АРТЕМИЙ (ТРОИЦКИЙ), ИГУМЕН ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ

АРТЕМИЙ (Троицкий), игумен Троице-Сергиева монастыря в 1551 (ок. 1500 – после 1571), писатель, мыслитель, один из учителей нестяжательства.
В молодости Артемий был монахом Псково-Печерского монастыря, участвовал в спорах о вере с католическими богословами. Позднее жил в заволжских обителях, в Порфирьевой пустыни на Белоозере. Там он стал последователем учения Нила Сорского (нестяжательства), которое поддерживалось в заволжских скитах. Он вел строго аскетический образ жизни, пребывал в безмолвии. Особое внимание Артемий придавал евангельским заповедям христовой любви, которую считал главным принципом социальной гармонии. Образец подлинного существования Артемий усматривал в уединенном скитском житии: «Инок премудрый спешит в селение безмолвно, в еже сотворит плод жизни». Предпочитал, чтобы монахи жили плодами своих рук и ничего не просили у мирян. Но, отвергая применение насилия во всяком деле, не поддерживал стремление государства отнимать у монастырей их владения. Отвергал насилие по отношению к еретикам: «Неподобно есть христианом убивати еретичествующих…» Уже в те времена Артемий снискал всеобщее уважение.
Рис. 1. "Послания" Артемия Троицкого Видимо, во время одной из поездок Ивана IV по заволжским скитам состоялось знакомство царя с Артемием. В 1551 Артемия вызвали в Москву. После бесед с Сильвестром Артемий был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря. Скорее всего, царь надеялся, что суровый аскет Артемий сможет вернуть монастырю былое величие, как центра монашеской жизни. Но Артемий не нашел общего языка с троицкой братией и через полгода удалился в пустынь. Этот поступок вызвал неудовольствие царя.
В 1554 Артемия вызвали на церковный собор в числе лиц, обвиненных в сочувствии еретическим взглядам Матвея Башкина. Одним из главных обвинений было то, что он «еретиков не проклинает» и выступает против их казни. В к. янв. 1554 Артемия осудили на «вечное заточение» в Соловецком монастыре. Оттуда он бежал в Литву. Вел там полемику с лютеранами и кальвинистами. Умер в Литве.
Автор 14 посланий Ивану Грозному, Курбскому и др. адресатам. Артемий стал одним из последних представителей нестяжательства в русской религиозно-философской мысли.

Перевезенцев С.

Другие статьи:
КОСТРОВ ЕРМИЛ ИВАНОВИЧ (СЕР. 1750-Х—9[20].12.1796), ПОЭТ И ПЕРЕВОДЧИК
ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ ВИКЕНТИЙ ИВАНОВИЧ (1807—5[17].12.1884), БЕЛОРУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ
МОНОМАШИЧИ (МОНОМАХОВИЧИ),
КОНСТАНТИН РОМАНОВИЧ (СК. 1305), КНЯЗЬ РЯЗАНСКИЙ
БУЛЫГИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1851—5.09.1919)
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования