РЕФОРМА ТРЕДИАКОВСКОГО, ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

РЕФОРМА ТРЕДИАКОВСКОГО, опыт теоретического и практического создания системы русского стихосложения, изложенный автором в книге «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (т. е. терминов), изданной в 1735. Суть реформы состояла в том, что, соблюдая равносложие в определенных силлабических размерах, В. Тредиаковский ввел обязательную константность ритма, при которой ударные слоги должны совпадать с метрическими акцентами; тем самым Тредиаковский осудил ритмическую инверсию в стихе. Старые вирши с их неуклюже инверсированным ритмом он остроумно назвал «не прямыми» стихами. Подчеркивая решающую роль ударных слогов в формировании устойчивого константного ритма, Тредиаковский назвал свою систему «тонической» (греч. — напряжение, удар), или «ударительной». Ударные слоги он условно, подражая античной метрике, называл долгими, а безударные — короткими. Первоначально Тредиаковский установил четыре стопы: хорей, или трохей, ямб, спондей, пиррихий, что свидетельствует о признании в русском реформированном стихе двусложный стоп. Двусложие было негативной нормой и в
виршевой просодии, хотя в своем «Письме… о сложении стихов русских» А. Кантемир писал: «§19. Стихи русские могут составлены быть от тринадцати до четырех слогов. §20. По моему мнению, рассуждение стоп в составлении всех оных излишно. Но нужно наблюдать, чтоб во всяком стихе на некоторых двух слогах лежало ударение голоса». Исходя из структуры силлабических тринадцатисложников и одиннадцатисложников, нужно думать, что Кантемир имел в виду такие ударные слоги в стихе, которые поддерживают инерцию ритма: один слог в первом полустишии, а другой — во втором полустишии. В первом полустишии таким опорным слогом был ударный слог на цезуре, а во втором — ударный слог на женской рифме.
Из силлабических размеров Тредиаковский подверг реформе (скорее модернизации) в первую очередь тринадцатисложник и одиннадцатисложник. Тредиаковский считал совершенными те стихи, в которых фигурируют только хореические стопы, затем «средней доброты» он считал те стихи, где большая часть стоп состоит из спондеев или пиррихиев, и, наконец, «тот весьма худ, который весь ямбы составляют, или большая часть оных». Ямбами среди хореев Тредиаковский считает случаи ритмической инверсии. Отсюда видно, что он безоговорочно признавал стихи только константного ритма и отрицал стихи с ритмической инверсией, которая, по его мнению, была незаконным вторжением «ямбов» в хореическую среду. Тринадцатисложник он определил как «стих Героический Российский», который «состоит в тринадцати слогах, а в шести стопах…». Для примера Тредиаковский взял строку Кантемира и разбил ее следующим образом:
«Через сию схему выразуметь, да и видеть можно, — писал Тредиаковский, — что наш героический стих есть эксаметр, то есть шестимерный, не считая слог пресечения долгий, для которого он гиперкаталектическим, то есть лишний слог вне числа стоп имеющим называться может». Здесь Тредиаковский допустил большую теоретическую и фактическую ошибку: вопреки своей же теории о двусложном «хореическом» начале, он неправильно разбил тринадцатисложник на неравные составные части, подогнав свою двусложную схему под «эксаметр», т. е. под шестистопник; для этого в четвертую «стопу» он поместил три слога вместо двух, игнорируя т. н. «пресечение», т. е. паузную цезуру. Даже с точки зрения теории двусложности кантемировский стих следовало бы разбить так:
¦ Ум толь ¦ слабый ¦ плод тру¦дов ^ ¦¦ кратки¦я на¦уки¦.
Получается семистопный хорей с паузной цезурой посредине. Но если принять во внимание не только однодольную срединную паузу на цезуре, но и двудольную структурную паузу в конце стиха и рассмотреть эту формацию не как систему двусложника, а как четырехдольник, то мы получим правильный тактометрический период — четырехкратный четырехдольник первый:
¦ Ум толь слабый ¦ плод трудов ^ ¦¦ краткия на¦уки. ^^ ¦.
Как мы видим, здесь нет даже намека на шестистопность и на гекзаметр. Механизм реформы стиха Тредиаковского станет понятным, если сравнить дореформенный и пореформенный варианты его тринадцатисложника. Вот вариант дореформенный — «не прямой» стих с ритмической инверсией («ямбы» среди «хореев»):
¦ Ах, не возмож¦но сердцу ^ ¦ пробыть без пе¦чали, ^^ ¦
¦ Хоть уж и гла¦за мои ^ ¦ плакать пере¦стали: ^^ ¦
¦ Ибо сердеч¦на друга ^ ¦ не могу за¦быти, ^^ ¦
¦ Без которо¦го всегда ^ ¦ принужден я ¦ быти. ^^ ¦
А теперь рассмотрим вариант послереформенный, «выпрямленный» стих, где всюду константный ритм, ударные слоги совпадают с метрическими акцентами:
¦ Не возможно ¦ сердцу, ах, ^ ¦ не иметь пе¦чали, ^^ ¦
¦ Очи також¦де еще ^ ¦ плакать не пре¦стали: ^^ ¦
¦ Друга мило¦го весьма ^ ¦ не могу за¦быти, ^^ ¦
¦ Без которо¦го теперь ^ ¦ надлежит мне ¦ быти. ^^ ¦
В той же книге Тредиаковского помещены «Стихи, научающие добронравию человека», перевод с французского (Фенелон). Переводчик писал: «Нарочно сочинены российским новым эксаметром для примеру». В этих стихах тоже четкий константный ритм:
¦ Отдавай то ¦ все Творцу, ^ ¦ долг что отда¦вати; ^^ ¦
¦ Без рассудка ж ¦ ничего ^ ¦ ти б не начи¦нати, ^^ ¦
¦ Токмо с добры¦ми людьми ? ¦ в жизни сей дру¦жися; ^^ ¦
¦ А таланты ¦ чрез твои ^ ¦никогда не ¦ льстися. ^^ ¦
Конечно, эти сравнительно легкие тринадцатисложники отличались и ритмом и языком от тяжелых, с неуклюжей ритмической инверсией, стихов Симеона Полоцкого:
¦ Чин купецкий без греха ^ ¦ едва может быти, ^^^ ¦
¦ На многи бо ¦я злобы ^ ¦ враг обыче¦ лстити; ^^ ¦
¦ Изряднее¦ лакомство ^ ¦ в купцех оби¦тает, ^^ ¦
¦ Еже в многи¦е грехи ^ ¦ оны убеж¦дает. ^^ ¦
Закончив свои замечания о тринадцатисложнике, Тредиаковский обратился к одиннадцатисложнику. Он писал: все, что сказано о «Героическом нашем стихе», относится и к одиннадцатисложнику. Но и здесь он допустил ошибку, причислив этот стих к пентаметру; он разбивал строку следующим образом:
¦ Силы ¦ в сереб¦ре всяк ску¦пой не ¦ знает, ¦
¦ Срамно ¦ то, ког¦да в землю ¦ зары¦вает. ¦
Ритмологическая разбивка стихов должна быть такой:
¦ Силы в сереб¦ре ^ ¦¦ всяк скупой не ¦ знает, ¦
¦ Срамно то, ког¦да ^ ¦¦ в землю зары¦вает. ¦
То есть строка одиннадцатисложника состоит из сдвоенного шестидольника первого. Силлабический одиннадцатисложник А. Кантемира имеет «непрямой» ритм, он инверсирован:
¦ Кто любит Бо¦га, ^ ¦¦ не ревнуй лу¦кавым, ¦
¦ Ниже зави¦ди ^ ¦¦ грешникам не¦правым, ¦
¦ Ибо исчез¦нут, ^ ¦¦ яко трава, ¦ вскоре, ¦
¦ Яже зеле¦на ^ ¦¦ при утренней ¦ зоре.¦
¦ И цвет ей кра¦сен, ^ ¦¦ скрепленный ро¦сою, ¦
¦ Потом увя¦нет, ^ ¦¦ посечен ко¦сою.¦
Современник В. Тредиаковского, молодой А. Сумароков быстро усвоил технологию реформированных одиннадцати- и тринадцатисложников с константным ритмом; через 5 лет после выхода в свет «Нового и краткого способа…» в 1740 он напечатал 2 поздравительные оды имп. Анне. Первая ода была написана «выпрямленным» одиннадцатисложником:
¦ Как теперь на¦чать ^ ¦¦ Анну поздрав¦ляти, ¦
¦ Не могу ког¦да ^ ¦¦ слов таких сы¦скати, ¦
¦ Из которых ¦ ей ^ ¦¦ похвалу спле¦тати, ¦
¦ Иль неволей ¦ мне ^ ¦¦ будет промол¦чати? ¦
Вторая ода была составлена тринадцатисложником с незначительными отступлениями от константного ритма:
¦ О, Россия, ¦ веселись, ^ ¦¦ монархиню ¦ видя, ^^ ¦
¦ Совершенну¦ю в дарах ^ ¦ на престоле ¦ сидя, ^^ ¦
¦ И, играя, ¦ возопий: ^ ¦ «Анна мной вла¦деет! ^^ ¦
¦ Чем против мя ¦устоять ^ ¦ никто не у¦меет». ^^ ¦
Необычайно популярный в эпоху виршевиков, тринадцатисложник остается ходовым размером стиха и после реформы Тредиаковского вплоть до наших дней. Можно лишь напомнить, что «Светлана» В. Жуковского, «Генерал Топтыгин» Н. Некрасова и стихотворение М. Исаковского «Дайте в руки мне гармонь, золотые планки»» написаны константным тринадцатисложником, лишь кое-где у Некрасова встречается случайная ритмическая инверсия:
¦ Свечерело. ¦ Дрожь в конях, ^ ¦
¦ Стужа злее ¦ на ночь; ^^ ¦
¦ Заворочал¦ся в санях ^ ¦
¦ Михайло И¦ваныч. ^^ ¦
(Н. Некрасов)
Следует особо подчеркнуть правоту В. Тредиаковского, который утверждал, что в одиннацдати- и тринадцатисложнике может быть только женская рифма. М. Ломоносов не понял в данном случае Тредиаковского и придирчиво с ним полемизировал; ритмическое чутье, однако, не обмануло Тредиаковского. К этим размерам не подходят ни мужские, на трехсложные рифмы. В этом можно убедиться, прочитав следующие одиннадцатисложники Симеона Полоцкого с рифмами всех трех типов; рифмы звучат естественно лишь в последнем двустишии:
¦ Отче мой дра¦гий! ^ ¦¦ Отче любйз¦нейший! ¦
¦ Аз есмь по вся ¦ дни ^ ¦¦ раб ти смирйн¦нейший. ¦
¦ Не смерти ско¦ро ^ ¦¦ аз желаю ¦ тебе, ¦
¦ Но лет премно¦гих, ^ ¦¦ як самому ¦ себе.¦
¦ Честнии ру¦це ^ ¦¦ твои лобызаю, ¦
¦ Честь воздая¦ти ^ ¦¦ должну обе¦щаю. ¦
(«Комидия о блуднем сыне»)
Остается добавить, что в своей небольшой книге «Новый и краткий способ…» Тредиаковский первым среди русских поэтов дал образцы таких форм поэзии, как сонет, рондо, эпистола, элегия, ода, мадригал, эпиграмма. Первый опыт четырехстопного ямба с женскими рифмами принадлежит тоже Тредиаковскому, но ритм стихов колеблющийся, инверсированный:
Что то за злость? И что за ярость?
Что за смрадна пороков старость?
…Чудовище свирепо, мерзко,
Три головы подъемлет дерзко;
Тремя сверкает языками!
Яд изблевать уже готова:
Ибо наглостию сурово,
Тремя же зевает устами.
В примечании к оде, из которой взят этот отрывок, Тредиаковский писал: «Сочинена для примера простого российского стиха».

Квятковский А.

Другие статьи:
ТРУБЕЦКОЙ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (СК. ОК. 1612), КНЯЗЬ, БОЯРИН XVI В
БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (30.01[11.02].1894—10.06.1959), ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
ПОНИМАНИЕ
МАТЕРЩИНА
ЕРМИЧЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Борис Акунин История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия
История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия
"Страна, которую мы называем Древней Русью, так сильно отличалась от России послемонгольской эпохи, что через толщу минувших столетий кажется нам какой-то сгинувшей, легендарной Атлантидой… Был ли на самом деле Рюрик? Приглашали ли славяне варягов? Прибивал ли Олег щит на врата Цареграда?".
Борис Акунин адресует свою историю Отечества широкой читательской аудитории: людям, которым интересно узнать (или вместе с автором увлеченно вычислить), как было на самом деле, и попытаться понять, что в нашем тысячелетнем государстве так и что не так (и почему)....

Цена:
992 руб

Андрей Тюняев Москва. Чертоги Мокоши
Москва. Чертоги Мокоши
В основу исследования положены археологические, антропологические, лингвистические, мифологические, религиоведческие, топонимические, географические и другие данные. Автор давно и плодотворно работает в области этимологии, а также в области определения значений древних корней русского языка. Его многочисленные работы по языкознанию, в том числе исследования древних этапов русского языка, в 2011 году отмечены медалью "Институт русского языка имени А.С.Пушкина", а работа "Языки мира" - Почетной грамотой Российской академии естественных наук.
Наряду с тем, что, будучи подтвержденным новейшими открытиями археологов, реальный возраст Москвы уже перевалил за рубеж "новой эры", получили признание специалистов работы автора, касающиеся государственности Древнейшей Руси. В них показано, что на территории Центральной России в древности существовало государство, которое вело оживленную торговлю со странами Востока и Запада, в том числе с Шумером и Древним Египтом.
В таких условиях города великих держав, главной из которых являлась Древнейшая Русь, получали свои названия от имен великих предков. Точно по этому принципу Москва получила свое название от великой богини Космоса, самой почитаемой Пряхи судьбы по имени Мокошь. Ее археологические изваяния обнаружены на территории Центральной России начиная с 42-го тысяч до нашей эры, а на территории Московской области Зарайск - с 22-го тысяч до нашей эры.

Монография предназначена для широкого круга специалистов, преподавателей, аспирантов и студентов в таких отраслях как лингвистика, топонимика, краеведение, градостроительство, история, мифология, археология, религиоведение, а также для читателей, которые интересуются всем новым в различных областях знаний....

Цена:
266 руб

Лев Гумилев В поисках вымышленного царства
В поисках вымышленного царства
Лев Николаевич Гумилев — выдающийся историк и этнолог. Сын знаменитых родителей — А.Ахматовой и Н.Гумилева, — он был вынужден всю жизнь противостоять ударам судьбы и, вопреки всем несчастьям, сумел достичь небывалых высот в науке.

Книга "В поисках вымышленного царства" — одна из самых известных работ выдающегося ученого. В ней увлекательно и подробно рассказывается о жизни народов Центральной Азии в IX–XIII веках, а также исследуется эпоха Киевской Руси и период образования Московского государства. Автор размышляет над вопросом: могло ли царство пресвитера Иоанна существовать на самом деле, или христианское государство, возглавляемое царем-священником, только красивая легенда-мечта?...

Цена:
123 руб

Михаил Пыляев Старый Петербург
Старый Петербург
Книга М.И.Пыляева, известного журналиста, историка-краеведа и бытописателя, знакомит читателей с историей Санкт-Петербурга, достопримечательностями, бытом и нравами северной российской столицы на протяжении XVIII-XIX вв....

Цена:
133 руб

 Троцкий против Сталина. Эмигрантский архив Л. Д. Троцкого. 1933-1936 гг.
Троцкий против Сталина. Эмигрантский архив Л. Д. Троцкого. 1933-1936 гг.
В настоящее издание включены архивные статьи, письма, интервью и другие документы, написанные Львом Троцким в эмиграции в период 1933-1936 гг. На русском все тексты обнародуются впервые. Часть документов является первопубликацией. Основные затронутые темы: оценка Троцким международного положения и положения в отдельных странах после установления в Германии нацистской диктатуры; особенности развития СССР под властью Сталина, обоснование курса на формирование параллельных (троцкистских) компартий и их международного объединения в IV Интернационал. В томе публикуются документы, свидетельствующие о стремлении Троцкого к установлению контактов идущих за ним организаций с некоторыми другими левыми политическими силами и в то же время о решительном осуждении Троцким курса III Интернационала, контролируемого Москвой, на создание антифашистского народного фронта.
Письма жене Н.И.Седовой дают представление о личной жизни Троцкого, его характере и вкусах.
Том подготовлен к изданию известными российскими историками, проживающими в США, - докторами исторических наук Ю.Г.Фельштинским и Г.И.Чернявским. Книга снабжена предисловием, примечаниями и именным указателем....

Цена:
709 руб

 Городское ралли. Санкт-Петербург. Игра
Городское ралли. Санкт-Петербург. Игра
Суть игры-прогулки можно сформулировать в двух словах — «гуляй и познавай». В набор входят очень красивые карты, нарисованные художниками, и список вопросов, напечатанный для удобства прямо на картах. Ответы на вопросы нужно искать во время прогулки прямо на улицах города. Архитектура, история, городской быт и культура, знаменитые люди и их творения — вопросы из самых разных областей знания, но при этом они не требуют специальной подготовки, лишь внимания, логики и... хорошей погоды....

Цена:
718 руб

В. А. Гиляровский Москва и москвичи
Москва и москвичи
Замечательный сборник очерков, названный критиками "энциклопедией русской жизни на рубеже веков". Перед читателями буквально оживает пестрая, многоликая Москва конца XIX — начала ХХ в. Словно наяву, мы видим буйные купеческие кутежи — и заходим в таинственные лавочки известных антикваров, вместе с разгульными, разудалыми бандитами изучаем опасные закоулки печально знаменитой Хитровки — и преследуем их со знаменитыми московскими полицейскими, знакомимся с древними катакомбами Неглинки — и наблюдаем шум и суету колоритного Охотного ряда....

Цена:
178 руб

В. А. Рыжков Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения
Сияющий Алтай. Горы, люди, приключения
Почему Алтай так восхищает людей? Почему каждый, побывавший там, обязательно стремится туда вернуться? Почему многие народы мира считают именно Алтай своей прародиной? Владимир Рыжков, исходивший пешком и объехавший на конях весь Алтай, отвечает на эти вопросы в своей новой книге. Главные достопримечательности Алтая, знаменитые дороги и скрытые тропы, перевалы и хребты, реки и озера, культура и история, приключения и повседневная жизнь таежников — в этой фундаментальной книге представлена самая широкая панорама жизни, истории и природы Алтая. Книга — написанный с любовью и со всеми подробностями портрет удивительного Алтая. Горной страны в самом центре мира, от природы и от людей которой исходит сияние....

Цена:
749 руб

Лев Лурье Петербург накануне революции
Петербург накануне революции
Лев Лурье о том, какие проблемы были в семье Романовых, каким характером обладал император и почему друзьям он предпочитал общество жены. Что ожидало приезжего в Петербурге, какие социальные лифты помогали самым предприимчивым и кому революция была нужна меньше всего. Как жила столица огромной империи, где пили гвардейцы и дрались хулиганы, и о том, как все это в одночасье кончилось. 
Лев Лурье - Кандидат исторических наук, журналист, преподаватель истории в Петербургской классической гимназии. Четырежды лауреат премии "Золотое перо" - за лучшие журналистские работы в Петербурге, обладатель Анциферовской премии - за заслуги в петербургском краеведении. Автор десятков документальных сериалов ("НТВ", "5 канал", "ТВЦ , среди которых - "Ленинградский фронт", "Преступление в стиле модерн", "1956 год. Середина века", "Балет и власть", "Булат и злато". Автор книг "Аптекарский остров", "Без Москвы", "Язвы Петербурга", "Дом Мурузи", "Реальный Петербург", "Довлатов". "Преступления в стиле модерн", "1956 год. Середина века", "Питерщики", "Ленинградский фронт", "Хищницы", "Петербург. Путеводитель „Афиши“", "Петербург Достоевского", "Лаврентий Берия - кровавый прагматик".

...

Цена:
545 руб

Андрей?Пюккенен Былое Токсово
Былое Токсово
Книга "Былое Токсово" открывает малоизвестные страницы истории посёлка и его окрестностей.
В книге приведены редкие фотографии и карты, предназначена для небезразличных к истории своего края читателей....

Цена:
662 руб

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования