ЗАГАДКА

ЗАГАДКА, замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Вот несколько примеров народной загадки: «Черный конь прыгает в огонь» (отгадка включена в текст по слогам: ко-чер-га); «О ста ногах, о семи хребтах» (борона); «В лесу котелок кипит, кипит, а укипи нет» (муравейник); «Стоит поп низок, на нем сто ризок, сорок одежек и все без застежек» (кочан капусты); «Кланяется, кланяется, придет домой — растянется» (топор); «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой); «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Часть народных загадок построена в форме «каверзных вопросов»: «После семи лет что козе будет?» (пойдет восьмой год); «Что с земли не подымешь?» (тень). Некоторые поэты излагают загадки в форме небольшого стихотворения; такова, напр., «Радуга» В. Жуковского:
Нечеловечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид, огромный рост!
Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл;
Но на хребет его блестящий
Еще никто не восходил.
Идешь к нему — он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С своим потоком он роднится
И вместе исчезает с ним.
Загадка заставляет видеть поэтическую сторону в самых прозаических вещах и предметах («Малая малышка, золотая кубышка» — просо). Происхождение и первоначальные функции загадок-вопросов связаны с существованием в древности особых бытовых и промысловых тайных языков. Знание «подставных слов» — условных обозначений и названий, принятых в этих языках, требовало тренировки памяти. Вопрос-загадка помогал запоминанию образных иносказаний. Знание тайной речи входило в обряд посвящения юношей. Остатки тайной речи, отмеченные в XVIII в. С. Крашенинниковым у русских охотников, дают образцы совпадения тайных «подставных слов» с иносказаниями в загадке. С забвением тайных языков загадки превратились в чисто художественное явление. Первоначально иносказания-обозначения развернулись в описания. В самом воспроизведении окружающего мира народ обнаруживает трудовую точку зрения на действительность: «Летит птица, не ест ни ржи, ни жита, а ест тура да оленя до красного деня» (овод).
В загадках ярко отразился поэтический склад народа. Их образцы красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо («Бела как снег, черна как уголь, зелена, как лук, вертится, как бес, и дорога в лес» — сорока). Загадки полны движения («Секу, секу — не высеку, рублю, рублю — не вырублю» — солнечный луч). В загадках действительность предстает в развитии, столкновении, в многообразных связях, напр., — «Били меня, били, колотили, клочьями рвали, по полю валяли, под ключ запирали, на стол сажали» (лен, пряжа, холст, скатерть). Наряду с загадками — развернутыми метафорами типа «В темной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы» (улей, пчелы и соты), столь же часто встречаются загадки-метонимии — «На дворе горой, а в небе водой» (снег), загадки-олицетворения — «Ревнул вол за сто сел, за сто речек» (гром) и пр. Как правило, загадки предельно кратки, богаты звукописью, композиционно четки, многообразны в своей ритмике.
Лит.: Худяков И. А. Великорусские загадки. М., 1861; То же. 2-е более полн. изд. // Этнографический сборник Русского географического общества. Вып. 6. СПб., 1864; Садовников Д. Загадки русского народа. Сб. загадок, вопросов, притч и задач. СПб., 1876; СПб., 1901; М., 1959; Рыбникова М. А. Загадки. М.; Л., 1932; Колесницкая И. М. Народные загадки // Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. П. Г. Богатырева. 2-е изд. М., 1956; Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
А. К., В. А.

Другие статьи:
ИЗЯСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (СК. 1217), КНЯЗЬ ПРОНСКИЙ
ДАВИД ОЛЬГОВИЧ, ИЗ РОДА ЧЕРНИГОВСКИХ КНЯЗЕЙ
ДРУЖИНА ДРЕВНЕРУССКАЯ
РУДАНСКИЙ СТЕПАН ВАСИЛЬЕВИЧ (25.12.1833[6.01.1834]—21.04[3.05].1873), МАЛОРОССИЙСКИЙ ПОЭТ
КАБАЛА, КАБАЛЬНОЕ ХОЛОПСТВО
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования