и утратить все родовые свойства и обычаи? По счастию, это невозможно, и одна вера своя предостережет нас от ничтожности».
После того как родовое имение Шаёво было взято в опеку, нужда заставила Катенина приехать в Петербург в поисках военной службы. В июле 1832 возобновились его встречи с Пушкиным. Катенин поздравил его с завершением «Евгения Онегина»: «Спи спокойно с Онегиным в изголовье; он передаст имя твое поздним векам, а конец увенчал все дело, последняя глава лучше всего».
В 1832 вышли в свет «Сочинения и переводы Павла Катенина» в 2 частях. Ф. Булгарин их высмеял, а Н. Полевой отвел им место в прошлом российской словесности. Пушкин думал иначе, в рецензии на издание он выделил независимость Катенина: «Никогда не старался он угождать господствующему вкусу в публике… первый введши в круг возвышенной поэзии язык и предметы простонародные, он первый отрекся от романтизма и обратился к классическим идолам…» С похвалой отозвался Пушкин о балладах «Ольга» и «Убийца». Отметил «Мстислава Мстиславича», «стихотворение, исполненное огня и движения», и «Старую быль», «где столько простодушия и истинной поэзии». Но вердикты Булгарина и Полевого о Катенине как поэте возобладали у современников над пушкинским.
В 1833—36 Катенин служит на Кавказе, участвует в военных экспедициях. В 1836 назначается комендантом крепости Кизляр. В 1838 уходит в отставку с производством в чин генерал-майора.
Возвращается в Шаёво, где живет последние 15 лет. Имя его исчезло из театральных репертуаров, стихи появлялись в журналах крайне редко. Как писателя его забыли. Одна из последних публикаций появилась в «Москвитянине» (1841, № 4) — басня «Охотник до птиц», в которой изображена аллегорическая картина собственной изоляции. В сказке «Княжна Милуша», получившей одобрение еще Пушкина, Катенин так сказал о своем закате: «Что ж делать? Петь, пока еще поется… // Власть — слушать, власть — не слушать; я пою».
По просьбе П. В. Анненкова Катенин написал в н. 1850-х «Воспоминания о Пушкине».
Соч.: Стихотворения. Л., 1937 (БП, м. с.), 2-е изд. Л., 1954; Избранные произведения. М.; Л., 1956 (БП, б. с.); Размышления и разборы. М., 1981; Избранное. М., 1989.

Другие статьи:
ЖИТИЕ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО
ГЕРБ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
БОГОСЛОВИЕ
БОБЫЛИ
СУДОПРОИЗВОДСТВО В МОСКОВСКОЙ РУСИ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования