РЕФОРМА ТРЕДИАКОВСКОГО, ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

РЕФОРМА ТРЕДИАКОВСКОГО, опыт теоретического и практического создания системы русского стихосложения, изложенный автором в книге «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (т. е. терминов), изданной в 1735. Суть реформы состояла в том, что, соблюдая равносложие в определенных силлабических размерах, В. Тредиаковский ввел обязательную константность ритма, при которой ударные слоги должны совпадать с метрическими акцентами; тем самым Тредиаковский осудил ритмическую инверсию в стихе. Старые вирши с их неуклюже инверсированным ритмом он остроумно назвал «не прямыми» стихами. Подчеркивая решающую роль ударных слогов в формировании устойчивого константного ритма, Тредиаковский назвал свою систему «тонической» (греч. — напряжение, удар), или «ударительной». Ударные слоги он условно, подражая античной метрике, называл долгими, а безударные — короткими. Первоначально Тредиаковский установил четыре стопы: хорей, или трохей, ямб, спондей, пиррихий, что свидетельствует о признании в русском реформированном стихе двусложный стоп. Двусложие было негативной нормой и в
виршевой просодии, хотя в своем «Письме… о сложении стихов русских» А. Кантемир писал: «§19. Стихи русские могут составлены быть от тринадцати до четырех слогов. §20. По моему мнению, рассуждение стоп в составлении всех оных излишно. Но нужно наблюдать, чтоб во всяком стихе на некоторых двух слогах лежало ударение голоса». Исходя из структуры силлабических тринадцатисложников и одиннадцатисложников, нужно думать, что Кантемир имел в виду такие ударные слоги в стихе, которые поддерживают инерцию ритма: один слог в первом полустишии, а другой — во втором полустишии. В первом полустишии таким опорным слогом был ударный слог на цезуре, а во втором — ударный слог на женской рифме.
Из силлабических размеров Тредиаковский подверг реформе (скорее модернизации) в первую очередь тринадцатисложник и одиннадцатисложник. Тредиаковский считал совершенными те стихи, в которых фигурируют только хореические стопы, затем «средней доброты» он считал те стихи, где большая часть стоп состоит из спондеев или пиррихиев, и, наконец, «тот весьма худ, который весь ямбы составляют, или большая часть оных». Ямбами среди хореев Тредиаковский считает случаи ритмической инверсии. Отсюда видно, что он безоговорочно признавал стихи только константного ритма и отрицал стихи с ритмической инверсией, которая, по его мнению, была незаконным вторжением «ямбов» в хореическую среду. Тринадцатисложник он определил как «стих Героический Российский», который «состоит в тринадцати слогах, а в шести стопах…». Для примера Тредиаковский взял строку Кантемира и разбил ее следующим образом:
«Через сию схему выразуметь, да и видеть можно, — писал Тредиаковский, — что наш героический стих есть эксаметр, то есть шестимерный, не считая слог пресечения долгий, для которого он гиперкаталектическим, то есть лишний слог вне числа стоп имеющим называться может». Здесь Тредиаковский допустил большую теоретическую и фактическую ошибку: вопреки своей же теории о двусложном «хореическом» начале, он неправильно разбил тринадцатисложник на неравные составные части, подогнав свою двусложную схему под «эксаметр», т. е. под шестистопник; для этого в четвертую «стопу» он поместил три слога вместо двух, игнорируя т. н. «пресечение», т. е. паузную цезуру. Даже с точки зрения теории двусложности кантемировский стих следовало бы разбить так:
¦ Ум толь ¦ слабый ¦ плод тру¦дов ^ ¦¦ кратки¦я на¦уки¦.
Получается семистопный хорей с паузной цезурой посредине. Но если принять во внимание не только однодольную срединную паузу на цезуре, но и двудольную структурную паузу в конце стиха и рассмотреть эту формацию не как систему двусложника, а как четырехдольник, то мы получим правильный тактометрический период — четырехкратный четырехдольник первый:
¦ Ум толь слабый ¦ плод трудов ^ ¦¦ краткия на¦уки. ^^ ¦.
Как мы видим, здесь нет даже намека на шестистопность и на гекзаметр. Механизм реформы стиха Тредиаковского станет понятным, если сравнить дореформенный и пореформенный варианты его тринадцатисложника. Вот вариант дореформенный — «не прямой» стих с ритмической инверсией («ямбы» среди «хореев»):
¦ Ах, не возмож¦но сердцу ^ ¦ пробыть без пе¦чали, ^^ ¦
¦ Хоть уж и гла¦за мои ^ ¦ плакать пере¦стали: ^^ ¦
¦ Ибо сердеч¦на друга ^ ¦ не могу за¦быти, ^^ ¦
¦ Без которо¦го всегда ^ ¦ принужден я ¦ быти. ^^ ¦
А теперь рассмотрим вариант послереформенный, «выпрямленный» стих, где всюду константный ритм, ударные слоги совпадают с метрическими акцентами:
¦ Не возможно ¦ сердцу, ах, ^ ¦ не иметь пе¦чали, ^^ ¦
¦ Очи також¦де еще ^ ¦ плакать не пре¦стали: ^^ ¦
¦ Друга мило¦го весьма ^ ¦ не могу за¦быти, ^^ ¦
¦ Без которо¦го теперь ^ ¦ надлежит мне ¦ быти. ^^ ¦
В той же книге Тредиаковского помещены «Стихи, научающие добронравию человека», перевод с французского (Фенелон). Переводчик писал: «Нарочно сочинены российским новым эксаметром для примеру». В этих стихах тоже четкий константный ритм:
¦ Отдавай то ¦ все Творцу, ^ ¦ долг что отда¦вати; ^^ ¦
¦ Без рассудка ж ¦ ничего ^ ¦ ти б не начи¦нати, ^^ ¦
¦ Токмо с добры¦ми людьми ? ¦ в жизни сей дру¦жися; ^^ ¦
¦ А таланты ¦ чрез твои ^ ¦никогда не ¦ льстися. ^^ ¦
Конечно, эти сравнительно легкие тринадцатисложники отличались и ритмом и языком от тяжелых, с неуклюжей ритмической инверсией, стихов Симеона Полоцкого:
¦ Чин купецкий без греха ^ ¦ едва может быти, ^^^ ¦
¦ На многи бо ¦я злобы ^ ¦ враг обыче¦ лстити; ^^ ¦
¦ Изряднее¦ лакомство ^ ¦ в купцех оби¦тает, ^^ ¦
¦ Еже в многи¦е грехи ^ ¦ оны убеж¦дает. ^^ ¦
Закончив свои замечания о тринадцатисложнике, Тредиаковский обратился к одиннадцатисложнику. Он писал: все, что сказано о «Героическом нашем стихе», относится и к одиннадцатисложнику. Но и здесь он допустил ошибку, причислив этот стих к пентаметру; он разбивал строку следующим образом:
¦ Силы ¦ в сереб¦ре всяк ску¦пой не ¦ знает, ¦
¦ Срамно ¦ то, ког¦да в землю ¦ зары¦вает. ¦
Ритмологическая разбивка стихов должна быть такой:
¦ Силы в сереб¦ре ^ ¦¦ всяк скупой не ¦ знает, ¦
¦ Срамно то, ког¦да ^ ¦¦ в землю зары¦вает. ¦
То есть строка одиннадцатисложника состоит из сдвоенного шестидольника первого. Силлабический одиннадцатисложник А. Кантемира имеет «непрямой» ритм, он инверсирован:
¦ Кто любит Бо¦га, ^ ¦¦ не ревнуй лу¦кавым, ¦
¦ Ниже зави¦ди ^ ¦¦ грешникам не¦правым, ¦
¦ Ибо исчез¦нут, ^ ¦¦ яко трава, ¦ вскоре, ¦
¦ Яже зеле¦на ^ ¦¦ при утренней ¦ зоре.¦
¦ И цвет ей кра¦сен, ^ ¦¦ скрепленный ро¦сою, ¦
¦ Потом увя¦нет, ^ ¦¦ посечен ко¦сою.¦
Современник В. Тредиаковского, молодой А. Сумароков быстро усвоил технологию реформированных одиннадцати- и тринадцатисложников с константным ритмом; через 5 лет после выхода в свет «Нового и краткого способа…» в 1740 он напечатал 2 поздравительные оды имп. Анне. Первая ода была написана «выпрямленным» одиннадцатисложником:
¦ Как теперь на¦чать ^ ¦¦ Анну поздрав¦ляти, ¦
¦ Не могу ког¦да ^ ¦¦ слов таких сы¦скати, ¦
¦ Из которых ¦ ей ^ ¦¦ похвалу спле¦тати, ¦
¦ Иль неволей ¦ мне ^ ¦¦ будет промол¦чати? ¦
Вторая ода была составлена тринадцатисложником с незначительными отступлениями от константного ритма:
¦ О, Россия, ¦ веселись, ^ ¦¦ монархиню ¦ видя, ^^ ¦
¦ Совершенну¦ю в дарах ^ ¦ на престоле ¦ сидя, ^^ ¦
¦ И, играя, ¦ возопий: ^ ¦ «Анна мной вла¦деет! ^^ ¦
¦ Чем против мя ¦устоять ^ ¦ никто не у¦меет». ^^ ¦
Необычайно популярный в эпоху виршевиков, тринадцатисложник остается ходовым размером стиха и после реформы Тредиаковского вплоть до наших дней. Можно лишь напомнить, что «Светлана» В. Жуковского, «Генерал Топтыгин» Н. Некрасова и стихотворение М. Исаковского «Дайте в руки мне гармонь, золотые планки»» написаны константным тринадцатисложником, лишь кое-где у Некрасова встречается случайная ритмическая инверсия:
¦ Свечерело. ¦ Дрожь в конях, ^ ¦
¦ Стужа злее ¦ на ночь; ^^ ¦
¦ Заворочал¦ся в санях ^ ¦
¦ Михайло И¦ваныч. ^^ ¦
(Н. Некрасов)
Следует особо подчеркнуть правоту В. Тредиаковского, который утверждал, что в одиннацдати- и тринадцатисложнике может быть только женская рифма. М. Ломоносов не понял в данном случае Тредиаковского и придирчиво с ним полемизировал; ритмическое чутье, однако, не обмануло Тредиаковского. К этим размерам не подходят ни мужские, на трехсложные рифмы. В этом можно убедиться, прочитав следующие одиннадцатисложники Симеона Полоцкого с рифмами всех трех типов; рифмы звучат естественно лишь в последнем двустишии:
¦ Отче мой дра¦гий! ^ ¦¦ Отче любйз¦нейший! ¦
¦ Аз есмь по вся ¦ дни ^ ¦¦ раб ти смирйн¦нейший. ¦
¦ Не смерти ско¦ро ^ ¦¦ аз желаю ¦ тебе, ¦
¦ Но лет премно¦гих, ^ ¦¦ як самому ¦ себе.¦
¦ Честнии ру¦це ^ ¦¦ твои лобызаю, ¦
¦ Честь воздая¦ти ^ ¦¦ должну обе¦щаю. ¦
(«Комидия о блуднем сыне»)
Остается добавить, что в своей небольшой книге «Новый и краткий способ…» Тредиаковский первым среди русских поэтов дал образцы таких форм поэзии, как сонет, рондо, эпистола, элегия, ода, мадригал, эпиграмма. Первый опыт четырехстопного ямба с женскими рифмами принадлежит тоже Тредиаковскому, но ритм стихов колеблющийся, инверсированный:
Что то за злость? И что за ярость?
Что за смрадна пороков старость?
…Чудовище свирепо, мерзко,
Три головы подъемлет дерзко;
Тремя сверкает языками!
Яд изблевать уже готова:
Ибо наглостию сурово,
Тремя же зевает устами.
В примечании к оде, из которой взят этот отрывок, Тредиаковский писал: «Сочинена для примера простого российского стиха».

Квятковский А.

Другие статьи:
ПЛОДЫ УЧЕНИЯ
ИКОНА
ПАТРИОТИЗМ
КИКИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (СК. 1717), СПОДВИЖНИК ПЕТРА I И АДМИРАЛТЕЙСТВ-СОВЕТНИК
ВЕРХНИХ ТОРГОВЫХ РЯДОВ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ ОБЩЕСТВО
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Михаил Зыгарь Вся кремлевская рать. Краткая история современной России
Вся кремлевская рать. Краткая история современной России
Эта книга рассказывает об истории России на всем протяжении правления Владимира Путина, с 2000 по 2015 год. В основу книги легли документы, открытые источники и десятки уникальных личных интервью, которые автор взял у действующих лиц из ближайшего окружения Владимира Путина. Собранные воедино, факты, события, интриги и мнения героев составляют полную картину жизни Кремля, из которой впервые становится понятна логика метаморфозы Владимира Путина: как и почему из либерального прозападного президента начала 2000-х он превратился в авторитарного правителя и одного из самых ярых противников Запада.

"Путин не считал, что Россию со всех сторон окружают враги. Путин не собирался закрывать все независимые телеканалы. Путин не собирался поддерживать Виктора Януковича. Он не хотел проводить Олимпиаду в Сочи.
Его приближенные думали, что они стараются угадать его замыслы, - на самом деле они осуществляли свои."

Михаил Зыгарь



Для кого эта книга:
Книга будет интересна всем, кто хочет лучше понять историю России последнего времени и логику трансформации внешней (и внутренней) политики Владимира Путина от весьма прогрессивных реформ начала 2000-х до явно выраженного неприятия западного пути развития.

Почему книга достойна прочтения:
  • Книга написана главным редактором телеканала "Дождь" - одного из немногих в России независимых СМИ.
  • В книге собраны уникальные, нигде прежде не опубликованные факты и интервью ближайших приближенных Владимира Путина, которые дают возможность узнать много нового об истинных причинах тех или иных решениях президента России.

    Кто автор:
    Михаил Зыгарь - главный редактор единственного в России независимого телеканала "Дождь". В 2014 году был награжден международной премией International Press Freedom Award, которую присуждает Комитет по защите журналистов.
    Десять лет работал военным корреспондентом газеты "Коммерсантъ", освещал конфликты в Ираке, Ливане, Палестине, Судане, Узбекистане, революции в Украине и Киргизии. Работал заместителем главного редактора в журнале "Русский Newsweek". Совместно с Валерием Панюшкиным написал книгу "Газпром: Новое русское оружие", которая переведена на 15 языков.

    ОТЗЫВЫ:
    "Весьма информативная, удивительно хладнокровная и - что по нынешним временам совсем уж поразительно - вполне беспристрастная книга о новейшей истории государства российского. Я узнал из нее даже то, чего предпочел бы не знать."

    Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)


    "Книга Михаила Зыгаря лучше всех моих книг о Владимире Путине. Вместе взятых. Поэтому теперь я, как завистливый нарцисс, не люблю автора и стараюсь его (но не его произведений) избегать. Просьба не разглашать эту информацию, иначе: а) мои книги окончательно перестанут продаваться; б) на меня обидится сплоченный коллектив телеканала "Дождь", столь трепетно относящийся к своему боссу."

    Станислав Белковский


    "Михаил Зыгарь - человек, которого я без преувеличения могу назвать главным моим учителем и примером первоклассной работы в современной журналистике. Это редкий пример, когда человек сочетает профессионализм и правильное ощущение современной аудитории. Все, что он делает, характеризуется двумя словами: честно и нескучно."

    Ксения Собчак


    "Я впервые прочла последовательное описание всего, что произошло за 20 лет. Самое серьезное исследование и возможность все узнать от первых лиц."

    Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 г.

    ...

  • Цена:
    493 руб

    Борис Акунин История Российского Государства. Между Европой и Азией. Семнадцатый век
    История Российского Государства. Между Европой и Азией. Семнадцатый век
    Продолжение масштабного проекта Бориса Акунина!

    История Отечества в фактах и человеческих судьбах!
    Уникальный формат: мегатекст состоит из параллельных текстов: история России в восьми томах + исторические авантюрные повести.
    Суммарный тираж изданных за два года книг проекта - более 600 000 экземпляров!
    Тома серии богаты иллюстрациями: цветные по мелованной бумаге в исторических томах, стильная графика - в художественных!

    "Проект будет моей основной работой в течение десяти лет. Речь идет о чрезвычайно нахальной затее, потому что у нас в стране есть только один пример беллетриста, написавшего историю Отечества, - Карамзин. Пока только ему удалось заинтересовать историей обыкновенных людей".
                                                                                                             Борис Акунин

    Семнадцатый век представляется каким-то потерянным временем, когда страна топталась на месте, но в истории Российского государства этот отрезок занимает совершенно особое место, где спрессованы и "минуты роковые", и целые десятилетия неспешного развития. Наиболее тугим узлом этой эпохи является Смута. Это поистине страшное и захватывающее зрелище - сопоставимый по масштабу кризис в России повторится лишь триста лет спустя, в начале ХХ века. Там же, в семнадцатом веке, нужно искать корни некоторых острых проблем, которые остаются нерешенными и поныне. Книга "Между Европой и Азией" посвящена истории третьего по счету российского государства, возникшего в результате Смуты и просуществовавшего меньше столетия - вплоть до новой модификации. 

    Об авторе:
    Борис Акунин (настоящее имя Григорий Шалович Чхартишвили) - русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Борис Акунин является автором нескольких десятков романов, повестей, литературных статей и переводов японской, американской и английской литературы. 
    Художественные произведения Акунина переведены, как утверждает сам писатель, более чем на 30-ть языков мира. По версии российского издания журнала Forbes Акунин, заключивший контракты с крупнейшими издательствами Европы и США, входит в десятку российских деятелей культуры, получивших признание за рубежом. 
    "Комсомольская правда" по итогам первого десятилетия XXI века признала Акунина самым популярным писателем России. Согласно докладу Роспечати "Книжный рынок России" за 2010 год, его книги входят в десятку самых издаваемых. 

    О серии:
    Первый том "История Российского Государства. От истоков до монгольского нашествия" вышел в ноябре 2013 года. Вторая  историческая книга серии появилась через год. Третий том "От Ивана III до Бориса Годунова. Между Азией и Европой" был издан в декабре 2015 года. Главная цель проекта, которую преследует автор, - сделать пересказ истории объективным и свободным от какой-либо идеологической системы при сохранении достоверности фактов. Для этого, по словам Бориса Акунина, он внимательно сравнивал исторические данные различных источников. Из массы сведений, имен, цифр, дат и суждений он попытался выбрать все несомненное или, по меньшей мере, наиболее правдоподобное. Малозначительная и недостоверная информация отсеялась. Это серия создавалась для тех, кто хотел бы знать историю России лучше. Ориентиром уровня изложения отечественной истории Борис Акунин для себя ставит труд Николая Карамзина "История государства Российского".

    ...

    Цена:
    1120 руб

     "Совершенно секретно". Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Том 6. 1928 г.
    "Совершенно секретно". Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Том 6. 1928 г.
    Многотомная фундаментальная публикация документов - информационных обзоров и сводок ОГПУ - уникальна по своей научной значимости, ценности, содержанию и масштабам. В данном исто­рическом источнике представлена широкая панорама социальной, политической и экономической жизни страны во всем ее многообразии.
    Большое внимание уделено прежде всего состоянию и настроению об­щества, отношению рабочих, крестьян, интеллигенции, духовенства к власти. Документально показаны история насильственного проведения коллективизации в деревне, деятельность различных политических партий, национальные движения в республиках, состояние армии, положение церкви, сопротивление трудящихся мероприятиям правительства, их борьба за улучшение условий жизни. Публикация раскры­вает разработанную ОГПУ систему и форму информации, ее уровень и основные направления.
    Богатый, многоплановый и комплексный массив документов и материалов позволяет исследова­телям концептуально по-новому осмыслить кардинальные проблемы истории советского общества и государства 20-30-х годов....

    Цена:
    1149 руб

    Михаил Пыляев Старый Петербург
    Старый Петербург
    Книга М.И.Пыляева, известного журналиста, историка-краеведа и бытописателя, знакомит читателей с историей Санкт-Петербурга, достопримечательностями, бытом и нравами северной российской столицы на протяжении XVIII-XIX вв....

    Цена:
    129 руб

    Н. М. Карамзин История государства Российского. В 12 томах. В 2 книгах (комплект из 2 книг)
    История государства Российского. В 12 томах. В 2 книгах (комплект из 2 книг)
    "Карамзин есть первый наш историк и последний летописец..." - писал А.С. Пушкин о своем великом современнике Николае Михайловиче Карамзине. Знаменитый историк, писатель и просветитель, Н.М. Карамзин обратил свой 12-томный труд - "Историю государства Российского" - ко всем россиянам, современникам и потомкам. Эта книга стала важнейшим событием в жизни общества, эпохой в изучении прошлого нашей страны. Этот фундаментальный труд изменил лицо русской культуры. Во многом благодаря заслугам H.М. Карамзина русская культура во всех ее жанрах вошла в свой блистательный XIX век как великая мировая культура.
    Предлагаемое читателю иллюстрированное издание "Истории государства Российского" приурочено к 250-летнему юбилею Н.М. Карамзина. Издательство впервые представляет современному российскому читателю полный цикл рисунков из альбома "История государства Российского в изображениях державных его правителей" профессора исторической живописи Императорской Академии художеств В.П. Верещагина и полный цикл редчайших литографий Б.А Чорикова из серии "Живописный Карамзин". Издание снабжено обширными современными комментариями и примечаниями, которые поясняют малоизвестные реалии, а также приводят биографические данные об упоминаемых Карамзиным исторических личностях. В приложении публикуется не вошедшая в основной свод "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях". Издание снабжено подробным указателем.
    Предисловие - В. Яськов. Комментарии и примечания - В. Яськов, А. Хорошевский, А. Жемерова....

    Цена:
    2565 руб

    Александр Васькин Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе
    Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе
    Это повествование о том удивительном времени, когда деревья были большими, а цены в магазинах - маленькими, когда книга была главным подарком, а колбаса - основным дефицитом, когда никто не отрывался от коллектива, а мир познавался по телевизору. Читатели узнают о том, как москвичи в те годы работали и отдыхали, на что тратили получку и на чем экономили, как выживали в коммуналках и стояли в очередях за продуктами (цены прилагаются), какие театры и художественные выставки посещали и как доставали джинсы и сапоги, где в Москве были Маяк и Пушка и кого прозвали "Никитскими Воротами". А еще читатели научатся распознавать речь той эпохи благодаря словарику московского быта, любезно составленному автором - известным историком и писателем Александром Васькиным. Книга написана с привлечением большого числа свидетельств очевидцев, мемуаров и дневников....

    Цена:
    659 руб

    Лев Лурье, Софья Лурье Ленинград Довлатова. Исторический путеводитель
    Ленинград Довлатова. Исторический путеводитель
    Эта книга - путеводитель по Ленинграду, каким он был в 1944–1978 годах, когда здесь гулял с няней, ходил в школу, учился в университете, влюблялся, женился, писал рассказы и пытался напечататься Сергей Довлатов, самый популярный русский прозаик второй половины XX века. Три маршрута проведут читателей по памятным местам, познакомят с городским ландшафтом позднего Ленинграда и историческим контекстом. Третье издание дополнено рассказами о том, что в эти годы происходило в важнейших культурных институциях - в городских театрах, на Ленинградской киностудии и в Пушкинском доме....

    Цена:
    376 руб

    С. И. Кузьмин ГУЛАГ без ретуши
    ГУЛАГ без ретуши
    Эта книга - как зеркало. Основанная на реальных архивах НКВД и посвящённая ГУЛАГу, она рассказывает не только о его истории, создателях, руководителях, лагерной жизни и кадровой политике, но рисует портрет сегодняшнего общества, поднимая проблемы вневременные. Факты и цифры неумолимо свидетельствуют об истинной истории и трудностях становления молодого Советского Союза. Списки реальных врагов и их география впечатляют, но могло ли быть иначе, когда весь мир был против одной страны?.. Судьбы сменявших друг друга наркомов НКВД Ягоды, Ежова, Берии, а затем и Хрущёва обнажают реальное лицо проводимой ими политики, когда несогласные были опаснее уголовников. Кому спасла жизнь гулаговская система? Ответ на этот вопрос напрямую связан с развалом СССР, так же как и вооружённая ненависть теперешних националистов Украины. Книга доктора юридических наук, профессора Станислава Кузьмина "ГУЛАГ без ретуши" доказывает, что историческая правда жива и сегодня открывается обществу....

    Цена:
    463 руб

    Александр Филюшкин Первое противостояние России и Европы: Ливонская война Ивана Грозного
    Первое противостояние России и Европы: Ливонская война Ивана Грозного
    Книга Александра Филюшкина посвящена масштабному столкновению на Балтии во второй половине XVI века с участием России, Ливонии, Швеции, Польши, Великого княжества Литовского, Дании, Священной Римской империи и Пруссии. Описываемые события стали началом долгой череды противостояний России и Европы, определивших характер международного общения последующих столетий. Именно в конце XVI века военной пропагандой были рождены многие штампы и мифы друг о друге, которые питали атмосферу взаимной неприязни и которые во многом живы до сих пор. Александр Филюшкин?—?доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран Института истории Санкт-Петербургского государственного университета....

    Цена:
    464 руб

    Андрей Николаевич Сахаров История России с древнейших времен до наших дней
    История России с древнейших времен до наших дней
    Однотомное издание "История России" является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами Института Российской истории РАН, - великолепное учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и широкого круга читателей, интересующихся историей своей страны....

    Цена:
    670 руб

    Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

    Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

    2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования