История России
Письменные сведения о восточных славянах и их соседях

Письменные сведения о восточных славянах и их соседях.

В "Повести временных лет" дается общая картина расселения восточно-славянских этнических групп в VIII - IX вв. По среднему течению Днепра в районе Киева жили поляне. Этнонимы славянские союзы получали или от имени одного из родов или от названия мест, где они проживали. Так соседи полян - древляне селились в лесах. Между Припятью и Березиной располагались дреговичи, здесь же по Двине - полочане (от имени речки Полоты, впадающей в Двину). В верховьях Западной Двины, Волги и Днепра находились кривичи. Берега рек Ока и Москва обжили вятичи, а Сожи и Десны - радимичи. В междуречеь Десны, Сулы и Северского Донца вели хозяйство северяне. Земли у Ильменского озера и по Волхову освоили словене ильменские. Бассейн Буга населяли бужане (волыняне) и белые хорваты (дулебы). На самом юге, у Черного моря, по Днестру и вплоть до Дуная летописец называет тиверцев и уличей.

Соседями славян на северо-востоке были угро-финские племена - мурома, весь, меря, мещера, чудь и др. Они занимали земли в верховьях Волги (будущую территорию Владимиро-Суздальского княжества). Более многочисленные славяне легко вытесняли местное население с обжитых мест и ассимилировали их. В среднем течение Волги располагалось государство волжских болгар (Волжско-камская Булгария). Низовья Волги, донские степи и предгорья Северного Кавказа входили в состав крупнейшего восточно-европейского государства VII - IX вв. Хазарского каганата. Хазары вели активную внешнюю политику и часть славянских племен (поляне, северяне, радимичи) в конце VIII - IX вв. попала от них в зависимость, платя дань каганату.

Другим значительным соседом восточных славян была Византийская империя, имевшая ряд владений в Крыму (гг. Херсонес, Сугдея). Торговые контакты и военные набеги славян на Византию определили взаимный интерес греков и восточных славян друг к другу и длительность совместного исторического пути пройденного Византийской империей и древнерусским государством.

На западе соседние с восточными славянами земли занимали ляхи (поляки) и мадьяры (венгры). К югу от Карпатских гор располагалась Дунайская Болгария - славянское государство с тюркской династией во главе. Южное побережье Балтийского моря населяли балтийские народы - жемайты, ливы, ятвяги, литовцы и др. Важную роль в ранней истории Руси сыграли скандинавские народы - даны (датчане), свеоны (шведы), которых славяне называли общим именем “варяги”.

Основным занятием восточных славян было земледелие, более развитое на юге, где имелась очень древняя традиция обработки земли, восходящая к еще античным временам. В Поднепровье длительные связи праславян с иранскими народами (скифами и сарматами) позволил праславянам в ходе ассимиляции позаимствовать и развить ряд хозяйственных навыков у осевших на землю иранцев. Здесь еще в VII - VIII вв. получило распространение пашенное земледелие.

В более северных областях условия для земледелия были хуже, а на самом севере население никогда не могло себя обеспечить собственным хлебом и зависело в этом отношении от других земель. В лесной полосе практиковалась подсечно-огневая система земледелия. Обычно весной лес на необходимой площади вырубался, а пни оставляли сохнуть на лето. Осенью пни выкорчевывались и сжигались. Удобренная золой земля использовалась до истощения в течение трех-четырех лет. Затем приходилось вырубать лес на новом месте. Подобный экстенсивный способ земледелия вынуждал славян часто менять местожительство. Стабильная оседлость сложилась только на юге в лесостепной зоне, где необходимости вырубать лес не было. Региональные особенности хозяйства обусловили типовые различия славянских построек. На юге, по Днепру, Северскому Донцу строились стационарные бревенчатые срубные дома. В лесу славянам приходилось жить во временных полуземлянках с бревенчато-земляным перекрытием, которые приходилось оставлять с переселением на новое местожительство. По берегам рек возникали укрепленные селища (обычно возводилась ограда из частокола, насыпался ров, использовался естественный ландшафт - ручьи, распадки, овраги). Господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у общину (на севере “мир”, на юге “вервь”), которая на долго стала основной первичной организацией восточнославянского общества.

Помимо земледелия славяне активно развивали скотоводство, занимались охотой, рыболовством, бортничеством (собиранием дикого меда). Доход также приносили грабительские набеги на соседей. В VII - IX вв. восточные славяне активно развивали торговлю с византийцами, скандинавами, хазарами, арабами. Крупным торговым центром была столица Волжско-камской Булгарии г. Булгар на Волге, куда свозились товары со всей Восточной Европы и мусульманского Востока. Статьями экспорта были мед, пушнина, которые славяне стремились обменять на оружие, ткани, ювелирные изделия, арабские и византийские монеты.

О нравах и обычаях восточных славян в источниках сохранились противоречивые сведения. На одних хронистов славяне своей нравственностью и добротой производили благоприятное впечатление. Другие авторы подчеркивали свирепость славян, их жестокое обращение с пленными, с христианскими проповедниками, вероломство. Последние оценки звучат, как правило, в византийских произведениях, так как их создатели христиане отрицательно относились к языческим обычаям. Все писатели единогласно превозносят гостеприимство славян, заступничество за странников. Каждый очаг в жилище считался местопребыванием домашнего божества и путешественник, входивший в дом, попадал под покровительство этого божества, поэтому оскорбление странника означало оскорбление божества. Странник хорошо принятый и угощенный, повсюду разносил добрую славу о человеке и его роде.

Пленные, которым славяне сохраняли жизнь по прошествию определенного времени были вольны или вернуться на родину за выкуп или остаться у славян в качестве свободных людей. Неразвитость рабовладения, его патриархальные формы подчеркивали догосударственный характер социальных систем славянских объединений. Ограниченность применения рабского труда являлась и результатом постоянного недостатка жизненных ресурсов при ведении экстенсивного хозяйства, поэтому раба было выгоднее отпустить за выкуп, чем содержать его. Вольноотпущенник обеспечивал себя сам.

Автор “Повести временных лет” резко выделяет среди других восточнославянских союзов “кротких и тихих” полян, которые имели брачные обычаи. Остальные этнические группы описаны черными красками: древляне жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, вместо брака похищали девиц. У радимичей, вятичей и северян также имелся обычай умыкания (уговоренного похищения) невест, при этом сохранялось многоженство.

В источниках славяне описываются как смелые, но не очень дисциплинированные воины. Они избегали сражений в открытых местах, но обладали большим опытом ведения войны в лесах и узких горных ущельях. Особенно отличались славяне искусством плавать, прятаться и устраивать засады на реках. Их вооружение состояло из копий, луков и тяжелых деревянных щитов. О наружности славян современники говорят, что они были высоки, статны, с длинными темно-русыми волосами.

Языческая религия славян предполагала разнообразный пантеон богов и божеств, олицетворявших различные природные явления. Одним из главных судьбовершителей был Перун - бог грозы и молнии, почитавшийся ильменскими словенами и скандинавскими народами. У большинства восточных славян бог молнии получил другое название - Сварог. По языческой традиции славян верховное божество Перун - Сварог породило двух сыновей, двух Сварожичей: солнце и огонь. С образом солнца связано поклонение Дажбогу, Хорсу, а также Ладо и Лелю, которые означали свет, красоту, мир, любовь. Бог Велес считался покровителем скота, а бог Род покровителем земледелия. В мифологическом сознании славян их окружали русалки, лешии, ведьмы. Широко были распространенны семейные и родовые культы. Ряд языческих обрядов (колядование, празднование Масленицы и Ивана Купалы) были синтезированы православной культурой и сохранились до наших дней.

Для поклонения языческим богам и принесения жертв славяне возводили святилища - огражденные площадки с идолами богов и жертвенными местами в центре. Природными жертвенниками и алтарями служили скалы и деревья (обычно дуб). У восточных славян не сложилось отдельного жреческого класса. Обрядовые действия выполняли волхвы, гадатели, вожди, старейшины. В каждой общине были свои ведьмы, ведуны, знахари, сочетавшие практические навыки по лечению болезней с магическими знаниями.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М.- Тверь, 1996.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М.- Тверь, 1996.

Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X - XIII вв.) // Вопросы истории, 1994, N 10.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

История Европы. - Т.2. Средневековая Европа. - М., 1992.

История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И. Павленко. - М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков. - Смоленск - М., 1995.

Славяне и скандинавы. - М., 1986.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Т.1-2. - М., 1988.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Общественное развитие славян в VI - первой половине IX вв. - объект бурных дискуссий в научных кругах. Учитывая ограниченность источниковой базы (синхронный периоду VI - IX вв. источники практически отсутствуют, незначительные сведения имеются в византийских, арабских и хазарских документах), содержанием подобных споров чаще всего становилось объектом социологического моделирования. Представляется, что мнение о сложении государственности в VI - VII вв. на территории полянского союза, также как и фиксация раннефеодальных элементов социальной системы восточных славян в VIII - IX вв. являются явной модернизацией.

"Повесть временных лет" и более ранний византийские источники рисуют нам восточных славян как различные этнические группы, входившие в состав потестарных союзов (социально-политические объединения догосударственного характера).

Основополагающими, в связи с социогенезом восточных славян остаются вопросы военно-политической власти и собственности. Первоначально властные полномочия концентрировались в руках представителей традиционных институтов (главы патриархальных семей, кланов, родо-племенных образований, совет старейшин, собрание полноправных членов). Их власть складывалась на основе регулирования производственных процессов, решении внутренних имущественных, семейных других бытовых споров в соответствии с традиционным правом. Такие функции давали возможность получения прибавочного продукта через использование лучших участков земли, получения "подарков" за судебные разбирательства. Однако устойчивого воспроизводства собственности в VII - VIII вв. еще не сложилось.

Параллельно с существующими институтами родо-племенного управления возникает и развивается власть военных, надклановых лидеров (вождей). Появление вождей связано с многочисленными конфликтами, которые происходили между различными объединениями восточных славян и их соседями (сарматами, аварами, хазарами, мадьярами, уграми, финнами, варягами). Сначала военный вождь получает особые полномочия только на период военных действий, но со временем необходимость обороны превращает его в постоянно действующего военного руководителя. По мере роста авторитета военного лидера возникает конфликт между властью вождя и традиционными институтами управления. Их существование и противоборство могло продолжаться довольно долго, пока не складывались условия для утверждения власти вождя (у славян князь, у варягов конунг).

Собственность вождя и его окружения складывалась из имущества захваченного в набегах и благодаря праву редистрибуции - вознаграждения получаемое вождем за выполнение общественно полезных функций (организация обороны, внешних походов, управления крупными коллективами и т.д.). Первоначально редистрибуция носила добровольный характер, но затем стала превращаться в обязательную традицию, предоставляя вождю возможность перераспределять общественный продукт в пользу своего окружения. В отношении подчиненных этнических групп право редистрибуции реализовывалось как взимание дани, что формировало значительный избыток княжеской доли. При этом перераспределение общественного продукта между членами коллектива, который возглавлял князь носило уравнительный характер. Кроме того, для поддержания авторитета вождя устраивались общественные пиры (с которыми связан генезис великокняжеских пиров в Киеве, но для более узкой социальной категории). Зачастую вождь начинал играть заметную роль в отправлении обрядовых действий и его власть становилась непререкаемой. Вождь (князь) опираясь на свое окружение (дружина, челядь) подчиняет традиционные институты, что вело к возникновению "вождества" (предгосударственная форма объединений). В руках вождя (князя) концентрировались не только функции военного руководителя, но и права политического лидера, а позже и судебные права, постепенно исключавшиеся из ведения родовых старейшин. Подобными вождествами или родо-племенными (традиционными) объединениями и являлись известные по "Повести временных лет" союзы восточных славян и их северо-восточных соседей угро-финнов (полян, древлян, кривичей, радимичей и т.д.). Таким образом, выстраивалась структура управления вождеством и складывались предпосылки для образования у восточных славян государства.

Центральное место в дискуссиях исследователей об образовании Киевского государства занимает вопрос о норманском влиянии. Еще в XVIII в. немецкие ученые, трудившиеся в Академии наук Готлиб Байер, Герард Миллер и Август Шлецер опираясь на критический анализ русских источников, реконструировали процесс сложения государства как призвание словенами новгородскими варяжского конунга Рюрика на княжение и постепенное подчинение варягами всех восточных славян. Позднее данная точка зрения получила название норманской теории происхождения древнерусской государственности. Против нее резко выступил М.В. Ломоносов, исходивший не столько из сведений Повести временных лет, сколько из патриотических настроений. Фактически уже в XVIII в. сложились два направления в отечественной историографии по вопросу о первоначальном периоде формирования Киевской Руси (норманизм и антинорманизм). Умеренными сторонниками норманской теории были большинство крупнейших отечественных историков XIX - начала XX вв. (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов и др.).

В советское время большое внимание уделялось разработке антинорманистских аргументов. Отчасти это определялось политическими мотивами, так как европейские ученые придерживались норманистской позиции. Советские исследователи школы Б.Д. Грекова и Б.А. Рыбакова справедливо указывали, что важнейшей предпосылкой формирования древнерусского государства являлось социальное развитие самих восточных славян. Однако советским историкам не удалось избежать ряда натяжек: появления государства в VI - VII вв., полное отрицание роли варягов в данном процессе или низведения ее до незначительной. Такой подход наносит не меньший вред науке, чем мнение радикальных норманистов, отрицавших возможность самостоятельного создания славянами государства.

Современное состояние отечественной исторической науки позволяет выйти на объективное решение проблемы генезиса государства у восточных славян, на моделирование данного процесса с использованием всех возможных видов источников. Нет никаких оснований отрицать значительную роль варягов в сложении государственных институтов Киевской Руси. Варяги (норманны, викинги) с начала IX в. осуществляли широкомасштабные военные операции. В 30-е гг. викинги неоднократно вторгались во французике и германские земли. В 840 - 850 гг. были разрушены Париж, Гамбург, Нант, Бордо и др. города. На севере Франции возникло норманское королевство. В 60-е гг. IX в. викинги появились в Средиземноморье и разграбили многие итальянские города, а на Сицилии появилось еще одно норманское государство. В IX - X в. объектами нападения викингов стали Британские острова и Исландия, а около 1000 года норманны достигли острова Ньюфауленд и побережья Северной Америки.

Естественно, что скандинавы не могли не испытывать интереса к расположенным рядом территориям восточных славян. Через славянские земли проходил знаменитый торговый Путь из Варяг в Греки. От побережья Финского залива по р. Нева Путь шел через Ладожское озеро по Волхову до оз. Ильмень. Оттуда корабли могли идти вверх по р. Ловать вплоть до первого волока, где суда ставились на бревна и перетаскивались до правых притоков Западной Двины. Далее по Западной Двине и по ее левому притоку р. Каспля до второго волока, выводившего купцов к Днепру в районе современного Гнездова и Смоленска. Спустившись вниз по Днепру, преодолев нижнеднепровские пороги, купеческие суда шли до греческих колоний в Крыму или вдоль северного берега Черного моря до Константинополя. По-видимому, варягов первоначально интересовала только торговля по Пути из Варяг в Греки и лишь потом они стали проявлять интерес к подчинению местного населения. Варяги стремились захватить важнейшие торговые пункты вдоль Пути (Старая Ладога, Новгород, Смоленск-Гнездово, Киев). Неслучайно под Гнездово располагается крупнейший на территории Киевской Руси варяжский могильник. Наиболее выгодным был контроль Киева (через южную точку Пути из Варяг в Греки проходили все товары), поэтому бежавшие от Рюрика Аскольд и Дир обосновались именно в этом городе. Позже их маршрут повторил Олег. Только с присоединением близлежащих земель стала складываться территория древнерусского государства.

При условии существования объективных социально-экономических, политических и культурных предпосылок (появление вождеств и политарных союзов, уровень производства позволяющий стабильно получать прибавочный продукт, этническая и языковая близость) к возникновению государства у восточных славян заслуга варягов состояла в объединении северных и южных земель в единое территориальное образования. В данном случае речь идет не о локальных центрах государственности (поляне, ильменские славяне), а о создании крупнейшего европейского государства раннего средневековья - Киевской Руси. Основой государственного аппарата стала дружина варяжских конунгов, из ее состава формировалось административная иерархия. Варяги на Руси первоначально составили привилегированную группу населения. В управлении покоренными народами варяги использовали уже сложившиеся у славян социально-политические структуры. Так сбор дани осуществлялся через местных князей (Игорь и древлянский князь Мал). В самом факте покорения варягами восточных славян нет ничего экстраординарного. Достаточно вспомнить о завоевании нормандским герцогом Вильгельмом Англии. В дальнейшем в X - XI вв. варяги были ассимилированы славянами утратили свою этническую обособленность. В XII в. выходцы из Скандинавии рассматривались на Руси уже как чужеродцы и враги.

О роле варягов в создании Киевской Руси свидетельствуют следующие факты. Наличие значительного количества варяжских погребений в археологических памятниках Восточной Европы (особенно выделяется гнездовский могильник). Включение в Повесть временных лет легенды о призвании варягов как отражения реальных событий. Варяжские имена первых русских князей (Рюрик - Rerik, Олег - Helg, Игорь - Igor, Ольга Helga, Владимир - Waldemar) и многих упоминаемых в источниках представителей знати и княжеской администрации (полоцкий князь Рогволд, глава княжеской дружины Свенельд, учитель Святослава Асмуд и др.). В договорах русских и византийцев 907 и 944 гг. при перечислении русских посланцев норманские имена явно преобладают над славянскими. Также можно указать на упоминание варягов в качестве русских в Бертенских анналах и арабских источниках (похороны знатного руса у ибн Фадлана). В течение X - первой половины XI вв. сохранялись устойчивые связи между русскими князьями и Скандинавией, где искали поддержки в борьбе с братьями Владимир Креститель и Ярослав Мудрый. Если восточные славяне делали набеги на причерноморские владения Византийской империи, то совершать военные экспедиции по Черному и Каспийскому морям могли только варяги имевшие богатый опыт мореплавания (походы на Византию Аскольда и Дира, Олега, Игоря; каспийские акции русских в годы правления Игоря).

Не стоит забывать, что о большинстве событий IX - начала X вв. мы узнаем из Повести временных лет - источника созданного в середине XI начале XII вв., то есть по прошествию двух - трех столетий. Поэтому многие важные факты были или утрачены или искажены. В русских источниках существуют хронологические провалы в несколько десятилетий, отставание от византийских датировок на несколько лет.

Происхождение этнонима русь связано с двумя лексическими формами: русь и рось. Южная форма рось возможно связана с роксоланами (сарматское племя) или упоминаемыми Иорданом германоязычными росоманами. Один из сирийских автор писал о народе рос, но, учитывая удаленность информатора от интересующей нас территории полагаться на его сообщение не приходиться. Вероятно также, что этноним рось происходил от названия реки Рось притока Днепра, протекавшего по землям полян. Северная форма русь первоначально употреблялась в отношении варяжских дружин, но затем превратилась в общее самоназвание. Если в Бертенских анналах в качестве посланников русского кагана ко двору франкского короля выступают свеоны-шведы, то в договоре Олега с Византией (907 г.) за словами мы от рода русского следуют как норманские, так и славянские имена. В дальнейшем обе формы слились и стали равноупотребимыми (страну называют Россия, а ее жителей -русские).

 

ЛИТЕРАТУРА:

Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М.- Тверь, 1996.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М.- Тверь, 1996.

Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X - XIII вв.) // Вопросы истории, 1994, N 10.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

История Европы. - Т.2. Средневековая Европа. - М., 1992.

История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И. Павленко. - М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков. - Смоленск - М., 1995.

Славяне и скандинавы. - М., 1986.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Т.1-2. - М., 1988.


просмотров: 424
ЯРОПОЛК II ВЛАДИМИРОВИЧ, великий князь киевский
МСТИСЛАВ РОСТИСЛАВИЧ, прозванием Храбрый, князь новгородский
Общая характеристика Конституции РСФСР 1918г
Конституция РФ 1993г
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ, великий князь тверской и в течение двух лет владимирский
Изменения в судебной системе, Устав уголовного судопроизводства 1864г
ФИЛАРЕТ, патриарх всероссийский
ВСЕВОЛОД III ЮРЬЕВИЧ, Георгиевич, прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский
Изменения в государственном механизме России в первой половине xix в, При александре i
Изменения в общественном строе России после октября 1917 г
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
(50) White Paper Chinese Lanterns Sky Fly Candle Lamp for Wish Party Wedding

$95.00
End Date: Monday Oct-22-2018 7:57:03 PDT
Buy It Now for only: $95.00
|
Small Primitive Painted Tiny Buttocks Basket..Worn Blue Paint

$85.00
End Date: Sunday Sep-23-2018 13:24:03 PDT
Buy It Now for only: $85.00
|
Scrap Silver .925 Scrap Wear All Wearable Rings Chains Bracelets 100gram Lots

$13.99
End Date: Wednesday Oct-17-2018 14:50:17 PDT
Buy It Now for only: $13.99
|
SHOVEL..FLORAL TOP STERLING SILVER SALT SPOON ....

$50.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Oct-2-2018 8:19:29 PDT
Buy It Now for only: $175.00
| |
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Борис Акунин История Российского Государства. Между Европой и Азией. Семнадцатый век
История Российского Государства. Между Европой и Азией. Семнадцатый век
Продолжение масштабного проекта Бориса Акунина!

История Отечества в фактах и человеческих судьбах!
Уникальный формат: мегатекст состоит из параллельных текстов: история России в восьми томах + исторические авантюрные повести.
Суммарный тираж изданных за два года книг проекта - более 600 000 экземпляров!
Тома серии богаты иллюстрациями: цветные по мелованной бумаге в исторических томах, стильная графика - в художественных!

"Проект будет моей основной работой в течение десяти лет. Речь идет о чрезвычайно нахальной затее, потому что у нас в стране есть только один пример беллетриста, написавшего историю Отечества, - Карамзин. Пока только ему удалось заинтересовать историей обыкновенных людей".
                                                                                                         Борис Акунин

Семнадцатый век представляется каким-то потерянным временем, когда страна топталась на месте, но в истории Российского государства этот отрезок занимает совершенно особое место, где спрессованы и "минуты роковые", и целые десятилетия неспешного развития. Наиболее тугим узлом этой эпохи является Смута. Это поистине страшное и захватывающее зрелище - сопоставимый по масштабу кризис в России повторится лишь триста лет спустя, в начале ХХ века. Там же, в семнадцатом веке, нужно искать корни некоторых острых проблем, которые остаются нерешенными и поныне. Книга "Между Европой и Азией" посвящена истории третьего по счету российского государства, возникшего в результате Смуты и просуществовавшего меньше столетия - вплоть до новой модификации. 

Об авторе:
Борис Акунин (настоящее имя Григорий Шалович Чхартишвили) - русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Борис Акунин является автором нескольких десятков романов, повестей, литературных статей и переводов японской, американской и английской литературы. 
Художественные произведения Акунина переведены, как утверждает сам писатель, более чем на 30-ть языков мира. По версии российского издания журнала Forbes Акунин, заключивший контракты с крупнейшими издательствами Европы и США, входит в десятку российских деятелей культуры, получивших признание за рубежом. 
"Комсомольская правда" по итогам первого десятилетия XXI века признала Акунина самым популярным писателем России. Согласно докладу Роспечати "Книжный рынок России" за 2010 год, его книги входят в десятку самых издаваемых. 

О серии:
Первый том "История Российского Государства. От истоков до монгольского нашествия" вышел в ноябре 2013 года. Вторая  историческая книга серии появилась через год. Третий том "От Ивана III до Бориса Годунова. Между Азией и Европой" был издан в декабре 2015 года. Главная цель проекта, которую преследует автор, - сделать пересказ истории объективным и свободным от какой-либо идеологической системы при сохранении достоверности фактов. Для этого, по словам Бориса Акунина, он внимательно сравнивал исторические данные различных источников. Из массы сведений, имен, цифр, дат и суждений он попытался выбрать все несомненное или, по меньшей мере, наиболее правдоподобное. Малозначительная и недостоверная информация отсеялась. Это серия создавалась для тех, кто хотел бы знать историю России лучше. Ориентиром уровня изложения отечественной истории Борис Акунин для себя ставит труд Николая Карамзина "История государства Российского".

...

Цена:
1120 руб

Наталья Зазулина Европейский пасьянс. Хроника последнего десятилетия царствования Екатерины II
Европейский пасьянс. Хроника последнего десятилетия царствования Екатерины II
Книга Н.Н.Зазулиной "Европейский пасьянс. Хроника последнего десятилетия царствования Екатерины II" основана на уникальных документах из огромного количества различных архивов. Так к работе были привлечены материалы архива Апостольской библиотеки Ватикана, в том числе её Секретного архива, Национального Архива Великобритании, архива Министерства иностранных дел Франции, архива Венской Придворной палаты и Библиотеки Каролина Редивива Университета Уппсалы. Из книги Натальи Зазулиной читатель узнает о том, что происходило в Европе конца XVIII века и в России - в той России, которая была неотъемлемой частью Европы. И каждый сможет сравнить свои знания о том времени со свидетельствами из вновь представленных здесь источников. Императрица Екатерина II была одной из ярчайших фигур века Просвещения, апофеозом которого стали Великая Французская, Брабантская и Голландские революции. Одной из идей века Просвещения было достижение некоего общественного договора между властью и народом. Но на глазах императрицы, гордившейся дружбой с Вольтером, Дидро, д`Аламбером и Гриммом, революции превратили труды энциклопедистов не просто в никчемные книги, а в опасные произведения. И ничего нельзя было повернуть вспять. Читателя ждет множество удивительных открытий: хрестоматийные фигуры и события предстанут в неожиданном свете, неизвестные ранее документы приоткроют свои тайны, а привычный европейско-российский пасьянс окажется лишь следствием того, что развернулось на полях сражений и в тиши дипломатических кабинетов в то время, когда "столетие безумно и мудро" уступало место железному Девятнадцатому веку. Новый взгляд на закулисье разделов Польши покажет изнанку интриг ее последнего короля Станислава Августа Понятовского: деньги и неразборчивость в политических связях всегда дорого обходятся любителям красивых фраз и поз, особенно - на рубеже Запада и Востока. Причины и следствия, персонажи, ранее не появлявшиеся в отечественной историографии, документы из европейских архивов, не известные в России, - все это делает книгу Натальи Зазулиной интересным, захватывающим и увлекательным чтением.
В издании содержится более 1000 красочных и черно-белых иллюстраций - это картины известных художников, портреты исторических деятелей и членов правящих семей, многие из которых публикуются в России впервые....

Цена:
1424 руб

Николай Страхов Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву
Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву
"Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву…" — переиздание в современной орфографии уникальной книги, вышедшей в 1791 году (в мире сохранились единичные экземпляры оригинала). Книга, созданная талантливым русским писателем-сатириком, журналистом, переводчиком и этнографом Николаем Ивановичем Страховым, является уникальным историческим документом, который описывает быт и нравы Москвы времен Екатерины II.
Если вы полагаете, что столичная мода на барбер-шопы, лимузины и бросающиеся в глаза дорогие покупки — отличительная черта нашего времени, то глубоко заблуждаетесь. Вы удивитесь, сколько здесь забавных совпадений с нынешними реалиями, как много сходства с околосветским обществом Москвы XXI века. Несмотря на то, что прошло уже два с четвертью века, сарказм автора абсолютно современен, советы актуальны, а персонажи реалистичны.
Для большей полноты восприятия текста мы проиллюстрировали книгу репродукциями гравюр XVIII века, по большей части карикатурных, на которых изображены те самые модники и модницы, щеголи и вертопрахи.

"Карманная книжка для приезжающих на зиму в Москву старичков и старушек, невест и женихов, молодых и устарелых девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и проч. или Иносказательные для них наставления и советы, писанные сочинителем Сатирического вестника. В 3 ч.".

Николай Иванович Страхов


"Велите чинить ваши зимние возки, кареты, коляски, берлины и кибитки. Набирайте с собою сколько можно более слуг, напичкивайте повозки девками, платьем, фижмами, шнуровками, коробками, коробочками, ящичками, ларцами, укладками, сундуками, сундучками, баулами и чемоданами.
Распорядите таковой обоз, распределите число верст, отправьте наперед кухню, садитесь и кидайтесь опрометью в повозки. Если же по внушениям благородного воспитания ощущаете вы сильнейшее рвение достигнуть столицы, бросьте ваших кляч, наймите почтовых и поспешайте в те любезные места, где вы гораздо благороднее и скорее можете промотать и прожить ваши денежки".

Н.И.Страхов


Почему книга достойна прочтения:
  • Эта книга - настоящая библиографическая жемчужина, обнаружить которую в литературной сокровищнице - редчайшая удача. В мире сохранилось лишь несколько экземпляров полного издания. Для удобства чтения текст публикуется в современной орфографии.
  • Язык и стиль автора полностью сохранены, и читателей ждет встреча со множеством интереснейших слов и выражений, ныне ушедших из повседневной речи. Это замечательная возможность обогатить свой вокабуляр и узнать немало о современном словообразовании, а также удивить новыми познаниями окружающих.
  • Множество интереснейших бытописательных подробностей эпохи конца XVIII века отлично расширяют кругозор, а авторская манера повествования автора и яркие образы модников в подборке иллюстраций не оставляют скуке ни малейшего шанса. Эта книга - настоящее лекарство от плохого настроения!
  • "Карманная книжка…", как портативная машина времени, будет переносить вас на два с четвертью века назад и возвращать обратно. Отличный шанс убедиться в том, что меняются только времена и обстоятельства, а люди, со всеми их слабостями и пороками, остаются прежними....

  • Цена:
    349 руб

    В. Г. Глушкова Коломна. История и достопримечательности
    Коломна. История и достопримечательности
    В книге рассказано о самом крупном и самом интересном из древнейших городов Московской области - Коломне. Повествуется об истории этого города, самых ярких событиях в нём и его окрестностях, называются уникальные черты Коломны и рассказывается об её особом вкладе в судьбу Руси, России, в том числе многих пионерских (пилотных) начинаниях на Коломенской земле. Описаны основные историко-архитектурные и религиозные достопримечательности. Представлены неординарные личности, в том числе канонизированные Русской православной церковью, оказавшие влияние на жизнь и развитие Коломны.

    Книга предназначена для широкого круга читателей.
    ...

    Цена:
    157 руб

    Михаил Барщевский Счастливы неимущие (Евангелие от Матфея). Судебный процесс Березовский-Абрамович. Лондон 2011/12
    Счастливы неимущие (Евангелие от Матфея). Судебный процесс Березовский-Абрамович. Лондон 2011/12
    Кому будет интересно прочесть эту книгу? Думаю, всем. Тот, кого интересует мораль­но-деловой климат в России в период конца девяностых - начала нулевых, безусловно, най­дет здесь много интересного. Не останется внакладе и любитель истории своей страны. Здесь и история выборов президента России 1996 года, и "алюминиевые войны", и история залоговых аукционов, и борьба за власть самого конца 90-х. Сам я узнал много нового, хотя моя професси­ональная деятельность в те годы подразумевала достаточно высокую степень осведомленности. Однако выяснилось, что это была иллюзия.
    Абсолютно безусловно эти страницы должен изучить любой юрист. Здесь и "учебник" вся­ких хитрых схем построения бизнеса, оптимизации налогов, структурирования крупных компа­ний. Здесь и потрясающий по своей глубине и детализации анализ российского гражданского права. Адвокаты и судьи, думаю, могут просто считать эту книгу - учебником профессионального мастерства и, обидно это говорить, образцом для подражания. (Я не про книгу - я про профес­сиональную работу судьи и адвокатов)....

    Цена:
    959 руб

    Даниэль Жирарден Гувернер Романовых
    Гувернер Романовых
    Современный французский историк Даниэль Жирарден рассказывает в своей книге о судьбе Пьера Жильяра - наставника детей последнего российского императора Николая II. История последних лет жизни царской семьи вплоть до ее трагической гибели изложена автором весьма подробно и с большой фактической точностью....

    Цена:
    256 руб

    Плешанов Алексей Советский стиль. История и люди
    Советский стиль. История и люди
    "РУССКАЯ СЕМЕРКА" - уникальный интернет-проект! 3 000 000 просмотров в месяц! Цель проекта - рассказать о ключевых событиях в истории, культуре и традиции России в формате рейтингов - Топ-7. Концепцию "Русской семерки" лучше всего характеризует знаменитое высказывание Уинстона Черчилля: "Россия - это загадка, завернутая в загадку, помещенная внутрь загадки". По мнению создателей "Русской семерки", история России содержит столько интриг, собственных "кодов да Винчи", которых бы хватило на добрых семь сотен романов-бестселлеров. Задача редакции ресурса - находить эти "загадки внутри загадки" и открывать новые горизонты в познании истории родной страны для своих читателей. 19 достижений, 6 падений, 9 тайн и 5 западных мифов о стране, которой нет на карте. Все успехи и неудачи нашего государства собраны в семь ключевых позиций. 7 миссий Советского Союза, 7 "мемов" советской истории, 7 великих строек СССР, 7 главных хитов советской поп-музыки, 7 игрушек из счастливого детства, 7 страхов советского человека, 7 счастливых периодов СССР, 7 главных советских изобретений, 7 советских ученых - нобелевских лауреатов, 7 легендарных автомобилей СССР, 7 главных побед советского спорта, 7 признаков, по которым иностранцы могли узнать советского человека и многое другое....

    Цена:
    145 руб

    Спицын Е.Ю. Полный курс истории России. Книга 1-4 (комплект из 4 книг)
    Полный курс истории России. Книга 1-4 (комплект из 4 книг)
    История России. Комплект из 4 томов...

    Цена:
    3199 руб

     Смоленский поход и битва при Шепелевичах 1654 года
    Смоленский поход и битва при Шепелевичах 1654 года
    Последняя большая война между Московским государством и Речью Посполитой (1654-1667 гг.), ставшая самой упорной и тяжелой за всю историю их конфликтов в XVI-XVII вв., началась с "Государева похода" на Смоленск. Главной целью боевых операций на начальном этапе войны стало возвращение этого стратегически важного города, потерянного Россией в годы Смутного времени. Взятию Смоленска способствовала решающая победа русской армии в битве при Шепелевичах 14 (24) августа 1654 г. над литовским войском гетмана Я.Радзивилла. "Государев поход" закончился триумфальным успехом царя Алексея Михайловича и его реформированной армии. Возвращение Смоленска позволило не просто расширить владения державы, а кардинально решить вопрос укрепления безопасности всей западной границы России. Новая книга И.Б.Бабулина представляет собой самое подробное и обстоятельное описание и анализ не только битвы при Шепелевичах, но и всей победоносной для России кампании 1654 года. Автором изучены и учтены достижения и отечественной, и зарубежной историографии, в первую очередь польской, что в немалой степени способствовало успеху исследования и более объективному взгляду на события этой войны. В данной работе автором привлечен самый представительный круг источников, многие из которых не опубликованы, а некоторые и не вводились до сих пор в научный оборот....

    Цена:
    539 руб

    Е.И. Малето Средневековая Русь и Константинополь. Дипломатические отношения в конце XIV — середине ХV в.
    Средневековая Русь и Константинополь. Дипломатические отношения в конце XIV — середине ХV в.

    Работа посвящена одному из направлений средневековой дипломатической истории: борьбе княжеств Северо­Восточной Руси (Московского, Тверского, Нижегородского), Русско­Литовского государства, а также Русской православной церкви за приоритет в деле воссоединения русских земель и роли так называемого «византийского фактора» в становлении российской государственности. В центре повествования — Великое княжество Московское конца XIV — середины ХV столетия, то есть период правления великих князей Московских Василия I (1389—1425) и Василия II (1425—1462). В это время «собирание земель» вокруг Москвы приобрело устойчивый характер, а главными оппонентами Москвы стали Тверь и Нижний Новгород. Феодальная война второй четверти ХV столетия заметно ослабила центральную власть, но не смогла остановить процессы объединения. Поддерживая московских князей и их политику объединения земель вокруг Москвы, Русская православная церковь опиралась на свой духовный авторитет и активно задействовала рычаги идеологического и политического порядка, в том числе международные связи с Константинопольским патриархатом.

    На основе архивных и опубликованных материалов освещаются дипломатические отношения Константинополя, московской митрополичьей кафедры, а также церковного епископата Твери и Нижнего Новгорода.
    ...

    Цена:
    279 руб

    Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.


    2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования