ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ СВОД ИЗ 12 МЕСЯЧНЫХ КНИГ (МИНЕЙ), СВОЕОБРАЗНАЯ РУКОПИСНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДУХОВНОЙ КНИЖНОСТИ XVI В.

ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ, свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники, гл. обр. житийные и риторические, религиозно-философские, церковно-учительные слова и др. сочинения отцов Церкви.
Великие Минеи Четьи были созданы по инициативе митр. Макария как своеобразный многотомный сборник «всех книг четьих», «чтомых» на Руси (преимущественно «святых», предназначавшихся для «душеполезного» чтения). Состав их, подобранный и утвержденный Церковью, должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.
Известны 3 «чистовых», полностью завершенных списка Великих Миней Четьих, фактически представляющих 3 самостоятельные редакции или, точнее, — три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список Великих Миней Четьих — единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки.
Внешнее оформление книг Великих Миней Четьих выдержано в торжественном стиле «второго монументализма». Размеры каждого 12-томного книжного свода огромны и вполне соответствуют названию «Великие» минеи, в отличие от значительно меньших по объему миней домакарьевского состава. Каждая из 12 книг Великих Миней Четьих насчитывает от 1500 до 2000 листов большого формата (т. н. «александрийский лист»).
Формирование трех беловых списков Великих Миней Четьих длилось ок. 25 лет. Общее представление о ходе этого процесса можно составить на основе предисловий («Летописцев») митр. Макария, открывающих тома Великий Миней Четьих. Создание Софийского свода Великих Миней Четьих было начато в Новгороде в 1529—30 и длилось в течение 12 лет. Как свидетельствуют вкладные записи, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в Новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541. 12 томов Успенских Великих Миней Четьих митрополит внес как вклад «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552. Работа над Царским списком, предназначавшимся для царя Ивана IV, продолжалась еще в 1554. В XVII в. этот список хранился в царских палатах: на его декабрьской книге осталась пометка дьяка Ивана Арбенева о принадлежности ее царю Федору Алексеевичу и Приказу книг Печатного двора.
Создание Софийского списка Великих Миней Четьих происходило в Новгороде при архиепископском доме Макария трудами «многих различных писарей» и книжников, переписывавших произведения, переделывавших их и предпринимавших новые переводы и сверку их по греческим оригиналам, «от иностранных и древних пословиц переводя на русскую речь», как писал в предисловии к Великим Минеям Четьим Макарий. Для формирования первоначального состава Великих Миней Четьих были привлечены материалы всех подвластных архиеп. Макарию новгородских и псковских библиотек. Работа над Успенским и Царским списками частично продолжала проводиться в Новгороде (здесь копировались тексты Софийского списка), но, став митрополитом «всея Руси», Макарий смог привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России, а окончательное оформление книг происходило, очевидно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории.
В основу Великих Миней Четьих были положены минейные сборники раннего времени, статьи из Пролога и Торжественника, обильно дополненные новыми материалами: русскими и переводными житиями святых, полными текстами пятериков, библейскими книгами, праздничными и похвальными словами, поучениями, посланиями, толкованиями, сочинениями «отцов церкви» — Василия Великого, Григория Богослова, целыми сборниками (Златоустом, Златоструем, Маргаритом и др.), «Тактиконом» Никона Черногорца, а также разнообразными историческими и публицистическими произведениями, сказаниями и «хождениями», документальными материалами (уставами, актами, грамотами и пр.), Кормчей книгой и даже апокрифами.
Созданию Великих Миней Четьих предшествовала огромная составительская, переводческая и редакторская работа: она заключалась в сплошной и весьма существенной идейно-стилистической переработке всего пестрого собранного материала с тем, чтобы изложение в Великих Минеях Четьих было выдержано в едином торжественном и велеречивом стиле «второго монументализма». Как правило, включение памятника в Великие Минеи Четьи приводило к созданию его новой редакции.
К созданию Великих Миней Четьих были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков начиная с известных публицистов и агнографов, таких, напр., как Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай-Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий Варлаам и др. до неопытных авторов какого-нибудь единственного сочинения, написать которое для Великих Миней Четьих им было поручено Макарием. «Во спасение души» предпринимали книгописные труды для Великих Миней Четьих и высшие церковные иерархи XVI в., такие как Новгородский архиеп. Феодосий, еп. Крутицкий Савва Черный, еп. Вологодский и Владимирский Иоасаф.
Внешнему оформлению Великих Миней Четьих и расположению материала по годичному кругу церковного календаря придавалось особое значение. В каждой из 12 книг Великих Миней Четьих (по типу домакарьевских миней и прологов) произведения подобраны и расположены в порядке дней, на которые приходится «память» святого. Та часть материала, которая не поддавалась распределению по порядку дней календаря, не имея связи с именем какого-либо святого, помещалась в конце минеи, в последних числах месяца, как своеобразное дополнение к тому. Составители стремились к приблизительному равенству объема всех 12 книг миней. Торжественному стилю соответствовал не только большой размер фолиантов, но и строго выдержанный полуустав, расположенный на листе в 2 колонки, выполненные четкой киноварной вязью заглавия и изящно изукрашенные заставки нововизантийского стиля (по золотому фону с преобладанием синей краски). Иллюстрированы были и отдельные сюжеты внутри книг (напр., в Софийском и Успенском списках за авг.). Часть книг сохранила старинные переплеты XVI в. (доски, обтянутые кожей, украшенной богатым тиснением).
Великие Минеи Четьи зафиксировали состав книг, особенно ценившихся и имевших наибольшее обращение в определенных кругах грамотных людей рубежа XV—XVI вв., а для нас способствовали сохранению от гибели многих литературных памятников. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал также формированию в Москве будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки.
В XVII в. Великие Минеи Четьи были положены в основу Миней Четьих Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова и Миней И. И. Милютина, а в к. XVII — н. XVIII в. — в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского, завершившего замысел митр. Макария о заполнении произведениями всех дней годового «круга чтения» и сформировавшего Минеи Четьи как литературный жанр.
Особой популярностью Великие Минеи Четьи Макария пользовались у старообрядцев (выписки из них встречаются в составе старообрядческих сборников, «Цветников»). В подражание Великим Минеям Четьим Андрей Денисов составил свои Четьи Минеи для Выговской пустыни.
Изд.: Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митр. Макарием, изд. Археогр. комиссией: Сент., дни 1—13. СПб., 1868; Сент., дни 14—24. СПб., 1896; Сент., дни 25—30. СПб., 1883; Окт., дни 1—3. СПб., 1870; Окт., дни 4—19. СПб., 1874; Окт., дни 19—31. СПб., 1880; Нояб., дни 1—12. СПб., 1897; Нояб., дни 13—15. СПб., 1899; Нояб., день 15. М., 1910; Нояб., дни 16—17. М., 1911; Нояб., дни 16—22. М., 1914; Нояб., дни 23—25. М., 1916 (1917); Дек., дни 1—5. М., 1901; Дек., день 24. М., 1910; Дек., дни 25—31. М., 1912; Дек., день 31. М., 1914 (вып. 14, тетр. 1 — не до конца); Янв., дни 1—16. М., 1910; Янв., дни 6—11. М., 1914; Апр., дни 1—8. М., 1910; Апр., дни 8—21. М., 1912; Апр., дни 22—30. М., 1916; Из Великих Миней Четьих Макария / Подг. текста и коммент. Н. Ф. Дробленковой; пер. Н. Ф. Дробленковой и Г. М. Прохорова // Памятники литературы Древней Руси: 2-я пол. XVI в. М., 1986.

Дробленкова Н.

Другие статьи:
ЗАБЛОЦКИЙ-ДЕСЯТОВСКИЙ МИХАИЛ ПАРФЕНОВИЧ (? – 21.09.1858), СТАТИСТИК И МЕТРОЛОГ
СУХАНОВ АРСЕНИЙ (СК. 14.08.1668), ЦЕРКОВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ДИПЛОМАТ И ПИСАТЕЛЬ XVII В
РОДИОНОВ ВЯЧЕСЛАВ СЕМЕНОВИЧ (Р. 05.03.1945), ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ
ВЕРШИГОРА ПЕТР ПЕТРОВИЧ (3[16].05.1905—27.03.1963), ПИСАТЕЛЬ
АРТЕМЬЕВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ (Р. 1934), ХУДОЖНИК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, РОДИЛСЯ В МОСКВЕ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования