"Русская литература и фольклор" Квятковский. Поэтический словарь. 1966

230

ПЯТИДОЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:

Пятидольник 1-й        |||
Пятидольник 2-й   ||
Пятидольник 3-й   |||
Пятидольник 4-й  ||
Пятидольник 5-й  ||

Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены

231

в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида:

|Жаво|роночек || на про|галинке || распе|вает. /\ |
| Он зо|вет весну, || радость | красную || вызы|вает. /\ |

(Н. Цыганов)

Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида:

| Впере|ди летит — || ясным | соколом, |
| Поза|ди летит — || черным | вороном, |
| Впере|ди летит — || не у|катится, |
| Поза|ди летит — || не останется.|

(Н. Некрасов)

Популярен в русской поэзии П. с рифмами:

|Как при|вяжется, || как при|лепится |
| К уму-|разуму || думка | праздная, |
| Мысль до|кушная || в мозг твой | вцепится |
| И клю|ёт его, || неот|вязная.|

(В. Бенедиктов)

То же с однодольной паузой в конце каждого периода:

| Мимо | дворика, |
| Мимо | хаты, |

| За о|бозами|
| Шли сол|даты, /\ |

| Они| шли-прошли |
| Слобо|дою, /\ |

| Звали | девушку |
| За со|бою. /\ |

(М. Исаковский)

То же с двудольной паузой:

| Не слыш|ны в саду || даже | шорохи, |
| Все здесь | замерло || до ут|ра. /\ /\ |
| Если б| знали вы, || как мне | дороги |
| Подмос|ковные || вече|ра. /\ /\ |

(М. Матусовский)

П. с ритмической инверсией:

| Красным | полымем|
| Заря | вспыхнула; |

| По ли|цу земли|
| Туман | стелется; |

| Разго|релся день|
| Огнем | солнечным, |

| Подо|брал туман |
| Выше | темя гор. |

(А. Кольцов)

232

П. со включением полудольных слогов:

| Лет до |ста расти |
| Нам без | старости. |

| Год от | года расти |
| Нашей | бодрости. |

| Славьте, | молот и стих, |
| Землю | молодости. |

(В. Маяковский)

Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский:

Нач|ну на | флейте сти||хи пе|чальны;
Зря | на Рос|сию чрез || страны | дальны.

У других поэтов:

Где | наша | роза,
друзь|я мо|и? /\

У|вяла | роза,
Ди|тя за|ри. /\

(А. Пушкин)

Ды|мится | поле, рас||свет бе|леет,
В сте|пи ту|манной кри||чат ор|лы. /\
И | дико | звонок их || плач го|лодный
Сре|ди хо|лодной плы||вущей | мглы. /\

(И. Бунин)

Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: «|Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...»|.

Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник:

Ды||мится | поле, /\ рас||свет бе|леет, /\
В сте||пи ту|манной /\ кри||чат ор|лы, /\ /\
И || дико | звонок /\ их || плач го|лодный /\
Сре||ди хо|лодной /\ плы|| вущей | мглы. /\ /\

Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи):

| Кабы |знала я, || кабы | ведала, |
| Не смот|рела бы || из о|кошечка|
| Я на | молодца || разу|далого, |
| Как он | ехал по || нашей | улице, |
| Набе|крень зало||мивши | мурмолку, |
| Как ли|хова ко||ня бу|ланова, |
| Звонко|ногого, || долго|гривого, |
| Супро|тив окон || на ды|бы вздымал.

(А. К. Толстой)

Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры; акцентируется лишь первая доля трехдольной части, остается совершенно безударной

233

двудольная часть, вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов):

Без|водные золо|тистые пере|сыпчатые бар|ханы /\ /\
Стре|мятся в полусож|женную неиз|веданную стра|ну, /\ /\ /\
Где | правят в уеди|нении злато|лицые богды|ханы, /\ /\
Вды|хая тяжело|дымную злато|опийную вол|ну. /\ /\ /\
Где | в набережных фар|форовых импе|раторские ка|налы /\ /\
По|блескивают, пере|плескивают ко|ричневой чешу|ей, /\ /\ /\
Где | в белых обсерва|ториях и библи|отеках опа|халы /\ /\
Над | рукописями | ветхими, точно |ветер берего|вой. /\ /\ /\

(Г. Шенгели)

Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам.



Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования