"Русская литература и фольклор" Квятковский. Поэтический словарь. 1966

345

ШЕСТИДОЛЬНИК — самая сложная из четырех элементных групп, участвующих в формировании правильных ритмических процессов русского стиха. Будучи двухакцентной мерой, Ш. состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа Ш. имеет шесть видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и эпикрузы:

Шестидольник 1-й

 

| | |

Шестидольник 2-й

       

| |

Шестидольник 3-й

|

| |

Шестидольник 4-й          

|

|

Шестидольник 5-й     

|

|

Шестидольник 6-й

|

|

Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый Ш. Пятый Ш. часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый Ш. относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой Ш. — к ямбическим. В отличие от нечетной меры пятидольника, Ш. легко отсчитывается на три счета — по две доли на каждый счет.

Ниже приводятся образцы стихов, иллюстрирующие все шесть видов моделей четырехкратного Ш.

Шестидольник первый:

| Облаком вол|нистым |
| Пыль встает вда|ли; /\ |

346

| Конный или | пеший — |
| Не видать в пы|ли! /\ |

(А. Фет)

Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе:

Люб|лю твой слабый | свет в не|бесной выши|не:
Он | думы пробудил, у|снувшие во | мне.

(А. Пушкин)

Шестидольник третий (единственный пример):

| Если б | сумерками |
| Звезды | выбежали |
| Пере|мигиваться |
| У пру|да, /\ /\ /\ |

| Мы фо|нариками |
| Элек|трическими |
| Им под|свечивали |
| бы тог|да. /\ /\ /\ |

(А. Квятковский)

Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Между тем мелодика ритма шестидольника третьего очень приятна; в музыке она широко популярна, например начало второй части первого концерта для фортепьяно П. И. Чайковского, который использовал здесь мелодию и ритм украинской песни.

Шестидольник четвертый:

Си|неет | палуба — до|рога | скользкая,
Ка|чает | здорово на | кораб|ле, /\ /\
Но | юность | легкая и | комсо|мольская
И|дет по | палубе как | по зем|ле. /\ /\

(Б. Корнилов)

Шестидольник пятый (трехкратный):

На пи|рах ве|сёлых,
В дерев|нях и | сёлах
Прово|дили | дни. /\

Я в ле|су си|дела
Да в ок|но гля|дела
На кус|ты и | пни. /\

(И. Бунин)

Шестидольник шестой:

Обыкно|венный | день, обыкно|венный | сад.
Но поче|му кру|гом колоко|ла зве|нят?

(Г. Иванов)

По своему долевому объему русским Ш. соответствуют античные шестидольные ионики о четырех слогах. Античная метрика различала нисходящий ионик , соответствующий русскому

347

Ш. первому | , и восходящий ионик , соответствующий русскому Ш. третьему | .



Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования