"Русская литература и фольклор" Квятковский. Поэтический словарь. 1966

201

ПАУЗНИК трехдольный, или паузный трехдольник, — термин С. Боброва, присвоенный стиху трехдольного размера, отдельные стопы которого представляют собой неполносложные, паузные модификации, т. е. не только , а ^, ^^, ^^; ^, ^^, ^^ и пр., или модификации с протяжением слогов (долгие слоги) , ^, . Введение этого термина (не соввсем точного) в русскую поэтику было вызвано появлением в русской поэзии начала 20 в. большого количества стихов паузной формы, отличавшихся от классического полносложного трехдольника настолько, что многие читатели и даже литературоведы (например, С. А. Венгеров) не умели ритмически их рецитировать, считая подобные стихи неправильными. Между тем П. был стихом давней

202

русской традиции (см. Пауза), и практика символистов, акмеистов и других литературных школ явилась лишь развитием и закреплением этой формы стиха. В настоящее время П. ни у кого не вызывают сомнения в правильности их метрического строения. Они бытуют в советской поэзии наравне с полносложным стихом. Узаконителем П. в русской поэзии считается А. Блок. Дальнейшее развитие П. нашло себе место в поэзии В. Брюсова, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, С. Есенина, А. Асеева, С. Кирсанова, А. Суркова, А. Прокофьева, А. Вознесенского, Е. Евтушенко и многих других поэтов. Примеры П.:

/\ | Пристань без|молвна. Зем|ля /\ близ|ка. /\
Зем|ли /\ не| видно, /\ | Ночь глубо|ка. /\
Сто|ю /\ на| се-ерых| мокрых до|сках. /\
/\ |Буря хо|хочет в се|дых /\ куд|рях. | /\

(А. Блок)

Пус|кай мы рос|ли ноже|вые,
А| сестры рос|ли, /\ как| май. /\
Но| все же гла|за /\ жи|вые
Пе|ча-ально| не поды|май. /\

(С. Есенин)

/\ |Землю,

     где |воздух,

как |сла-адкий| морс, /\

/\  | бросишь

и |мчишь, коле|ся /\ /\ | /\ /\

но |землю,

    с ко|торою|

вме-есте| мерз, /\

во | век

      разлю|бить /\ нель|зя. /\ /\ | /\ /\

(В. Маяковский)

Ниже приводятся образцы параллельных равновеликих трехдольников — полносложных и паузных; сравнение их структур дает наглядное представление о разнице ритмов этих двух формаций. Из примеров станет понятным также преимущество употребления термина «трехдольник» вместо «трехсложник», поскольку трехдольность указывает на единство однородных форм — и полносложных и паузных — даже при их слоговом неравенстве.

Трехкратный трехдольник первый с устойчивыми концевыми паузами.

а) Полносложная форма:

|Четкие| линии| гор; /\ /\ |
|Бледно не|верное | море. /\ |
|Гаснет торжественный| взор, /\ /\ |
|Тонет в бес|сильном про|сторе. /\ |

(В. Брюсов)

б) Паузная форма:

|Мы /\ /\ | спим /\ /\ | ночь. /\ /\ |
|Днем совер|шаем по|ступки. /\ |
|Любим сво|ю /\ то|лочь /\ /\ |
|воду в сво|ей /\ /\ | ступке. /\ |

(В. Маяковский)

Трехкратный трехдольник второй с одинаковыми концевыми паузами.

203

а) Полносложная форма:

По| синим вол|нам оке|ана,
Лишь| звезды блес|нут в небе|сах, /\
Ко|рабль оди|нокий не|сется,
Не|сется на| всех пару|сах. /\

(М. Лермонтов)

б) Паузная форма:

Как| ца-арство| белого| снега,
Мо|я /\ ду|ша холод|на. /\
Ка|кая /\ |стройная |нега
/\ |В мире хо|лодного| сна. /\

(В. Брюсов)

Трехкратный трехдольник третий.

а) Полносложная форма:

Я те|бе ниче|го не ска|жу,
И те|бя не встре|вожу ни|чуть,
И о | том, что я | молча твер|жу,
Не ре|шусь ни за | что намек|нуть.

(А. Фет)

б) Паузная форма:

Я по|кинул ро|димый /\ | дом,
Голу|бую о|ставил /\ | Русь.
В три звез|ды берез|няк над пру|дом
Теплит |матери| старой /\ | грусть.

(С. Есенин)

Четырехкратный трехдольник второй с устойчивыми концевыми паузами.

а) Полносложная форма:

Как| ныне сби|рается | вещий О|лег /\
От|мстить нера|зумным хо|зарам: /\ | /\ /\
Их| села и| нивы, за| буйный на|бег, /\
Об|рёк он ме|чам и по|жарам. /\ | /\ /\

(А. Пушкин)

б) Паузная форма:

Би|лет — /\ /\ |щелк. Ще|ка — /\ /\ | чмок. /\
Сви|сток, — и рва|нулись ту|да мы, /\ | /\ /\
Ку|да, /\ как| се-ельди| в сети чу|лок, /\
Плы|вут круго|светные | дамы. /\ | /\ /\

(В. Маяковский)

а) Полносложная форма:

Гля|жу, как бе|зумный, на | черную | шаль, /\
И | хладную | душу тер|зает пе|чаль. /\

(А. Пушкин)

б) Паузная форма:

О|на /\ ве|селой не|вестой бы|ла. /\
Но | смерть /\ при|шла, /\ о|на умер|ла.

(А. Блок)

204

Очень эффектен ритм трехдольников с локальной внутристишной паузой, повторяющейся в определенном месте стиха. Например, в трехкратном трехдольнике втором.

Однодольная пауза в первой половине тактометрического периода:

На | ту /\ зна|комую | гору
Сто | раз /\ я| в день прихо|жу, /\
Сто|ю, /\ скло|няся на по|сох,
И | в дол /\ с вер|шины гля|жу, /\

(В. Жуковский)

Двудольная пауза во второй половине периода (помимо концевой):

Се|годня дур|ной /\ /\ | день, /\
Куз|нечиков | хор /\ /\ | спит. /\
И| сумрачных | скал /\ /\ | сень /\
Мрач|ней гробо|вых /\ /\ | плит. /\

(О. Мандельштам)

Последний пример особенно выразителен, если иметь в виду, что ритм его паузных строк подчинен контрольному ряду следующих полносложных строк:

На | темном по|роге тай|ком /\
Свя|тые шеп|чу име|на. /\
Я | знаю: мы | в храме вдво|ем, /\
Ты | думаешь: | здесь ты од|на. /\

(А. Блок)

Наконец, очень редкий образец четырехкратного трехдольника третьего, где в первых двух стихах — сплошное полносложие, а далее следуют стихи с точно локализованной однодольной паузой в конце периода:

Почер|нел, искри|вился бре|венчатый | мост,
И сто|ят ло|пухи в чело|веческий | рост,
И кра|пивы дре|мучей по|ют /\ ле|са,
Что по | ним не прой|дет, не блес|нет /\ ко|са.
Вече|рами над | озером | слышен /\ | вздох,
И по | стенам рас|ползся ко|рявый /\ | мох.

(А. Ахматова)

Строго говоря, в последнем двустишии имеется не пауза, а структурный долгий слог:

Вече|рами над | озером | слы-ышен | вздох,
И по | стенам рас|ползся ко|ря-авый| мох.

Экспериментальные наблюдения и практика чтения поэтами своих паузных трехдольников позволяют сделать следующий вывод: если в трехдольной элементной группе находится двусложие с ударением на первом слоге, то наиболее естественный будет модификация , т. е. растяжение ударного слога; если же это двусложие принадлежит двум соседним словам, из которых первое заканчивается ударным слогом, то естественная паузная модификация ^.

Интенсивное развитие П. в русской советской поэзии обещает в будущем раскрыть еще большие ритмические богатства поэтической выразительности стиха.

См. также Растяжение слогов.



Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования