ДУХНОВИЧ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (24.04.1803—18.03.1865), ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ, ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, ДЕЯТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ КАРПАТСКОЙ РУСИ.

ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (24.04.1803—18.03.1865), поэт, писатель, православный просветитель, педагог, деятель национального возрождения Карпатской Руси. Писал на т. н. язычии (язык, созданный кругом русофильски настроенных писателей Закарпатья и Галиции на основе русского и церковно-славянского языков, местных диалектов).
Родился в с. Тополя, близ Пряшева, в семье священника. По семейной легенде, род Духновичей происходил от князей Черкасских, один из которых, замешанный в стрелецком бунте, бежал в Венгрию; переменив фамилию, женился, был рукоположен в священнический сан. По окончании Ужгородской гимназии (1821) Духнович учился в Ужгородской семинарии (1824—27). Служил чиновником в епархиальной семинарии в Пряшеве и одновременно домашним воспитателем. В 1833—37 — приходской священник. С 1843 — каноник (протоиерей) Пряшевского собора; преподавал русский язык в Пряшевской гимназии.
В годы подъема национальных культурных движений в Закарпатье, связанных с венгерской революцией 1848—49, был у истоков общественно-политического течения «москвофилов», пропагандировавших единение «русинов» (самоназвание восточно-славянского населения Галиции, Буковины, Закарпатья, сохраняющееся и в ХХ в.) с русским народом, в т. ч. в целях противостояния «мадьяризации». 27 апр. 1849 был арестован восставшими мадьярами, которые, невзирая на священнический сан, препроводили его босиком за 30 верст из Пряшева в Кошицы и предали суду; 5 мая выпущен и возвратился в Пряшев, но некоторое время оставался под полицейским надзором.
Твердую позицию занимал Духнович в вопросах веры: «Пускай латинствующие Венские каноники веруют как хотят; я же… ни за что не отступлю от преданий святых отцов и учения святой Восточной церкви».
Важнейшим средством сохранения национального сознания и самобытности народа Духнович считал развитие словесного творчества и образования на родном языке, при этом главную задачу видел в формировании в народе религиозных и нравственных начал, «добронравия». Просветительская тематика явилась ведущей в его художественном и публицистическом творчестве. Духнович создал впервые в Венгрии педагогические произведения и учебники для русинов, в т. ч. и «Народная педагогия…» (Львов, 1857) для учителей сельских народных школ, развивающая идеи чешского педагога Я. А. Коменского, первый русский букварь «Книжица читальная для начинающих» (Будапешт, 1847), «Сокращенная грамматика письменного русского языка (Буда, 1853). Духнович основал в Пряшеве благотворительное Общество Иоанна Крестителя, помогавшего русским учащимся гимназии, и культурно-просветительское общество «Литературное заведение» (1850), которое ставило целью издание стихотворных альманахов и просветительских сборников («Календари» на 1850, 1851, 1853, 1854, 1857 и др. издания).
Литературная деятельность Духновича определялась стремлением создать единый для «карпатороссов» литературный язык на основе русского литературного языка и народной разговорной речи и в то же время способный передать особенности жанровых разновидностей. Отсюда широкое жанровое разнообразие произведений Духновича, в целом отражающее его ориентацию на систему жанров XVIII в.: торжественные и философские оды (первые из сохранившихся сочинений — «Триумф Николая Павловича Самодержца, царя всея России, когда против турок грядый в Болгарию всею силою переселися» и «Ода на взятие Варны…»; обе — 1829), элегии («Тоска на гробе милой»), аллегорические стихи, сатиры, басни в прозе, подражания народным песням, драмы, сентиментально-назидательные повести («Милен и Любица. Идильская повесть от древних русинов времен», 1851; «Женская свирепость», 1852), афоризмы, шарады, загадки, логогрифы. В поэзии Духновича преобладали патриотические мотивы, идея славянской солидарности («Песнь земледельца — весною», «Подкарпатские русины», несколько «Поздравлений русинов»), духовные установки: цель жизни — благо ближнего, счастье — в умении довольствоваться малым, вечность и красота природы как мерило земного бытия (напр.: «Мысль в начале весны», 1852; «Надежда», 1860-е). Вместе с тем у Духновича немало и лирических, любовных стихов, в т. ч. посвященных безвременно угасшей возлюбленной. (Большинство названных произведений печаталось в альманахе «Поздравления русинов» на 1850, 1851 и 1852, изданном в Будине и Перемышле, все вошли в его сочинения). Широчайшей популярностью среди русинов пользовалось стихотворение «Я русин…» (1851), которое было положено на музыку и стало своего рода народным гимном: «Я русин, был, есмь и буду, / Я родился русином, / Честный мой род не забуду,/ Останусь его сыном». В стихотворных опытах Духнович разрабатывал поэтическую технику: стихи, особенно ранние, были в основном силлабическими, впоследствии появилась силлабо-тоника. Разрабатывая в поэзии язык высоких жанров, с активным использованием церковно-славянского элемента, в драматических произведениях Духнович стремился выразить «простонародную… свойственность» языка русинов, для чего избрал «мысль без всякие украсы сущую, низкую и простонародную». Драма «Добродетель превышает богатство» (Перемышль, 1850; поставлена в соседних сельских школах в 1851), написанная на материале народной жизни (по мотивам легенды о разбойнике, окончившем свою жизнь на виселице), призвана убедить своего читателя в необходимости доброй, «богобоязненной и честной жизни».
Литературные интересы Духновича были сосредоточены гл. обр. вокруг славянофильской школы. Он был активным читателем журнала «Русская беседа»» (2-я пол. 1850-х), прежде всего материалов на темы истории и национального возрождения славянских народов, народной культуры, стихотворений В. А. Жуковского, И. С. Аксакова, А. С. Хомякова, Ф. И. Тютчева (с особым вниманием к образным или близким народной речи выражениям). Принимал участие в подготовке сборника «Народные песни Галицкой и Угорской Руси» (сост. Я. Головацкий).
Духнович активно сотрудничал в публицистическом издании «Вестник» И. Ф. Головацкого, «Семейная библиотека» С. Г. Шеховича, «Церковная газета» и «Церковный вестник» И. И. Раковского, «Слово» Б. А. Делицкого. Его статьи были посвящены в основном культурно-просветительскому движению в Закарпатье, рассматривали вопросы формирования литературного языка Угорской Руси. Популяризации идеи славянского единства служат краеведческие сочинения Духновича, главное из которых — «Истинная история карпатороссов…» (1853). Духнович оставил «Записки» (1858, 1861, 1863; не опубл.), содержащие и автобиографические сведения.
Соч.: Вибране. Пряшив, 1963; Соч. (Твори). Т. 1—2. Братислава—Пряшев, 1967—68.
Лит.: Попов Н. А. Русский писатель в Венгрии. А. В. Духнович // «Беседы в Обществе любителей российской словесности». 1871. № 3; Терлецкий Вл. Угорская Русь и возрождение сознания народности между русскими в Венгрии. Киев, 1874; Аристов Ф. Ф. Карпато-русские писатели. М., 1916; Русские писатели 1820—1917. Биогр. словарь. Т. 2. М., 1992.

Толстихина А.

Другие статьи:
ПРАВДА, ИСТИНА НА ДЕЛЕ, ИСТИНА ВО ОБРАЗЕ, ВО БЛАГЕ; ПРАВОСУДИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ
АМВРОСИЙ (В МИРУ КЛЮЧАРЕВ АЛЕКСЕЙ ИОСИФОВИЧ) АРХИЕПИСКОП ХАРЬКОВСКИЙ И АХТЫРСКИЙ (1882—1901; ДО 1886 ЕПИСКОП) (1821—3[16].09.1901), ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПРОПОВЕДНИК
МАРГАРИТИНСКАЯ ЯРМАРКА. ЕЖЕГОДНАЯ, ПРОХОДИЛА В АРХАНГЕЛЬСКЕ
БУТУРЛИН ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ (30.04.1790—9.10.1849)
СОЛОВЬЕВ АЛЕКСАНДР ТИТОВИЧ (6.11.1853—1919?) СОТРУДНИК КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ВИДНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ МОНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЗАНИ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования