РЕФОРМА ТРЕДИАКОВСКОГО, ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

РЕФОРМА ТРЕДИАКОВСКОГО, опыт теоретического и практического создания системы русского стихосложения, изложенный автором в книге «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (т. е. терминов), изданной в 1735. Суть реформы состояла в том, что, соблюдая равносложие в определенных силлабических размерах, В. Тредиаковский ввел обязательную константность ритма, при которой ударные слоги должны совпадать с метрическими акцентами; тем самым Тредиаковский осудил ритмическую инверсию в стихе. Старые вирши с их неуклюже инверсированным ритмом он остроумно назвал «не прямыми» стихами. Подчеркивая решающую роль ударных слогов в формировании устойчивого константного ритма, Тредиаковский назвал свою систему «тонической» (греч. — напряжение, удар), или «ударительной». Ударные слоги он условно, подражая античной метрике, называл долгими, а безударные — короткими. Первоначально Тредиаковский установил четыре стопы: хорей, или трохей, ямб, спондей, пиррихий, что свидетельствует о признании в русском реформированном стихе двусложный стоп. Двусложие было негативной нормой и в
виршевой просодии, хотя в своем «Письме… о сложении стихов русских» А. Кантемир писал: «§19. Стихи русские могут составлены быть от тринадцати до четырех слогов. §20. По моему мнению, рассуждение стоп в составлении всех оных излишно. Но нужно наблюдать, чтоб во всяком стихе на некоторых двух слогах лежало ударение голоса». Исходя из структуры силлабических тринадцатисложников и одиннадцатисложников, нужно думать, что Кантемир имел в виду такие ударные слоги в стихе, которые поддерживают инерцию ритма: один слог в первом полустишии, а другой — во втором полустишии. В первом полустишии таким опорным слогом был ударный слог на цезуре, а во втором — ударный слог на женской рифме.
Из силлабических размеров Тредиаковский подверг реформе (скорее модернизации) в первую очередь тринадцатисложник и одиннадцатисложник. Тредиаковский считал совершенными те стихи, в которых фигурируют только хореические стопы, затем «средней доброты» он считал те стихи, где большая часть стоп состоит из спондеев или пиррихиев, и, наконец, «тот весьма худ, который весь ямбы составляют, или большая часть оных». Ямбами среди хореев Тредиаковский считает случаи ритмической инверсии. Отсюда видно, что он безоговорочно признавал стихи только константного ритма и отрицал стихи с ритмической инверсией, которая, по его мнению, была незаконным вторжением «ямбов» в хореическую среду. Тринадцатисложник он определил как «стих Героический Российский», который «состоит в тринадцати слогах, а в шести стопах…». Для примера Тредиаковский взял строку Кантемира и разбил ее следующим образом:
«Через сию схему выразуметь, да и видеть можно, — писал Тредиаковский, — что наш героический стих есть эксаметр, то есть шестимерный, не считая слог пресечения долгий, для которого он гиперкаталектическим, то есть лишний слог вне числа стоп имеющим называться может». Здесь Тредиаковский допустил большую теоретическую и фактическую ошибку: вопреки своей же теории о двусложном «хореическом» начале, он неправильно разбил тринадцатисложник на неравные составные части, подогнав свою двусложную схему под «эксаметр», т. е. под шестистопник; для этого в четвертую «стопу» он поместил три слога вместо двух, игнорируя т. н. «пресечение», т. е. паузную цезуру. Даже с точки зрения теории двусложности кантемировский стих следовало бы разбить так:
¦ Ум толь ¦ слабый ¦ плод тру¦дов ^ ¦¦ кратки¦я на¦уки¦.
Получается семистопный хорей с паузной цезурой посредине. Но если принять во внимание не только однодольную срединную паузу на цезуре, но и двудольную структурную паузу в конце стиха и рассмотреть эту формацию не как систему двусложника, а как четырехдольник, то мы получим правильный тактометрический период — четырехкратный четырехдольник первый:
¦ Ум толь слабый ¦ плод трудов ^ ¦¦ краткия на¦уки. ^^ ¦.
Как мы видим, здесь нет даже намека на шестистопность и на гекзаметр. Механизм реформы стиха Тредиаковского станет понятным, если сравнить дореформенный и пореформенный варианты его тринадцатисложника. Вот вариант дореформенный — «не прямой» стих с ритмической инверсией («ямбы» среди «хореев»):
¦ Ах, не возмож¦но сердцу ^ ¦ пробыть без пе¦чали, ^^ ¦
¦ Хоть уж и гла¦за мои ^ ¦ плакать пере¦стали: ^^ ¦
¦ Ибо сердеч¦на друга ^ ¦ не могу за¦быти, ^^ ¦
¦ Без которо¦го всегда ^ ¦ принужден я ¦ быти. ^^ ¦
А теперь рассмотрим вариант послереформенный, «выпрямленный» стих, где всюду константный ритм, ударные слоги совпадают с метрическими акцентами:
¦ Не возможно ¦ сердцу, ах, ^ ¦ не иметь пе¦чали, ^^ ¦
¦ Очи також¦де еще ^ ¦ плакать не пре¦стали: ^^ ¦
¦ Друга мило¦го весьма ^ ¦ не могу за¦быти, ^^ ¦
¦ Без которо¦го теперь ^ ¦ надлежит мне ¦ быти. ^^ ¦
В той же книге Тредиаковского помещены «Стихи, научающие добронравию человека», перевод с французского (Фенелон). Переводчик писал: «Нарочно сочинены российским новым эксаметром для примеру». В этих стихах тоже четкий константный ритм:
¦ Отдавай то ¦ все Творцу, ^ ¦ долг что отда¦вати; ^^ ¦
¦ Без рассудка ж ¦ ничего ^ ¦ ти б не начи¦нати, ^^ ¦
¦ Токмо с добры¦ми людьми ? ¦ в жизни сей дру¦жися; ^^ ¦
¦ А таланты ¦ чрез твои ^ ¦никогда не ¦ льстися. ^^ ¦
Конечно, эти сравнительно легкие тринадцатисложники отличались и ритмом и языком от тяжелых, с неуклюжей ритмической инверсией, стихов Симеона Полоцкого:
¦ Чин купецкий без греха ^ ¦ едва может быти, ^^^ ¦
¦ На многи бо ¦я злобы ^ ¦ враг обыче¦ лстити; ^^ ¦
¦ Изряднее¦ лакомство ^ ¦ в купцех оби¦тает, ^^ ¦
¦ Еже в многи¦е грехи ^ ¦ оны убеж¦дает. ^^ ¦
Закончив свои замечания о тринадцатисложнике, Тредиаковский обратился к одиннадцатисложнику. Он писал: все, что сказано о «Героическом нашем стихе», относится и к одиннадцатисложнику. Но и здесь он допустил ошибку, причислив этот стих к пентаметру; он разбивал строку следующим образом:
¦ Силы ¦ в сереб¦ре всяк ску¦пой не ¦ знает, ¦
¦ Срамно ¦ то, ког¦да в землю ¦ зары¦вает. ¦
Ритмологическая разбивка стихов должна быть такой:
¦ Силы в сереб¦ре ^ ¦¦ всяк скупой не ¦ знает, ¦
¦ Срамно то, ког¦да ^ ¦¦ в землю зары¦вает. ¦
То есть строка одиннадцатисложника состоит из сдвоенного шестидольника первого. Силлабический одиннадцатисложник А. Кантемира имеет «непрямой» ритм, он инверсирован:
¦ Кто любит Бо¦га, ^ ¦¦ не ревнуй лу¦кавым, ¦
¦ Ниже зави¦ди ^ ¦¦ грешникам не¦правым, ¦
¦ Ибо исчез¦нут, ^ ¦¦ яко трава, ¦ вскоре, ¦
¦ Яже зеле¦на ^ ¦¦ при утренней ¦ зоре.¦
¦ И цвет ей кра¦сен, ^ ¦¦ скрепленный ро¦сою, ¦
¦ Потом увя¦нет, ^ ¦¦ посечен ко¦сою.¦
Современник В. Тредиаковского, молодой А. Сумароков быстро усвоил технологию реформированных одиннадцати- и тринадцатисложников с константным ритмом; через 5 лет после выхода в свет «Нового и краткого способа…» в 1740 он напечатал 2 поздравительные оды имп. Анне. Первая ода была написана «выпрямленным» одиннадцатисложником:
¦ Как теперь на¦чать ^ ¦¦ Анну поздрав¦ляти, ¦
¦ Не могу ког¦да ^ ¦¦ слов таких сы¦скати, ¦
¦ Из которых ¦ ей ^ ¦¦ похвалу спле¦тати, ¦
¦ Иль неволей ¦ мне ^ ¦¦ будет промол¦чати? ¦
Вторая ода была составлена тринадцатисложником с незначительными отступлениями от константного ритма:
¦ О, Россия, ¦ веселись, ^ ¦¦ монархиню ¦ видя, ^^ ¦
¦ Совершенну¦ю в дарах ^ ¦ на престоле ¦ сидя, ^^ ¦
¦ И, играя, ¦ возопий: ^ ¦ «Анна мной вла¦деет! ^^ ¦
¦ Чем против мя ¦устоять ^ ¦ никто не у¦меет». ^^ ¦
Необычайно популярный в эпоху виршевиков, тринадцатисложник остается ходовым размером стиха и после реформы Тредиаковского вплоть до наших дней. Можно лишь напомнить, что «Светлана» В. Жуковского, «Генерал Топтыгин» Н. Некрасова и стихотворение М. Исаковского «Дайте в руки мне гармонь, золотые планки»» написаны константным тринадцатисложником, лишь кое-где у Некрасова встречается случайная ритмическая инверсия:
¦ Свечерело. ¦ Дрожь в конях, ^ ¦
¦ Стужа злее ¦ на ночь; ^^ ¦
¦ Заворочал¦ся в санях ^ ¦
¦ Михайло И¦ваныч. ^^ ¦
(Н. Некрасов)
Следует особо подчеркнуть правоту В. Тредиаковского, который утверждал, что в одиннацдати- и тринадцатисложнике может быть только женская рифма. М. Ломоносов не понял в данном случае Тредиаковского и придирчиво с ним полемизировал; ритмическое чутье, однако, не обмануло Тредиаковского. К этим размерам не подходят ни мужские, на трехсложные рифмы. В этом можно убедиться, прочитав следующие одиннадцатисложники Симеона Полоцкого с рифмами всех трех типов; рифмы звучат естественно лишь в последнем двустишии:
¦ Отче мой дра¦гий! ^ ¦¦ Отче любйз¦нейший! ¦
¦ Аз есмь по вся ¦ дни ^ ¦¦ раб ти смирйн¦нейший. ¦
¦ Не смерти ско¦ро ^ ¦¦ аз желаю ¦ тебе, ¦
¦ Но лет премно¦гих, ^ ¦¦ як самому ¦ себе.¦
¦ Честнии ру¦це ^ ¦¦ твои лобызаю, ¦
¦ Честь воздая¦ти ^ ¦¦ должну обе¦щаю. ¦
(«Комидия о блуднем сыне»)
Остается добавить, что в своей небольшой книге «Новый и краткий способ…» Тредиаковский первым среди русских поэтов дал образцы таких форм поэзии, как сонет, рондо, эпистола, элегия, ода, мадригал, эпиграмма. Первый опыт четырехстопного ямба с женскими рифмами принадлежит тоже Тредиаковскому, но ритм стихов колеблющийся, инверсированный:
Что то за злость? И что за ярость?
Что за смрадна пороков старость?
…Чудовище свирепо, мерзко,
Три головы подъемлет дерзко;
Тремя сверкает языками!
Яд изблевать уже готова:
Ибо наглостию сурово,
Тремя же зевает устами.
В примечании к оде, из которой взят этот отрывок, Тредиаковский писал: «Сочинена для примера простого российского стиха».

Квятковский А.

Другие статьи:
МАЙКОВ АПОЛЛОН АПОЛЛОНОВИЧ (1866—ПОСЛЕ 1917), ПУБЛИЦИСТ, ХУДОЖНИК, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА (СРН), ЧЛЕН ГЛАВНОГО СОВЕТА СРН
ГОЛИЦЫН ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ (6.12.1860—3[16].12.1928), КНЯЗЬ, ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, ЧЛЕН ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА, ПИСАТЕЛЬ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПСЕВДОНИМ МУРАВЛИН), ОДИН ИЗ УЧРЕДИТЕЛЕЙ И ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА Р
СКВОРЦОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859—03.05.1932), ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
МЕЙ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (13[25].02.1822—16[28].05.1862), ПОЭТ
КОНЕВОДСТВО, ПО ЧИСЛЕННОСТИ ЛОШАДЕЙ И РАЗНООБРАЗИЮ ПОРОД РОССИЯ ПЕРЕД 1917 ЗАНИМАЛА ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования