Россия. Исторические факты, отечественная история.

Структурные изменения в государстве и обществе. Европейская модернизация.

Начало эпохи нового времени в мировой, а прежде всего в европейской цивилизации связано с глубокими структурными изменениями в государственном и общественном строе, возникновением новых форм социальных и политических отношений. Традиционно в отечественной историографии эти изменения квалифицировались как переход от феодального к капиталистическому способу производства. Сегодня чаще употребляется термин “модернизация”. О предпосылках, причинах, последствиях этого процесса, его проявлениях в нашей истории пойдет речь в настоящей лекции.

Для более глубокого понимания предпосылок и сущности модернизации следует еще раз обратиться к основным характеристикам эпохи средневековья, рассмотреть ее экономический и социально-политический аспекты.

Средневековое общество было прежде всего обществом аграрным. Деревня была центром экономической жизни. Земля являлась главной ценностью средневековья. Поэтому все сельскохозяйственные земли находящиеся в обороте сегодня, были освоены в Европе благодаря усилиям крестьян в средние века.

Крестьяне в средние века не обладали собственностью на землю. Она принадлежала господствующим сословиям: дворянству, церкви, государству. Крестьянин землей пользовался (“земля великого князя, а моего владения”), выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Вместе с тем, европейский крестьянин, зависимый от владельца земли экономически, не был прикреплен к нему. Такого крепостного права как в России Европа не знала. Более того, уже в ХIII веке западноевропейское крестьянство начало освобождаться. Крестьяне выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Таким образом, европейский крестьянин в ХIVV вв. стал свободным, хотя и не добился юридического признания своих прав на землю.

Что касается земли как собственности, то она являлась собственностью феодала на условных правах. Земля давалась в собственность на условиях выполнения определенной службы: военной или государственной. Однако после уплаты специального взноса сын феодала вступал во владение собственностью отца (наследственное право). Земля, таким образом, вне зависимости являлась ли она собственностью или нет, обеспечивала средствами к существованию основную массу населения средневековой Европы. Вместе с тем, каждый феодал являлся государем в своих владениях. И эта частная власть сеньоров ослабляла публичную власть государства (являлась источником сепаратизма и раздробленности).

Важную роль в экономике средневековья играли города. По своим размерам они были невелики. В лучшие времена в городах жило 10 процентов населения. Конечно были стотысячный Париж, цветущие итальянские города-государства Венеция, Генуя, Милан, северогерманские Любек, Бремен, Гамбург. Но суть не в этом. Города были средоточием товарного хозяйства, формировали рынок, финансовую систему. Городское население тяготело к свободе и независимости. Города являлись центрами прогресса и движения общества вперед.

С точки зрения социально-политического аспекта средневековое общество в самом широком смысле делилось на три сословия: “тех кто молится”, “тех кто воюет” и “тех кто трудится”. Говоря современным языком: духовенство, рыцарство или дворянство и трудящихся (крестьяне и ремесленники). Каждое из сословий жило своей жизнью. Границы между ними были четкими, прочными и трудно преодолеваемыми. Каждое сословие отличала внутренняя замкнутость – так называемая корпоративность.

Особенности экономической и социальной жизни обусловили и особый тип государства – сословно-представительную монархию. В ней утвердились органы сословного представительства: парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, кортесы в Испании. В них приглашались или избирались представители всех сословий. Они служили формой взаимодействия королевской власти и сословий. При сравнении с государственностью Востока государственность Запада зачастую оценивается как слабая. Действительно европейские государи были относительно зависимы и не обладали произвольной властью восточных императоров. Чтобы получить налоги они испрашивали согласия сословий. Но в этой слабости была и сила государства. В нем было не слепое подчинение, а сотрудничество.

Вместе с тем верховная власть тяготела к абсолютизму (в конце концов он и утвердился в ХУII в.). Претендовала на верховенство и церковь. Папа, будучи главой католической церкви, в Х-Х1 вв. даже делал попытку создания единой христианской империи, в которой высшей властью была бы признана власть пап.

Таким образом, основными чертами средневековой Европы были:

- преобладание аграрного сектора в экономике;

- сельское хозяйство и ремесло основано на ручном труде;

- следование скорее обычаю, а не закону;

- устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на христианских заповедях;

- корпоративная замкнутость сословий, дорожащих привилегиями;

- стремление общества (государства) к внутреннему единству и внешнему обособлению;

- государственность и общинность, поглощающие личность.

Если мы вспомним основные этапы развития экономики, социальной структуры и государственности России, то мы найдем много общего, если не почти совпадение. Смеем предположить, вопреки традиционной точке зрения, что несмотря на изолированность России (а какая из европейских стран в эти века не была изолирована по своему), ее ориентации на восточные ценности (весьма относительная ориентация) основные тенденции и черты развития европейской и российской цивилизаций в средние века совпадали и во времени и во внутреннем содержании.

И в Европе и в России средневековый тип цивилизаций не исключал их способности к развитию и изменениям. И они начались в ХУI в. сначала медленно, а затем мощно и импульсивно, словно лопнула сжатая до предела пружина. А вот с этого момента, на наш взгляд, и начались существенные различия в развитии западноевропейской и российской цивилизаций. Хотя именно с этого времени как раз и начались регулярные контакты между ними.

Провозвестником перемен несомненно стало явление получившее в литературе название Возрождение. Его родина – северная Италия (регион процветающий, центр транзитной торговли, средоточие новейших форм финансовой активности, острой политической борьбы). Инициаторы Возрождения (Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Леонардо Бруни, Пико делла Мирандола и др.) полагали, что они формируют новую эпоху, которая восстановит античную культуру в противовес средневековой, которую они расценивали как варварскую.

Однако истинная суть и значение Возрождения не в этом, а в том, что эта эпоха в центр интеллектуального осмысления и анализа поставила человека. Философы Возрождения рассматривали его вне корпоративных рамок, как индивидуальность, как личность. Выдвигался идеал нового человека – творца своей судьбы и своего бытия. Развернувшись в ХIV-ХV вв., Возрождение дало старт новой эпохе, которую историки называют периодом “европейской гегемонии”. Прологом этого периода стали развитие книгопечатания и Великие географические открытия (ВГО)

Развитие книгопечатания стало невидимой революцией, ибо изменило условия передачи информации, способствовало бурному развитию науки, техники, образования. Эта революция изменила интеллектуальный облик Европы.

ВГО положили начало колонизации, соперничества европейских держав. Это стало мощным стимулом развития и прогресса. ВГО привели к складыванию европейского рынка, начал оконтуриваться и мировой рынок. А самое важное состояло в том, что изменились условия и темпы накопления капитала. Во-первых, в Европу из открытых новых земель и континентов в буквальном смысле слова хлынули огромные потоки сокровищ (золото инков и ацтеков, индийские драгоценности). Во-вторых, капитал впервые стал вкладываться в развитие, в производство. ХVI век стал веком первых мануфактур. Целью производства на них стало извлечение прибыли. С этого времени уже не “облагораживающее кровь” земледелие, а “презренные деньги” являются объектом вожделений, подлинным нервом социальной активности.

Начинает разрушаться средневековая социальная структура. Военное значение дворянства падает, стоимость рент с земли снижается в связи с революцией цен. Одновременно складывается буржуазия. Состав ее пестр: торговцы, преуспевающие цеховые мастера, купцы, банкиры, мануфактурщики и т.п.

Положение крестьянства становится нелегким. Дворяне увеличивают ренту.

Что же это все-таки было? Что происходило?

Большинство историков едины во мнении – ХVI столетие это начальная фаза перехода к капитализму, утвердившемуся в масштабах Европы лишь к Х1Х веку. Экономика Европы ХVI в. постепенно уходила в отрыв от средневековья.

Еще одним из важнейших событий в Европе стала Реформация ( от лат. – исправление). Ее родина – Германия. Отец – священник Мартин Лютер. В 1517 г. он выдвинул тезис о необходимости освобождения католической церкви от злоупотреблений и заблуждений. Однако. начавшаяся как попытка мирного исправления религии, Реформация вскоре обернулась грандиозным социальным катаклизмом, разрушившим единство католицизма. Крупнейшими деятелями Реформации, основателями новых направлений в католицизме кроме Мартина Лютера, стали Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Суть их учения состояла в следующем:

- между богом и человеком нет посредников;

- душа человека спасается не посещением служб и заступничеством церкви, а искренней верой;

- человек божий избранник, но его предназначение не в покорности, а в активной мирской жизни, в стремлении к процветанию и профессиональным успехам;

- пренебрежение к выгодам богатства есть грех, собственность – дар божий, а мирской труд – главный долг верующих.

Реформация вскоре охватила самые широкие слои западноевропейского общества. Она воплотила в себе и протест против устоев традиционного средневекового общества и стремление к созиданию. Борьба за религиозную свободу вскоре незаметно эволюционировала в борьбу за политическую свободу. Именно на этой почве как на дрожжах стал расти капитализм. Кроме того массовое движение общества и бурное развитие образования, науки соединились и создали питательную почву для внутреннего развития личности, общества в целом, что в свою очередь и явилось двигателем реформ.

Пришедшее в движение общество, ломка традиций подготовили крушение абсолютной монархии. Несмотря на то, что абсолютистские режимы объективно способствовали прогрессу в своих государствах (Людовик Х1У, например, восстановил национальную честь Франции, победив Испанию и присоединив земли, на которых жили французы), вели национальную, разумную политику, они зашатались именно из-за противоречия между деспотизмом и пробудившимся обществом.

Старый порядок в Европе уступал место новому. Началась модернизация европейской цивилизации. В ХVIII в. процессы вызревания новых черт экономической, социально-политической и духовной жизни ускорились. Это нашло выражение в быстром росте населения (особенно городского), усилении потребности в совокупном продукте, необходимости агротехнических новшеств для модернизации сельского хозяйства, в быстрых темпах развития промышленности, в колониальной экспансии, в быстром росте и возвышении буржуазии.

Но пожалуй самым важным явились изменения в области культуры. ХVIII век стал веком Просвещения. Это был век Вольтера, Дидро, Канта, Руссо, Монтескье, Джефферсона, Ломоносова. Важнейшим итогом века Просвещения стало убеждение в том, что все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено человеческим разумом. Не вера – знание почиталось отныне основой и целью отношения человека к окружающему миру. Рационализм Просвещения вызвал честный и беспощадный анализ общественного развития. Он сделал очевидным тот факт, что существующие институты власти, нормы жизни, обычаи заслуживают осуждения, требуют преобразований. Деятельность просветителей подготовила общество к осознанию полезности реформ и участию в них. Суть идей Просвещения состояла в следующем:

- государство, его форма должны устанавливаться договором его граждан, которые добровольно отказываются от своего естественного суверенитета и отдают право управления ими учреждаемому ими правительству, которое должно примирять противоположные интересы, соблюдать гармонию;

- правительство, нарушающее личные права и свободы человека, попирающие общественный договор, достойно кары и общество имеет право восстать против него;

- форма власти определяется народом (монархия или республика), при всех формах власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными.

Идеи просветителей легли в основу зарождающихся демократии и буржуазного либерализма.

Как реагировала на это абсолютистская Европа? Идеи Просвещения, как ни парадоксально, были признаны существующей властью. Это признание вылилось в так называемый “просвещенный абсолютизм”. При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность “просвещенных” монархов, как правило, она включала в себя следующие черты: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития внутреннего рынка, усовершенствование налоговой системы, единообразие в административно-территориальном устройстве, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами, попытки унификации законов и создания единой правовой системы, забота о просвещении народа, противодействие политическим притязаниям церкви.

В современной исторической науке нет единства в оценке этого этапа развития. Одни историки считают, что он был определенной стадией в развитии абсолютизма, который осознал свой долг перед обществом. Другие усматривают в деятельности монархов-философов лишь попытку изменить внешние формы, не трогая содержания.

Как бы то ни было, обстановка ХVIII в. требовала реформ и исключала возможность проведения их сверху силою государства. Общество уже пришло в движение и было в нетерпении к видимости реформаторства со стороны монархов. В сочетании слов “просвещенный абсолютизм” главным было все-таки последнее. Монарх, хоть и осознававший свою ответственность перед обществом, создавал такую систему управления, которая успешно функционировала при условии готовности и покорности общества принимать идущие сверху команды. А она не затрагивала устоев традиционного средневекового общества, не устраняла королевских монополий и привилегий. Идея эмансипации человека, личности, ее прав приходит в столкновение с данной монополией. Поэтому дата конца эпохи просвещенного абсолютизма известна точно – 1789 год – начало Великой Французской революции.

Неспособность и нежелание европейских монархов, несмотря на их просвещенность, вызвала эту революцию. Можно спорить об альтернативах революции. Можно размышлять о иных, менее разрушительных и жестоких формах прогресса. Одно признать необходимо. Старый, феодальный порядок в Европе был разрушен. Капитализм утвердился в качестве господствующей системы.

Итак, ХVII - ХVIII вв. ознаменовались модернизацией. В заключение сформулируем то, что мы понимаем под термином модернизация. В широком смысле под модернизацией понимаются процессы обновления традиционного общества, движение к обществу более современного типа. Поэтому переход от средневековья (традиционное общество) к новому времени, к капитализму (современное общество) явилось вариантом модернизационного процесса, начавшегося в наиболее развитых странах Европы в ХVII - ХVIII веках. В узком смысле под модернизацией понимают процессы промышленной революции и индустриализации, формирование так называемого индустриального общества, основанного на машинном производстве, фабричной организации труда, едином внутреннем рынке.

 

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХVVIII вв. – М.,1988.

Жорж ле Гофф Цивилизация средневекового Запада. – М.,1992.

Абсолютизм в России (ХVIIVIII вв.) – М.,1964.

Барг М.А. Черняк Е.Б. Великие социальные революции ХVIIVIII вв. в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму. – М.,1991.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.,1989.

Брикнер А.Г. История Петра Великого. – М.,1991.

Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. – В 2-х т. – М.,1991.

В борьбе за власть: Страницы политической истории России ХVIII века. – М.,1988.

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в ХVIII веке. Формирование бюрократии. – М.,1974.

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Михаил Зыгарь Вся кремлевская рать. Краткая история современной России
Вся кремлевская рать. Краткая история современной России
Эта книга рассказывает об истории России на всем протяжении правления Владимира Путина, с 2000 по 2015 год. В основу книги легли документы, открытые источники и десятки уникальных личных интервью, которые автор взял у действующих лиц из ближайшего окружения Владимира Путина. Собранные воедино, факты, события, интриги и мнения героев составляют полную картину жизни Кремля, из которой впервые становится понятна логика метаморфозы Владимира Путина: как и почему из либерального прозападного президента начала 2000-х он превратился в авторитарного правителя и одного из самых ярых противников Запада.

"Путин не считал, что Россию со всех сторон окружают враги. Путин не собирался закрывать все независимые телеканалы. Путин не собирался поддерживать Виктора Януковича. Он не хотел проводить Олимпиаду в Сочи.
Его приближенные думали, что они стараются угадать его замыслы, - на самом деле они осуществляли свои."

Михаил Зыгарь



Для кого эта книга:
Книга будет интересна всем, кто хочет лучше понять историю России последнего времени и логику трансформации внешней (и внутренней) политики Владимира Путина от весьма прогрессивных реформ начала 2000-х до явно выраженного неприятия западного пути развития.

Почему книга достойна прочтения:
  • Книга написана главным редактором телеканала "Дождь" - одного из немногих в России независимых СМИ.
  • В книге собраны уникальные, нигде прежде не опубликованные факты и интервью ближайших приближенных Владимира Путина, которые дают возможность узнать много нового об истинных причинах тех или иных решениях президента России.

    Кто автор:
    Михаил Зыгарь - главный редактор единственного в России независимого телеканала "Дождь". В 2014 году был награжден международной премией International Press Freedom Award, которую присуждает Комитет по защите журналистов.
    Десять лет работал военным корреспондентом газеты "Коммерсантъ", освещал конфликты в Ираке, Ливане, Палестине, Судане, Узбекистане, революции в Украине и Киргизии. Работал заместителем главного редактора в журнале "Русский Newsweek". Совместно с Валерием Панюшкиным написал книгу "Газпром: Новое русское оружие", которая переведена на 15 языков.

    ОТЗЫВЫ:
    "Весьма информативная, удивительно хладнокровная и - что по нынешним временам совсем уж поразительно - вполне беспристрастная книга о новейшей истории государства российского. Я узнал из нее даже то, чего предпочел бы не знать."

    Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)


    "Книга Михаила Зыгаря лучше всех моих книг о Владимире Путине. Вместе взятых. Поэтому теперь я, как завистливый нарцисс, не люблю автора и стараюсь его (но не его произведений) избегать. Просьба не разглашать эту информацию, иначе: а) мои книги окончательно перестанут продаваться; б) на меня обидится сплоченный коллектив телеканала "Дождь", столь трепетно относящийся к своему боссу."

    Станислав Белковский


    "Михаил Зыгарь - человек, которого я без преувеличения могу назвать главным моим учителем и примером первоклассной работы в современной журналистике. Это редкий пример, когда человек сочетает профессионализм и правильное ощущение современной аудитории. Все, что он делает, характеризуется двумя словами: честно и нескучно."

    Ксения Собчак


    "Я впервые прочла последовательное описание всего, что произошло за 20 лет. Самое серьезное исследование и возможность все узнать от первых лиц."

    Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 г.

    ...

  • Цена:
    493 руб

    Владислав Иноземцев Несовременная страна. Россия в мире XXI века
    Несовременная страна. Россия в мире XXI века
    Цитата

    Сегодня, пожалуй, не найдется человека, который не согласится с тем, что с Россией что-то «не так». И речь не о том, хорошо это или нет, — кому-то кажется, что мы совершенно зря отклоняемся от пути развития «цивилизованных» стран, а кто-то считает, что именно наше общество остается образцом, на который стоит равняться остальным, — а о том, что ощущение диссонанса становится все отчетливее.

    О чем книга
    Россия — страна, безусловно, особенная, как это любят подчеркивать кремлевские идеологи, однако сложно найти хотя бы одну сферу, в которой такая особость указывала бы на прогрессивный характер и выгодно отличала ее от остальных государств. История последних полутора десятилетий — от пугающей своими темпами деиндустриализации до попыток воссоздать советскую империю через ренессанс идеологии и религиозного мировоззрения — все четче указывает на то, что Россия осознанно разворачивается от современности к архаике. Что должно случиться для того, чтобы страна предпочла модернизационный путь, сказать сложно, но необычайно важно создать систематическую картину общества, в котором мы живем, и мира, в который это общество встроено. Поэтому эта книга — попытка оценить, с какого рубежа стране придется начинать, если она все же попытается вписаться в современный мир, а также отчасти предупреждение о том, чего мы все можем лишиться, если ничего сейчас не предпримем.

    Почему книга достойна прочтения:
    • Это удивительно подробное и точное исследование сегодняшней России: Владислав Иноземцев рассказывает о месте, которое наша страна занимает в мире, истоках наших проблем и возможных направлениях дальнейшего движения.
    • Вы узнаете, что проблемы, с которыми, казалось бы, страна столкнулась только сейчас, на самом деле преследовали Россию на протяжении всей ее истории, именно поэтому справиться с ними настолько сложно.
    • Книга вошла в лонг-лист премии «Просветитель».

    Кто автор
    Владислав Иноземцев — российский экономист, политолог, издатель и переводчик, автор и редактор 18 книг, издававшихся в России, США, Великобритании, Франции и Китае. Основатель и директор Центра исследований постиндустриального общества (с 1996 г.), главный редактор журнала «Свободная мысль» (2003–2011), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (2012–2014) и Высшей школы экономики (2014–2015), приглашенный исследователь Института проблем человека (Вена), Центра стратегических и международных исследований, Атлантического Совета и Университета им. Джонса Гопкинса (Вашингтон) и Германского Совета по внешней политике (Берлин). Лауреат премии «Политпросвет» за 2015 г.

    Отзывы
    Почему мы такие? Особый путь или отставание? Что есть экономическое богатство для политической элиты? А для общества? Интересный взгляд для тех, кого интересует судьба России.
    Михаил Ходорковский

    Иноземцев — один из лучших и самых читаемых авторов проекта «Сноб». Он умеет ярко и доходчиво объяснять самые сложные вещи, совмещая анализ с интуитивным прозрением. Все эти качества делают его уникальным публицистом — возможно, поэтому его статьи и книги перепечатываются по всему миру.
    Станислав Кучер, журналист, писатель, главный редактор проекта «Сноб» 

    Трезвая и подробная, умная и горькая книга о проблемах, с которыми столкнулась Россия в XXI веке. На эти вызовы мы должны ответить быстро и сообща, всей страной, иначе через десяток лет нам придется действовать поодиночке, что гораздо труднее.
    Денис Драгунский, писатель и журналист

    Веками Россия оглядывает себя словно в кривых зеркалах. Что-то лишнее и даже вредное выпирает на первый план. Но книга Владислава Иноземцева помещает нас перед прямым и чистым зеркалом, выводит нас из «комнаты смеха» (хотя скорее — слёз) в реальный мир.
    Владимир Рыжков, профессор НИУ-ВШЭ, первый заместитель председателя Государственной Думы России в 1997–1999 гг. 

    Потрясающая книга! Невозможно оторваться! Глубина анализа, страстность и вместе с тем ясность изложения, острота мысли — всё есть в этой книге о России. Рекомендую читать
    всем!
    Дмитрий Зимин, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель» 

    Владислав Иноземцев, проницательный исследователь современной России, сделал четкий и убедительный «фотоснимок» своей страны. В России, управляемой Владимиром Путиным, по мнению автора, нет места оппозиции — тут можно встретить только современных диссидентов. Оптимизм, однако, порождает сам интеллектуальный формат авторского поиска: пока в России есть такие исследователи, не стоит терять надежды.
    Адам Михник, один из руководителей движения «Солидарность», основатель Gazeta Wyborcza (Польша) 

    В книге аккумулирован огромный исходный материал. Отсюда — тщательный и убедительный анализ целого ряда сторон нынешней действительности. При этом предпринятая серьезная попытка системно обрисовать общество, в котором мы живем, чужда равнодушному академизму — в острой публицистике автора постоянно звучит тревога за будущее России.
    Анатолий Адамишин, Чрезвычайный и Полномочный Посол, бывший первый заместитель министра иностранных дел СССР

    В России изуродованная идея Государства. Государство здесь и есть страна. Поэтому так долго не возникает естественного диалога между властью и обществом, которое до сих пор не может сформулировать свой запрос к государству, чтобы жить с ним на равных. Книга Владислава Иноземцева — один из актуальных блоков того знания, которое необходимо для понимания сегодняшней России и для ее выхода из утомительной несовременности.
    Елена Немировская, основатель и руководитель Московской школы гражданского просвещения, офицер Ордена Британской империи

    Профессиональная репутация Владислава Иноземцева не нуждается в комментариях. Это один из наиболее ярких социальных мыслителей и глубоких аналитиков современной России, каждый текст которого вызывает всегда повышенный интерес у подготовленного читателя. Эрудированность автора делает его новую книгу интеллектуальным бестселлером для тех читателей, которые хотят понять, почему Россия идет туда, куда она идет.
    Игорь Минтусов,основатель и председатель совета директоров Агентства стратегических коммуникаций «Никколо-М»
    ...

    Цена:
    569 руб

    Евгений Анисимов Петр Первый. Благо или зло для России?
    Петр Первый. Благо или зло для России?
    Реформаторское наследие Петра Первого, как и сама его личность, до сих пор порождает ожесточенные споры в российском обществе. В XIX веке разногласия в оценке деятельности Петра во многом стали толчком к возникновению двух основных направлений идейной борьбы в русской интеллектуальной элите - западников и славянофилов. Евгений Анисимов решился на смелый шаг: представить на равных правах две точки зрения на историческую роль царя-реформатора. Книга написана в форме диалога, вернее - ожесточенных дебатов двух оппонентов: сторонника общеевропейского развития и сторонника "особого пути". По мнению автора, обе позиции имеют право на существование, обе по-своему верны и обе отражают такое сложное, неоднозначное явление, как эпоха Петра в русской истории. Евгений Анисимов - доктор исторических наук, профессор и научный руководитель департамента истории НИУ "Высшая школа экономики" (Петербургский филиал), профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Автор нескольких сотен научных публикаций, в том числе трех монографий по истории царствования Петра Первого....

    Цена:
    386 руб

     Москва. Купечество. Торговля. XV - начало XX века
    Москва. Купечество. Торговля. XV - начало XX века
    Предлагаемый сборник работ дореволюционных авторов посвящен истории купечества и торговли в Москве - явлений, без которых невозможно понять историю самого города.

    Книга адресована широкому кругу читателей....

    Цена:
    262 руб

    Сергей Соловьев История России с древнейших времен. Том 2
    История России с древнейших времен. Том 2
    Эта книга включает в себя второй том "Истории России с древнейших времен" - главного труда жизни С.М.Соловьева. Второй том охватывает события от конца правления Ярослава I до конца правления Мстислава Торопецкого....

    Цена:
    269 руб

    Александр Рожков В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов
    В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов
    Для современной молодежи 1920-е годы - уже абстрактная «древность». Между тем молодые люди тех лет - всего лишь дедушки и бабушки нынешнего поколения 50-60-летних, к которому принадлежит автор книги. Эта книга о том, каким молодой человек 1920-х годов видел себя и каким он видится сегодня. Подходы и методики, примененные автором, позволили проникнуть в малоосвоенное пространство «человеческой» истории того времени, увидеть в поколении первого советского десятилетия «тоже людей». На большом фактическом материале, включающем недавно рассекреченные документы, исследованы повседневные практики школьников, студентов и красноармейцев 1920-х годов, проблемы и опыт их инкорпорирования в мир взрослых. Книга адресована специалистам в области гуманитарных и социальных наук, преподавателям, аспирантам, студентам, школьникам старших классов - всем, кому интересна история повседневной жизни людей советской эпохи....

    Цена:
    799 руб

    Петр Сорокин Окрестности Петербурга. Из истории ижорской земли
    Окрестности Петербурга. Из истории ижорской земли
    В книге Петра Сорокина история Невского региона рассматривается в широком территориальном и временном контексте - от ледникового периода до современности. Одним из центральных эпизодов в ней является Невская битва 1240 г. в устье реки Ижоры, неразрывно связанная в сознании народа с образом Александра ­Невского - святого покровителя Санкт-Петербурга. Многие исторические события, происходившие на Неве в эпоху викингов, во времена Крестовых походов на Балтике и Северной войны 1700-1721 гг., оказались малоизвестны или забыты. А эти места помнят Александра Невского, Петра Великого, Александра Меншикова, ­Екатерину ­Великую и последнего российского императора Николая II. Забытыми оказались и многие памятники. Все это нашло отражение на страницах предлагаемой читателю книги. Исторические документы, многие из которых ранее не публиковались, дополняются в книге данными, полученными в ходе археологических исследований автора. Издание иллюстрировано фотографиями, гравюрами, рисунками, планами и картами. Оно рассчитано на всех интересующихся историей Невского края и России....

    Цена:
    496 руб

    Великий князь Гавриил Константинович В Мраморном дворце
    В Мраморном дворце
    Книга воспоминаний великого князя Гавриила Константиновича Романова "В Мраморном дворце" - не просто мемуары, а весьма ценный источник по российской истории конца XIX - начала XX века. Повествование охватывает период с 1887 по 1918 год Гавриил Константинович рассказывает о таких событиях, как коронация Николая II, гибель П. А. Столыпина, празднования 100-летия Отечественной войны и 300-летия Дома Романовых, первая российская Олимпиада, начало Первой мировой войны, убийство Григория Распутина, Февральский и Октябрьский перевороты в Петрограде, начало красного террора. Много внимания Гавриил Константинович уделяет повседневной жизни представителей династии Романовых, особенно ветви Константиновичей. Впервые книга вышла в свет в издательстве имени Чехова в 1955 году....

    Цена:
    326 руб

    С. И. Кузьмин ГУЛАГ без ретуши
    ГУЛАГ без ретуши
    Эта книга - как зеркало. Основанная на реальных архивах НКВД и посвящённая ГУЛАГу, она рассказывает не только о его истории, создателях, руководителях, лагерной жизни и кадровой политике, но рисует портрет сегодняшнего общества, поднимая проблемы вневременные. Факты и цифры неумолимо свидетельствуют об истинной истории и трудностях становления молодого Советского Союза. Списки реальных врагов и их география впечатляют, но могло ли быть иначе, когда весь мир был против одной страны?.. Судьбы сменявших друг друга наркомов НКВД Ягоды, Ежова, Берии, а затем и Хрущёва обнажают реальное лицо проводимой ими политики, когда несогласные были опаснее уголовников. Кому спасла жизнь гулаговская система? Ответ на этот вопрос напрямую связан с развалом СССР, так же как и вооружённая ненависть теперешних националистов Украины. Книга доктора юридических наук, профессора Станислава Кузьмина "ГУЛАГ без ретуши" доказывает, что историческая правда жива и сегодня открывается обществу....

    Цена:
    484 руб

    Г. В. Андреевский Повседневная жизнь Москвы в Сталинскую эпоху 1920-1930-е годы
    Повседневная жизнь Москвы в Сталинскую эпоху 1920-1930-е годы
    Под пером Г.В. Андреевского пестрая и многоликая Москва 1920-1930х годов оживает, движется, захватывает воображение читателя своими неповторимыми красками, сюжетами и картинами, увлекая его по улицам и переулкам, магазинам и кинотеатрам, паркам и дворам, знакомя с жизнью поэтов, музыкантов, политиков широко распахивая окно в неизвестное прошлое столицы. Уникальные и редкие фотографии из архивов и частных собраний богато иллюстрируют книгу. Достоинством этого исследования является то что оно создано на основании воспоминаний, архивных материалов и сообщений прессы тех лет о таких редко замечаемых деталях, как, например, езда на трамваях, мытьё в банях, обучение на рабфаках, торговля на рынках, жизнь в коммуналках, о праздниках и труде простых людей, о том, как они приспосабливались к условиям послереволюционного времени....

    Цена:
    539 руб

    Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

    Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

    2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования