ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ СВТ., АРХИЕПИСКОП (?–4.12.1506)

ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ свт., архиепископ (?–4.12.1506), происходил из боярской семьи Гонзовых, но светской карьере предпочел иноческую жизнь, которую начал в Валаамском монастыре под руководством прп. Са-
ватия Соловецкого. Вскоре он становится архимандритом Московского Чудова монастыря, а затем посвящается в архиепископа Новгородского. В это время в Новгороде, а затем в Москве иудейскими проповедниками стало распространяться тайное учение, получившее наименование «ереси жидовствующих». Оно искажало основы Православия и грозило изменить весь ход истории Русской церкви и государства.
Тяжелую 20-летнюю борьбу с еретиками, успевшими получить некоторую поддержку при великокняжеском дворе, возглавил архиеп. Геннадий, совместно с др. великими русскими святыми Иосифом Волоцким и Нилом Сорским.
Прежде всего были пересмотрены церковные книги, и из них изъято все чуждое русской православной традиции, ликвидированы иудейские синагогальные тексты, все сомнительные места, которыми еретики прельщали православных священников. По инициативе и под редакцией архиеп. Геннадия была полностью переведена Библия, точнее, все книги Ветхого Завета. До этого их полного перевода не было не только у русских, но и у др. славянских народов. Полный свод переведенных священных текстов составил Геннадиевскую Библию (1499). Этот перевод окончательно обезоруживал еретиков, которым в своих аргументах против христианства оставалось прибегать только к открытому обману.
Архиеп. Геннадий организовал также перевод полемических сочинений, в которых представлялось систематическое опровержение иудейских сект. Были переведены сочинения магистра Николая Делира «чина меньших феологии преследователя, прекраснейшие стязания, иудейское безверие в Православной вере похуляюще»; сочинение «учителя Самоила Еврейна на Богоотметные жидове, обличительно пророческими речьми»; сочинение Иакова Жидовина «Вера и противление крестившихся иудей в Африкии и Карфагене».
В 1504 свт. Геннадию и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков. С именем свт. Геннадия связаны и создание «Четвертой Новгородской летописи», и первое уставное указание о почитании русских подвижников, и составление пасхали «на осьмую тысячу лет» (от сотворения мира), появление которой пресекло злонамеренные слухи о скором конце света.
Свидетельством осмысления русскими книжниками возможного в 1492 конца света, прорицаемого некоторыми христианскими богословами, стало «Послание» Геннадия Новгородского Иоасафу Ростовскому. «Послание» написано в 1489, сохранилось в единственном списке. В нем Геннадий излагает не только обвинения против еретиков, но и некоторые важные положения самих еретических учений. А одним из главных положений оказывается сомнение еретиков в том, что в 1492, по окончании седьмого тысячелетия от сотворения мира, наступит конец света. Проблемой конца седьмой тысячи лет архиеп. Геннадий интересовался и ранее. В послании Димитрия Траханиота новгородскому владыке, датируемом сент. 1488 — мартом 1489, воспроизводится вопрос Геннадия: «Како седми тысущь лета приходят, а знамения съвръшения не явись никоторое?» Следовательно, новгородский архиепископ уже тогда задумался над проблемой приближения конца времен и не мог понять, почему Господь не предупреждает человечество Своими знамениями.
По сути дела, рассуждение о возможном конце света является главной темой и всего «Послания Иоасафу». Архиеп. Геннадий пытается понять основания «сомнений» еретиков и в то же время дать собственный ответ на вопрос о ближайших судьбах мира и человечества.
Ответы Геннадий ищет в Библии, в святоотеческой и др. христианской литературе. Он не может воспринимать пророчество о конце света просто на веру, а пытается серьезно разобраться в этом вопросе. Поэтому он просит своего адресата, бывшего Ростовского епископа Иоасафа, прислать ему книги. Из Библии его интересуют книги Бытия, Царств, книги Пророков, Притчи Соломона, книга Иисуса Сираха. Кроме того, он разыскивает труды Афанасия Александрийского против ариан и сочинение болгарского писателя X в. Козьмы против ереси богомилов, послание патриарха Фотия (IX в.) и житие римского папы Сильвестра I (IV в.), сочинения Дионисия Ареопагита. Внимательно изучает он и еретические сочинения, в частности «Шестокрыл» — еврейское астрологическое сочинение, состоящее из таблиц для определения лунных фаз и затмений. Именно в «Шестокрыле» Геннадий находит объяснения «сомнений» еретиков — их сомнения основываются на иудейском летосчислении. Дело в том, что в византийском и древнерусском календарях дата сотворения мира определялась как 5500 или 5508 до Р. Х. А в иудейском лунном календаре — как 3761 до Р. Х. и, следовательно, до конца света было еще почти два тысячелетия. Глубокое изучение вопроса поселяет сомнение в душе самого архиеп. Геннадия: «А Еуангелие кончины не явлено, когда будеть». Более того, ему представляется, что чисто математическое решение этой важнейшей эсхатологической проблемы неверно в принципе. Ведь Промысел Божий неподвластен человеческому

Лист из Геннадиевской Библии
разуму, и рассчитать с уверенностью Божии деяния никто не в силах. Именно поэтому несколько раз повторяет Геннадий слова Григория Богослова о том, что конца мира нужно ждать во всякий час: «А по Богуслову, и намъ на всякъ часъ ждати сканчаниа». Архиеп. Геннадий понимает — если конец света не состоится, то это будет сильный удар по всему христианскому богословию и придется выдержать великое борение, ибо если окончатся годы пасхалии, а Бог еще продлит жизнь мира, то это прибавит дерзости еретикам: «Ино надобе о том подвигъ великъ дръжати, егда скончаются лета, а животом еще прибавитъ Богъ миръ. Ино то еретикомъ, жидовьскаа мудрьствующимь, будеть дрезость, а христианству будеть спона велика».
Смущенный «простотой» своих сподвижников, свт. Геннадий выступил за создание училищ для духовенства.
При дворе свт. Геннадием было написано «Слово кратко» в защиту церковной собственности, позволяющей Церкви вести просветительскую и благотворительную работу.
Деятельность свт. Геннадия вызывала злобу тайных врагов Православия при дворе. Их интригами святой был смещен с архиепископской кафедры и заключен в Чудовом монастыре.
Память свт. Геннадию отмечается 4/17 дек.
О. П., С. П.

Другие статьи:
КОЛОМЕНСКИЙ ЗАВОД, ЧУГУНО?МЕДНОЛИТЕЙНОЕ МЕХАНИЧЕСКОЕ И МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (16/28.03.1882—21.12.1954), РУССКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, ПУБЛИЦИСТ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
ЛАВРОВ АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ (?—ПОСЛЕ 1917), ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ СТАТСКИЙ СОВЕТНИК, ПУБЛИЦИСТ (ПСЕВД. А. КАЛУЖСКИЙ), АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ МОНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ВЕШНЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (16.11.1830—6.02.1906)
ВЕЛИКОРОССИЯ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования