СУМАРОКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (14[25].11.1717—1[12]. 10.1777), ПОЭТ И ДРАМАТУРГ.

СУМАРОКОВ Александр Петрович (14[25].11.1717—1[12]. 10.1777), поэт и драматург. Происходил из старинного дворянского рода. В 1732—40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая В. К. Тредиаковскому. Служил адъютантом у гр. Г. И. Головкина и гр. А. Г. Разумовского. Стихи Сумарокова этих лет несут на себе печать сильного влияния од М. В. Ломоносова, но вскоре поэт избирает иной жанр, принесший ему популярность, — любовные песни, расходившиеся в списках. В них Сумароков разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее примененные им в трагедиях. Песни Сумарокова были неодобрительно встречены Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. В статье «О стопосложении. Критика на оду» Сумароков резко осудил поэтическую стилистику Ломоносова, напечатал «Эпистолу о стихотворстве» (1747), где сформулировал принципы поэтики основных жанров классицизма, особое внимание уделив жанрам сатирическим — комедии и басне. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым в 50-е по вопросам поэтического стиля представляла важный этап в формировании эстетики и художественной практики русского классицизма.
От песен Сумароков перешел к стихотворным трагедиям. До появления его первых трагедий — «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750) — русская драматургия жила традициями т. н. школьной драмы XVII в. с ее аллегорическими сюжетами и условно-мифологическими персонажами. Сумароков впервые в истории русского театра создал трагедии, основанные на опыте французской и немецкой просветительской драматургии 30—40-х XVIII в. В них Сумароков соединил любовные темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого Сумароков был в 1756—61. В 1759 Сумароков издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором выступал на стороне оппозиционной придворной группы, ориентировавшейся на будущую имп. Екатерину II. С к. 50-х между Сумароковым и приближенными Елизаветы возникает конфликт. В к. 50-х — н. 60-х Сумароков пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.
В начале царствования имп. Екатерины II его литературная слава достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. И. Новикова и Д. И. Фонвизина, поддерживают Сумарокова. После переезда в Москву произошел в 1770 конфликт Сумарокова с московским главнокомандующим П. С. Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, а Сумароков ответил издевательским письмом. Все это ухудшило его общественно-литературное положение. Последние годы жизни писателя омрачены материальными лишениями, утратой популярности, пристрастием к спиртным напиткам, которое свело его в могилу.
В 70-е Сумароков создал лучшие свои комедии («Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» — все 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). В комедиях, которые Сумароков начал писать с 1750, сильна обличительно-бытовая струя, в них порой дается дифференцированная речевая характеристика персонажей; в этом смысле они некоторыми своими чертами предвосхищают комедии Д. И. Фонвизина. Сумароков участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники «Сатиры» (1774), «Элегии» (1774). Последователями Сумарокова в литературе были такие значительные поэты и драматурги, как М. М. Херасков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев.
Соч.: Полн. собр. всех соч. в стихах и прозе. 2-е изд. Ч. 10. М., 1787; Стихотворения. Л., 1953; Избр. произведения. Л., 1957.
И. С.

Другие статьи:
КУПЛЕВАСКИЙ НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ (СК. ПОСЛЕ 1917), ПРАВОВЕД
САМАРИН ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1827—1901), ПУБЛИЦИСТ, МЛАДШИЙ БРАТ Ю. Ф. САМАРИНА
ВЕНЕВИТИНОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
КИСЕЛЕВ ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ (8.01.1788–14.11.1872), ГРАФ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
ПАРТИЯ РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования