"Русская литература и фольклор" Квятковский. Поэтический словарь. 1966

126

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию И. п. было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в. Полный сборник исторических песен московского периода (16—17 вв.) был приготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество И. п. записано на Севере России — в Архангельской и Олонецкой губерниях. Большинство И. п. сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках и пр. Показательно отношение простого русского народа к Ивану Грозному: он осуждает в царе его страсти, многоженство, женитьбу на Марье Темрюковне. Общий характер всех И. п. — ярко выраженный патриотизм, любовь к России.

И. п. представляют истинный клад для исследователя национальных форм русского народного стиха. Здесь можно встретить интонационно-фразовый стих (фразовик), акцентный стих (ударник) и несколько видов своеобразного метрического стиха (тактовик). Бытование этих форм стиха (судя по датам записей) в разных губерниях России говорит о многовековой поэтической традиции и преемственности народных самобытных форм стиха. Ниже приводится ряд примеров И. п.:

Фразовик с двухсложной клаузулой:

Жил-был государь-царь,
Алексей сударь Михайлович Московский
А выходит от ранней заутрени христосской,

127

И становится на лобное место,
И на все стороны государь поклонился,
Испроговорил надежа государь-царь:
«Ай же вы, князи и бояра!
Пособите государю думу думать,
Думу думать, а и не продумать бы,
Что наступает король литовский,
Наступает-то на город на Смоленец».

(«Оборона Смоленска»)

Трехударник с трехсложной клаузулой (кроме первого стиха):

Ты, боже, боже, спас милостивый!
К чему рано над нами прогневался —
Послал нам, боже, прелестника,
Злого расстригу Гришку Отрепьева?
Ужели он, расстрига, на царство сел?
Называется расстрига прямым царем,
Царем Дмитрием Ивановичем Углицким...

(«Про Гришку-расстрижку»)

Трехударник, построенный на широкой интонационной волне, строфической формы (очень редкий образец):

Собирается наш православный царь
Да он ко заутрени,

Ко тому ли свету, свету-светику
Ивану Великому.

Как становился наш православный царь
Да на свое место,

Как становился наш православный царь
У правого клироса.

Уж как молится наш православный царь
Ивану Великому,

Уж он молится наш православный царь,
Да он низко кланяется.

Как позадь-то его всё бояре-князья,
Они остановилися.

Уж промеж-то себя ухмыльнулися,
Князья усмехнулися.

(«Грозный в церкви после убийства сына»)

Четырехударник с трехсложной клаузулой:

Ай да на славной было, братцы, на речушке,
Да на славной было, братцы, на Камышинке,
Собиралися там /\ люди вольные —
Все донские, гребенские, казаки яицкие.
Собирались они, братцы, во единый круг.
Во кругу-то стоят они, думу думают:
«Ну кому-то из нас, братцы, атаманом быть?»
Ай, старику Ермаку, сыну Тимофеевичу!

(«Ермак зовет казаков в поход»)

128

Среди И. п. встречаются произведения, составленные популярным в русском народе пятидольным размером, например двукратным пятидольником:

Не спа|ла млада, || не дре|мала, /\ |
Ниче|го во сне || не ви|дала. /\ |
Только | видела — ||спови|дала: /\ |
Со вос|точную|| со сто|ронку /\ |
Поды|малася || туча | грозна, /\ |
Со гро| мами /\ || со дож|дями, /\ |
Со круп|ными /\ || со гра|дами. /\ |

(«Девушка в полоне»)

Или трехкратный пятидольник:

Уж не | травушка || во чи|стом поле || заша|талась, /\ ||
Не му|равая || ко сы|рой земле || прикло|нялась — /\ ||
Поды|мается || /\ с Моск|вы большой || /\ бо|ярин, /\ ||
Он на | Тихий Дон || на И|ванович || /\гу|ляти. /\ ||
Не до|ехавши || он Ти|ха Дону || стано|вился. /\ ||
Похва|лялся он || каза|ков всех там || пере|вешать. /\ ||

(«Убийство князя Карамышевского»)

Правильные метрические стихи, четырехкратный четырехдольник третий, почти всюду выдержано равносложие строк (16 слогов):

Как у | нас было на | Волге не чер|ным-то зачер|нелось,
Не чер|ным-то зачер|нелось, не бе|лым-то забе|лелось.
Не бе|лым-то забе|лелось, не крас|ным-то закрас|нелось.
Не крас|ным-то закрас|нелось — зачер|не-елось на | Волге.
Зачер|не-елось на | Волге Стеньки | Разина со|бранье,
Забе|лелися на | Волге Стеньки | вольны пару|сочки,
Закрас|нелися на | Волге Стеньки | вольные стру|жочки.

(«Поход Степана Разина на Астрахань»)

Вполне законченный четырехдольный тактовик:

Вы по|слушайте, ре|бята, что мы | станем гово|рить, /\
А мы | старые ста|рушки станем | ска-азыва|ти /\
Про гроз|на царя И|вана про Ва|си-ильеви|ча. /\
А как | царь /\ госу|дарь /\ под Ка|зань /\ подсту|пал, /\
Он под | речку, под Ка|за-анку под|коп /\ подко|пал, /\
/\ Что | с тем ли ярым |зельем, черным | по-оро-о|хом, /\
А на | бочки стано|вили воску | ярова све|чи. /\

(«Былевые песни» П. В. Шейна)

Эти примеры показывают, какие огромные ритмологические резервы таятся в И. п. русского народа.

См. также Былины, Народный стих, Частушки.



Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования