РЕФОРМА ТРЕДИАКОВСКОГО, ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

РЕФОРМА ТРЕДИАКОВСКОГО, опыт теоретического и практического создания системы русского стихосложения, изложенный автором в книге «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (т. е. терминов), изданной в 1735. Суть реформы состояла в том, что, соблюдая равносложие в определенных силлабических размерах, В. Тредиаковский ввел обязательную константность ритма, при которой ударные слоги должны совпадать с метрическими акцентами; тем самым Тредиаковский осудил ритмическую инверсию в стихе. Старые вирши с их неуклюже инверсированным ритмом он остроумно назвал «не прямыми» стихами. Подчеркивая решающую роль ударных слогов в формировании устойчивого константного ритма, Тредиаковский назвал свою систему «тонической» (греч. — напряжение, удар), или «ударительной». Ударные слоги он условно, подражая античной метрике, называл долгими, а безударные — короткими. Первоначально Тредиаковский установил четыре стопы: хорей, или трохей, ямб, спондей, пиррихий, что свидетельствует о признании в русском реформированном стихе двусложный стоп. Двусложие было негативной нормой и в
виршевой просодии, хотя в своем «Письме… о сложении стихов русских» А. Кантемир писал: «§19. Стихи русские могут составлены быть от тринадцати до четырех слогов. §20. По моему мнению, рассуждение стоп в составлении всех оных излишно. Но нужно наблюдать, чтоб во всяком стихе на некоторых двух слогах лежало ударение голоса». Исходя из структуры силлабических тринадцатисложников и одиннадцатисложников, нужно думать, что Кантемир имел в виду такие ударные слоги в стихе, которые поддерживают инерцию ритма: один слог в первом полустишии, а другой — во втором полустишии. В первом полустишии таким опорным слогом был ударный слог на цезуре, а во втором — ударный слог на женской рифме.
Из силлабических размеров Тредиаковский подверг реформе (скорее модернизации) в первую очередь тринадцатисложник и одиннадцатисложник. Тредиаковский считал совершенными те стихи, в которых фигурируют только хореические стопы, затем «средней доброты» он считал те стихи, где большая часть стоп состоит из спондеев или пиррихиев, и, наконец, «тот весьма худ, который весь ямбы составляют, или большая часть оных». Ямбами среди хореев Тредиаковский считает случаи ритмической инверсии. Отсюда видно, что он безоговорочно признавал стихи только константного ритма и отрицал стихи с ритмической инверсией, которая, по его мнению, была незаконным вторжением «ямбов» в хореическую среду. Тринадцатисложник он определил как «стих Героический Российский», который «состоит в тринадцати слогах, а в шести стопах…». Для примера Тредиаковский взял строку Кантемира и разбил ее следующим образом:
«Через сию схему выразуметь, да и видеть можно, — писал Тредиаковский, — что наш героический стих есть эксаметр, то есть шестимерный, не считая слог пресечения долгий, для которого он гиперкаталектическим, то есть лишний слог вне числа стоп имеющим называться может». Здесь Тредиаковский допустил большую теоретическую и фактическую ошибку: вопреки своей же теории о двусложном «хореическом» начале, он неправильно разбил тринадцатисложник на неравные составные части, подогнав свою двусложную схему под «эксаметр», т. е. под шестистопник; для этого в четвертую «стопу» он поместил три слога вместо двух, игнорируя т. н. «пресечение», т. е. паузную цезуру. Даже с точки зрения теории двусложности кантемировский стих следовало бы разбить так:
¦ Ум толь ¦ слабый ¦ плод тру¦дов ^ ¦¦ кратки¦я на¦уки¦.
Получается семистопный хорей с паузной цезурой посредине. Но если принять во внимание не только однодольную срединную паузу на цезуре, но и двудольную структурную паузу в конце стиха и рассмотреть эту формацию не как систему двусложника, а как четырехдольник, то мы получим правильный тактометрический период — четырехкратный четырехдольник первый:
¦ Ум толь слабый ¦ плод трудов ^ ¦¦ краткия на¦уки. ^^ ¦.
Как мы видим, здесь нет даже намека на шестистопность и на гекзаметр. Механизм реформы стиха Тредиаковского станет понятным, если сравнить дореформенный и пореформенный варианты его тринадцатисложника. Вот вариант дореформенный — «не прямой» стих с ритмической инверсией («ямбы» среди «хореев»):
¦ Ах, не возмож¦но сердцу ^ ¦ пробыть без пе¦чали, ^^ ¦
¦ Хоть уж и гла¦за мои ^ ¦ плакать пере¦стали: ^^ ¦
¦ Ибо сердеч¦на друга ^ ¦ не могу за¦быти, ^^ ¦
¦ Без которо¦го всегда ^ ¦ принужден я ¦ быти. ^^ ¦
А теперь рассмотрим вариант послереформенный, «выпрямленный» стих, где всюду константный ритм, ударные слоги совпадают с метрическими акцентами:
¦ Не возможно ¦ сердцу, ах, ^ ¦ не иметь пе¦чали, ^^ ¦
¦ Очи також¦де еще ^ ¦ плакать не пре¦стали: ^^ ¦
¦ Друга мило¦го весьма ^ ¦ не могу за¦быти, ^^ ¦
¦ Без которо¦го теперь ^ ¦ надлежит мне ¦ быти. ^^ ¦
В той же книге Тредиаковского помещены «Стихи, научающие добронравию человека», перевод с французского (Фенелон). Переводчик писал: «Нарочно сочинены российским новым эксаметром для примеру». В этих стихах тоже четкий константный ритм:
¦ Отдавай то ¦ все Творцу, ^ ¦ долг что отда¦вати; ^^ ¦
¦ Без рассудка ж ¦ ничего ^ ¦ ти б не начи¦нати, ^^ ¦
¦ Токмо с добры¦ми людьми ? ¦ в жизни сей дру¦жися; ^^ ¦
¦ А таланты ¦ чрез твои ^ ¦никогда не ¦ льстися. ^^ ¦
Конечно, эти сравнительно легкие тринадцатисложники отличались и ритмом и языком от тяжелых, с неуклюжей ритмической инверсией, стихов Симеона Полоцкого:
¦ Чин купецкий без греха ^ ¦ едва может быти, ^^^ ¦
¦ На многи бо ¦я злобы ^ ¦ враг обыче¦ лстити; ^^ ¦
¦ Изряднее¦ лакомство ^ ¦ в купцех оби¦тает, ^^ ¦
¦ Еже в многи¦е грехи ^ ¦ оны убеж¦дает. ^^ ¦
Закончив свои замечания о тринадцатисложнике, Тредиаковский обратился к одиннадцатисложнику. Он писал: все, что сказано о «Героическом нашем стихе», относится и к одиннадцатисложнику. Но и здесь он допустил ошибку, причислив этот стих к пентаметру; он разбивал строку следующим образом:
¦ Силы ¦ в сереб¦ре всяк ску¦пой не ¦ знает, ¦
¦ Срамно ¦ то, ког¦да в землю ¦ зары¦вает. ¦
Ритмологическая разбивка стихов должна быть такой:
¦ Силы в сереб¦ре ^ ¦¦ всяк скупой не ¦ знает, ¦
¦ Срамно то, ког¦да ^ ¦¦ в землю зары¦вает. ¦
То есть строка одиннадцатисложника состоит из сдвоенного шестидольника первого. Силлабический одиннадцатисложник А. Кантемира имеет «непрямой» ритм, он инверсирован:
¦ Кто любит Бо¦га, ^ ¦¦ не ревнуй лу¦кавым, ¦
¦ Ниже зави¦ди ^ ¦¦ грешникам не¦правым, ¦
¦ Ибо исчез¦нут, ^ ¦¦ яко трава, ¦ вскоре, ¦
¦ Яже зеле¦на ^ ¦¦ при утренней ¦ зоре.¦
¦ И цвет ей кра¦сен, ^ ¦¦ скрепленный ро¦сою, ¦
¦ Потом увя¦нет, ^ ¦¦ посечен ко¦сою.¦
Современник В. Тредиаковского, молодой А. Сумароков быстро усвоил технологию реформированных одиннадцати- и тринадцатисложников с константным ритмом; через 5 лет после выхода в свет «Нового и краткого способа…» в 1740 он напечатал 2 поздравительные оды имп. Анне. Первая ода была написана «выпрямленным» одиннадцатисложником:
¦ Как теперь на¦чать ^ ¦¦ Анну поздрав¦ляти, ¦
¦ Не могу ког¦да ^ ¦¦ слов таких сы¦скати, ¦
¦ Из которых ¦ ей ^ ¦¦ похвалу спле¦тати, ¦
¦ Иль неволей ¦ мне ^ ¦¦ будет промол¦чати? ¦
Вторая ода была составлена тринадцатисложником с незначительными отступлениями от константного ритма:
¦ О, Россия, ¦ веселись, ^ ¦¦ монархиню ¦ видя, ^^ ¦
¦ Совершенну¦ю в дарах ^ ¦ на престоле ¦ сидя, ^^ ¦
¦ И, играя, ¦ возопий: ^ ¦ «Анна мной вла¦деет! ^^ ¦
¦ Чем против мя ¦устоять ^ ¦ никто не у¦меет». ^^ ¦
Необычайно популярный в эпоху виршевиков, тринадцатисложник остается ходовым размером стиха и после реформы Тредиаковского вплоть до наших дней. Можно лишь напомнить, что «Светлана» В. Жуковского, «Генерал Топтыгин» Н. Некрасова и стихотворение М. Исаковского «Дайте в руки мне гармонь, золотые планки»» написаны константным тринадцатисложником, лишь кое-где у Некрасова встречается случайная ритмическая инверсия:
¦ Свечерело. ¦ Дрожь в конях, ^ ¦
¦ Стужа злее ¦ на ночь; ^^ ¦
¦ Заворочал¦ся в санях ^ ¦
¦ Михайло И¦ваныч. ^^ ¦
(Н. Некрасов)
Следует особо подчеркнуть правоту В. Тредиаковского, который утверждал, что в одиннацдати- и тринадцатисложнике может быть только женская рифма. М. Ломоносов не понял в данном случае Тредиаковского и придирчиво с ним полемизировал; ритмическое чутье, однако, не обмануло Тредиаковского. К этим размерам не подходят ни мужские, на трехсложные рифмы. В этом можно убедиться, прочитав следующие одиннадцатисложники Симеона Полоцкого с рифмами всех трех типов; рифмы звучат естественно лишь в последнем двустишии:
¦ Отче мой дра¦гий! ^ ¦¦ Отче любйз¦нейший! ¦
¦ Аз есмь по вся ¦ дни ^ ¦¦ раб ти смирйн¦нейший. ¦
¦ Не смерти ско¦ро ^ ¦¦ аз желаю ¦ тебе, ¦
¦ Но лет премно¦гих, ^ ¦¦ як самому ¦ себе.¦
¦ Честнии ру¦це ^ ¦¦ твои лобызаю, ¦
¦ Честь воздая¦ти ^ ¦¦ должну обе¦щаю. ¦
(«Комидия о блуднем сыне»)
Остается добавить, что в своей небольшой книге «Новый и краткий способ…» Тредиаковский первым среди русских поэтов дал образцы таких форм поэзии, как сонет, рондо, эпистола, элегия, ода, мадригал, эпиграмма. Первый опыт четырехстопного ямба с женскими рифмами принадлежит тоже Тредиаковскому, но ритм стихов колеблющийся, инверсированный:
Что то за злость? И что за ярость?
Что за смрадна пороков старость?
…Чудовище свирепо, мерзко,
Три головы подъемлет дерзко;
Тремя сверкает языками!
Яд изблевать уже готова:
Ибо наглостию сурово,
Тремя же зевает устами.
В примечании к оде, из которой взят этот отрывок, Тредиаковский писал: «Сочинена для примера простого российского стиха».

Квятковский А.

Другие статьи:
ОЛЕГ ВЕЩИЙ (СК. 912 ИЛИ 922), ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КНЯЗЬ
ВЕЩЕСТВО
КАМЕНЕВИЧ-РВОВСКИЙ ТИМОФЕЙ (?—?), ПИСАТЕЛЬ И ИСТОРИОГРАФ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВ. XVII В., ИЕРОДЬЯКОН
ЧУЛКОВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ (1744—24.10[4.11].1792), ПИСАТЕЛЬ, СОБИРАТЕЛЬ ФОЛЬКЛОРА
МЕСТНИЧЕСТВО
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Акунин Борис Азиатская европеизация. История Российского Государства. Царь Петр Алексеевич
Азиатская европеизация. История Российского Государства. Царь Петр Алексеевич
  • Продолжение самого масштабного и амбициозного проекта десятилетия от Бориса Акунина!
  • История Отечества в фактах и человеческих судьбах!
  • Уникальный формат: мегатекст состоит из параллельных текстов: история России в восьми томах + исторические авантюрные повести.
  • Суммарный тираж изданных за четыре года книг проекта - более 1 500 000 экземпляров!
  • Тома серии богаты иллюстрациями: цветные в исторических томах, стильная графика - в художественных!
  • Велик ли был Петр Великий? Есть лишь четыре крупных исторических деятеля, отношение к которым окрашено сильными эмоциями: Иван Грозный, Ленин, Сталин - и Петр I. Доблести Петра восхвалялись и при монархии, и в СССР, и в постсоветской России. "Государственникам" этот правитель импонирует как создатель мощной военной державы, "либералам" - как западник, повернувший страну лицом к Европе. Аннотация: Тридцатилетие, в течение которого царь Петр Алексеевич проводил свои преобразования, повлияло на ход всей мировой истории. Обстоятельства его личной жизни, умственное устройство, пристрастия и фобии стали частью национальной матрицы и сегодня воспринимаются миром как нечто исконно российское. И если русская литература "вышла из гоголевской шинели", то Российское государство до сих пор донашивает петровские ботфорты. Эта книга про то, как русские учились не следовать за историей, а творить ее, как что-то у них получилось, а что-то нет. И почему. "Проект будет моей основной работой в течение десяти лет. Речь идет о чрезвычайно нахальной затее, потому что у нас в стране есть только один пример беллетриста, написавшего историю Отечества, - Карамзин. Пока только ему удалось заинтересовать историей обыкновенных людей".

    Борис Акунин

    Об авторе: Борис Акунин (настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили) - русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Борис Акунин является автором нескольких десятков романов, повестей, литературных статей и переводов японской, американской и английской литературы. Художественные произведения Акунина переведены, как утверждает сам писатель, более чем на 30-ть языков мира. По версии российского издания журнала Forbes Акунин, заключивший контракты с крупнейшими издательствами Европы и США, входит в десятку российских деятелей культуры, получивших признание за рубежом. "Комсомольская правда" по итогам первого десятилетия XXI века признала Акунина самым популярным писателем России. Согласно докладу Роспечати "Книжный рынок России" за 2010 год, его книги входят в десятку самых издаваемых. О серии: Первый том "История Российского Государства. От истоков до монгольского нашествия" вышел в ноябре 2013 года. Вторая историческая книга серии появилась через год. Исторические тома проекта "История Российского Государства" выходят каждый год, поздней осенью, став таким образом определенной традицией. Третий том "От Ивана III до Бориса Годунова. Между Азией и Европой" был издан в декабре 2015 года. Четвертый - "Семнадцатый век" в 2016 году, и вот пятый - "Царь Петр Алексеевич" - появится на прилавках книжных магазинов страны в конце ноября 2017. Главная цель проекта, которую преследует автор, - сделать пересказ истории объективным и свободным от какой-либо идеологической системы при сохранении достоверности фактов. Для этого, по словам Бориса Акунина, он внимательно сравнивал исторические данные различных источников. Из массы сведений, имен, цифр, дат и суждений он попытался выбрать все несомненное или, по меньшей мере, наиболее правдоподобное. Малозначительная и недостоверная информация отсеялась. Это серия создавалась для тех, кто хотел бы знать историю России лучше. Ориентиром уровня изложения отечественной истории Борис Акунин для себя ставит труд Николая Карамзина "История государства Российского".
  • ...

    Цена:
    1399 руб

    Леонид Парфенов Намедни. Наша эра. 1971-1980
    Намедни. Наша эра. 1971-1980
    Том книжного проекта "Намедни" про годы 1971–1980 – это панорама эпохи, которую назовут застоем: растущий дефицит всего и массовое диссидентство, "Союз" – "Аполлон" и безрезультатная борьба с пьянством, повторы "Семнадцати мгновений" и "Иронии судьбы", стабильное Политбюро во главе с "лично Леонидом Ильичом" и фарцовка джинсами, Высоцкий и Пугачева, "Жигули" и Афган. Притом что это "тучные годы" дорогой нефти настоящей энергетической сверхдержавы, которая тягается с Америкой на равных, проводит образцовую Олимпиаду, а над ее сателлитами никогда не заходит солнце. В сравнении с телеверсией объем многократно расширен и дополнен, в книге свыше 500 фотографий, рисунков, карикатур и других иллюстраций....

    Цена:
    2259 руб

    Борис Акунин История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия
    История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия
    "Страна, которую мы называем Древней Русью, так сильно отличалась от России послемонгольской эпохи, что через толщу минувших столетий кажется нам какой-то сгинувшей, легендарной Атлантидой… Был ли на самом деле Рюрик? Приглашали ли славяне варягов? Прибивал ли Олег щит на врата Цареграда?".
    Борис Акунин адресует свою историю Отечества широкой читательской аудитории: людям, которым интересно узнать (или вместе с автором увлеченно вычислить), как было на самом деле, и попытаться понять, что в нашем тысячелетнем государстве так и что не так (и почему)....

    Цена:
    1059 руб

    Наталья Зазулина Европейский пасьянс. Хроника последнего десятилетия царствования Екатерины II
    Европейский пасьянс. Хроника последнего десятилетия царствования Екатерины II
    Книга Н.Н.Зазулиной "Европейский пасьянс. Хроника последнего десятилетия царствования Екатерины II" основана на уникальных документах из огромного количества различных архивов. Так к работе были привлечены материалы архива Апостольской библиотеки Ватикана, в том числе её Секретного архива, Национального Архива Великобритании, архива Министерства иностранных дел Франции, архива Венской Придворной палаты и Библиотеки Каролина Редивива Университета Уппсалы. Из книги Натальи Зазулиной читатель узнает о том, что происходило в Европе конца XVIII века и в России - в той России, которая была неотъемлемой частью Европы. И каждый сможет сравнить свои знания о том времени со свидетельствами из вновь представленных здесь источников. Императрица Екатерина II была одной из ярчайших фигур века Просвещения, апофеозом которого стали Великая Французская, Брабантская и Голландские революции. Одной из идей века Просвещения было достижение некоего общественного договора между властью и народом. Но на глазах императрицы, гордившейся дружбой с Вольтером, Дидро, д`Аламбером и Гриммом, революции превратили труды энциклопедистов не просто в никчемные книги, а в опасные произведения. И ничего нельзя было повернуть вспять. Читателя ждет множество удивительных открытий: хрестоматийные фигуры и события предстанут в неожиданном свете, неизвестные ранее документы приоткроют свои тайны, а привычный европейско-российский пасьянс окажется лишь следствием того, что развернулось на полях сражений и в тиши дипломатических кабинетов в то время, когда "столетие безумно и мудро" уступало место железному Девятнадцатому веку. Новый взгляд на закулисье разделов Польши покажет изнанку интриг ее последнего короля Станислава Августа Понятовского: деньги и неразборчивость в политических связях всегда дорого обходятся любителям красивых фраз и поз, особенно - на рубеже Запада и Востока. Причины и следствия, персонажи, ранее не появлявшиеся в отечественной историографии, документы из европейских архивов, не известные в России, - все это делает книгу Натальи Зазулиной интересным, захватывающим и увлекательным чтением.
    В издании содержится более 1000 красочных и черно-белых иллюстраций - это картины известных художников, портреты исторических деятелей и членов правящих семей, многие из которых публикуются в России впервые....

    Цена:
    1424 руб

    Егор Ларичев, Анастасия Углик Московское метро. Путеводитель
    Московское метро. Путеводитель
    Путеводитель включает пять маршрутов по станциям, наиболее интересным с художественной и архитектурной точки зрения. Вы сможете прочитать об истории их создания, архитектурных особенностях, декоративном убранстве, посмотреть современные и архивные фотографии, а также эскизы проектов станций, некоторые из которых так и не были воплощены. Второй, четвертый и пятый маршруты состоят из двух частей: основной - в нее включены наиболее значимые станции, и расширенной - в нее входят станции, также представляющие интерес. Путеводитель снабжен указателем всех станций Московского метрополитена, а также перечнем музеев, театров, стадионов, вокзалов, крупных торговых центров и парков Москвы, до которых можно добраться на метро.

    Формат: 20,5 см х 27,5 см....

    Цена:
    233 руб

    Валентин Катасонов Экономика Сталина
    Экономика Сталина
    Интерес к сталинской эпохе отечественной истории в нашем обществе остается неизменно высоким, в том числе к экономике этой эпохи. В книге доктора экономических наук В.Ю.Катасонова - одного из ведущих экономистов современной России -раскрывается суть сталинской экономики, показывается ее уникальный характер не только по сравнению с экономиками других стран, но также экономикой СССР раннего и позднего периодов. Тема сталинской экономики в настоящее время достаточно табуирована, поскольку на ее фоне блекнут любые модели так называемой «рыночной экономики», навязываемые России. Автор прорывает заговор молчания вокруг этой темы, дает подробное описание таких элементов сталинской модели экономики, как централизованное управление и планирование, одноуровневая банковская система, двухконтурное денежное обращение, государственная монополия внешней торговли и государственная валютная монополия, противозатратный механизм, общественные фонды потребления и т.д. По мнению автора, уникальный опыт государственного строительства на базе сталинской модели экономики может оказаться крайне полезным для экономического и политического возрождения России....

    Цена:
    522 руб

     История России XX век. Эпоха Сталинизма (1923-1953). Том 2
    История России XX век. Эпоха Сталинизма (1923-1953). Том 2
    Эта книга - первая из множества современных изданий - возвращает русской истории Человека. Из безличного описания "объективных процессов" и "движущих сил" она делает историю живой, личностной и фактичной. Исторический материал в книге дополняет множество воспоминаний очевидцев, биографических справок-досье, фрагментов важнейших документов, фотографий и других живых свидетельств нашего прошлого. История России - это история людей, а не процессов и сил. В создании этой книги принимали участие ведущие ученые России и других стран мира, поставившие перед собой совершенно определенную задачу - представить читателю новый, непредвзятый взгляд на жизнь и пути России в самую драматичную эпоху ее существования....

    Цена:
    649 руб

    Рейфилд Д. Сталин и его подручные
    Сталин и его подручные
    Известный британский историк и литературовед, автор бестселлеров "Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет" и "Жизнь Антона Чехова", предлагает детальный анализ исторической эпохи и личностей, ответственных за преступления, в которых исчезли миллионы людей, "не чуявших под собой страны". Руководители печально знаменитой Лубянки - Дзержинский, Менжинский, Ягода, Ежов, Берия - послушные орудия в руках великого кукловода - "человека с усами", координатора и вдохновителя невероятных по размаху репрессий против собственного народа....

    Цена:
    819 руб

    Михаил Барщевский Счастливы неимущие (Евангелие от Матфея). Судебный процесс Березовский-Абрамович. Лондон 2011/12
    Счастливы неимущие (Евангелие от Матфея). Судебный процесс Березовский-Абрамович. Лондон 2011/12
    Кому будет интересно прочесть эту книгу? Думаю, всем. Тот, кого интересует мораль­но-деловой климат в России в период конца девяностых - начала нулевых, безусловно, най­дет здесь много интересного. Не останется внакладе и любитель истории своей страны. Здесь и история выборов президента России 1996 года, и "алюминиевые войны", и история залоговых аукционов, и борьба за власть самого конца 90-х. Сам я узнал много нового, хотя моя професси­ональная деятельность в те годы подразумевала достаточно высокую степень осведомленности. Однако выяснилось, что это была иллюзия.
    Абсолютно безусловно эти страницы должен изучить любой юрист. Здесь и "учебник" вся­ких хитрых схем построения бизнеса, оптимизации налогов, структурирования крупных компа­ний. Здесь и потрясающий по своей глубине и детализации анализ российского гражданского права. Адвокаты и судьи, думаю, могут просто считать эту книгу - учебником профессионального мастерства и, обидно это говорить, образцом для подражания. (Я не про книгу - я про профес­сиональную работу судьи и адвокатов)....

    Цена:
    996 руб

    М.М. Вачагаев Союз горцев Северного Кавказа и Горская республика. История несостоявшегося государства. 1917-1920
    Союз горцев Северного Кавказа и Горская республика. История несостоявшегося государства. 1917-1920
    Работа историка­-кавказоведа, кандидата исторических наук М.М. Вачагаева посвящена одной из малоизвестных страниц новейшей отечественной истории — попытке создания независимого государства горцев Северного Кавказа в период Гражданской войны в России 1917—1920 гг. На большом архивном материале, в том числе на документах архивов Азербайджана, Грузии, Турции, Франции, России, автор проанализировал перипетии короткой, но бурной истории государственного образования горцев — одного из многих квазигосударств, образовавшихся на обломках Российской империи. В книге рассмотрены обстоятельства провозглашения Горской республики, ее статус и политическая ориентация в дипломатическом и военном противостоянии между основными факторами интервенции и Гражданской войны в России, персональный состав руководства Республики, причины и последствия краха сепаратистского проекта на Северном Кавказе.
    ...

    Цена:
    349 руб

    Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

    Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

    2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования