Россия. Исторические факты, отечественная история.

Письменные сведения о восточных славянах и их соседях.

В "Повести временных лет" дается общая картина расселения восточно-славянских этнических групп в VIII - IX вв. По среднему течению Днепра в районе Киева жили поляне. Этнонимы славянские союзы получали или от имени одного из родов или от названия мест, где они проживали. Так соседи полян - древляне селились в лесах. Между Припятью и Березиной располагались дреговичи, здесь же по Двине - полочане (от имени речки Полоты, впадающей в Двину). В верховьях Западной Двины, Волги и Днепра находились кривичи. Берега рек Ока и Москва обжили вятичи, а Сожи и Десны - радимичи. В междуречеь Десны, Сулы и Северского Донца вели хозяйство северяне. Земли у Ильменского озера и по Волхову освоили словене ильменские. Бассейн Буга населяли бужане (волыняне) и белые хорваты (дулебы). На самом юге, у Черного моря, по Днестру и вплоть до Дуная летописец называет тиверцев и уличей.

Соседями славян на северо-востоке были угро-финские племена - мурома, весь, меря, мещера, чудь и др. Они занимали земли в верховьях Волги (будущую территорию Владимиро-Суздальского княжества). Более многочисленные славяне легко вытесняли местное население с обжитых мест и ассимилировали их. В среднем течение Волги располагалось государство волжских болгар (Волжско-камская Булгария). Низовья Волги, донские степи и предгорья Северного Кавказа входили в состав крупнейшего восточно-европейского государства VII - IX вв. Хазарского каганата. Хазары вели активную внешнюю политику и часть славянских племен (поляне, северяне, радимичи) в конце VIII - IX вв. попала от них в зависимость, платя дань каганату.

Другим значительным соседом восточных славян была Византийская империя, имевшая ряд владений в Крыму (гг. Херсонес, Сугдея). Торговые контакты и военные набеги славян на Византию определили взаимный интерес греков и восточных славян друг к другу и длительность совместного исторического пути пройденного Византийской империей и древнерусским государством.

На западе соседние с восточными славянами земли занимали ляхи (поляки) и мадьяры (венгры). К югу от Карпатских гор располагалась Дунайская Болгария - славянское государство с тюркской династией во главе. Южное побережье Балтийского моря населяли балтийские народы - жемайты, ливы, ятвяги, литовцы и др. Важную роль в ранней истории Руси сыграли скандинавские народы - даны (датчане), свеоны (шведы), которых славяне называли общим именем “варяги”.

Основным занятием восточных славян было земледелие, более развитое на юге, где имелась очень древняя традиция обработки земли, восходящая к еще античным временам. В Поднепровье длительные связи праславян с иранскими народами (скифами и сарматами) позволил праславянам в ходе ассимиляции позаимствовать и развить ряд хозяйственных навыков у осевших на землю иранцев. Здесь еще в VII - VIII вв. получило распространение пашенное земледелие.

В более северных областях условия для земледелия были хуже, а на самом севере население никогда не могло себя обеспечить собственным хлебом и зависело в этом отношении от других земель. В лесной полосе практиковалась подсечно-огневая система земледелия. Обычно весной лес на необходимой площади вырубался, а пни оставляли сохнуть на лето. Осенью пни выкорчевывались и сжигались. Удобренная золой земля использовалась до истощения в течение трех-четырех лет. Затем приходилось вырубать лес на новом месте. Подобный экстенсивный способ земледелия вынуждал славян часто менять местожительство. Стабильная оседлость сложилась только на юге в лесостепной зоне, где необходимости вырубать лес не было. Региональные особенности хозяйства обусловили типовые различия славянских построек. На юге, по Днепру, Северскому Донцу строились стационарные бревенчатые срубные дома. В лесу славянам приходилось жить во временных полуземлянках с бревенчато-земляным перекрытием, которые приходилось оставлять с переселением на новое местожительство. По берегам рек возникали укрепленные селища (обычно возводилась ограда из частокола, насыпался ров, использовался естественный ландшафт - ручьи, распадки, овраги). Господство земледельческого хозяйства вызвали к жизни у общину (на севере “мир”, на юге “вервь”), которая на долго стала основной первичной организацией восточнославянского общества.

Помимо земледелия славяне активно развивали скотоводство, занимались охотой, рыболовством, бортничеством (собиранием дикого меда). Доход также приносили грабительские набеги на соседей. В VII - IX вв. восточные славяне активно развивали торговлю с византийцами, скандинавами, хазарами, арабами. Крупным торговым центром была столица Волжско-камской Булгарии г. Булгар на Волге, куда свозились товары со всей Восточной Европы и мусульманского Востока. Статьями экспорта были мед, пушнина, которые славяне стремились обменять на оружие, ткани, ювелирные изделия, арабские и византийские монеты.

О нравах и обычаях восточных славян в источниках сохранились противоречивые сведения. На одних хронистов славяне своей нравственностью и добротой производили благоприятное впечатление. Другие авторы подчеркивали свирепость славян, их жестокое обращение с пленными, с христианскими проповедниками, вероломство. Последние оценки звучат, как правило, в византийских произведениях, так как их создатели христиане отрицательно относились к языческим обычаям. Все писатели единогласно превозносят гостеприимство славян, заступничество за странников. Каждый очаг в жилище считался местопребыванием домашнего божества и путешественник, входивший в дом, попадал под покровительство этого божества, поэтому оскорбление странника означало оскорбление божества. Странник хорошо принятый и угощенный, повсюду разносил добрую славу о человеке и его роде.

Пленные, которым славяне сохраняли жизнь по прошествию определенного времени были вольны или вернуться на родину за выкуп или остаться у славян в качестве свободных людей. Неразвитость рабовладения, его патриархальные формы подчеркивали догосударственный характер социальных систем славянских объединений. Ограниченность применения рабского труда являлась и результатом постоянного недостатка жизненных ресурсов при ведении экстенсивного хозяйства, поэтому раба было выгоднее отпустить за выкуп, чем содержать его. Вольноотпущенник обеспечивал себя сам.

Автор “Повести временных лет” резко выделяет среди других восточнославянских союзов “кротких и тихих” полян, которые имели брачные обычаи. Остальные этнические группы описаны черными красками: древляне жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, вместо брака похищали девиц. У радимичей, вятичей и северян также имелся обычай умыкания (уговоренного похищения) невест, при этом сохранялось многоженство.

В источниках славяне описываются как смелые, но не очень дисциплинированные воины. Они избегали сражений в открытых местах, но обладали большим опытом ведения войны в лесах и узких горных ущельях. Особенно отличались славяне искусством плавать, прятаться и устраивать засады на реках. Их вооружение состояло из копий, луков и тяжелых деревянных щитов. О наружности славян современники говорят, что они были высоки, статны, с длинными темно-русыми волосами.

Языческая религия славян предполагала разнообразный пантеон богов и божеств, олицетворявших различные природные явления. Одним из главных судьбовершителей был Перун - бог грозы и молнии, почитавшийся ильменскими словенами и скандинавскими народами. У большинства восточных славян бог молнии получил другое название - Сварог. По языческой традиции славян верховное божество Перун - Сварог породило двух сыновей, двух Сварожичей: солнце и огонь. С образом солнца связано поклонение Дажбогу, Хорсу, а также Ладо и Лелю, которые означали свет, красоту, мир, любовь. Бог Велес считался покровителем скота, а бог Род покровителем земледелия. В мифологическом сознании славян их окружали русалки, лешии, ведьмы. Широко были распространенны семейные и родовые культы. Ряд языческих обрядов (колядование, празднование Масленицы и Ивана Купалы) были синтезированы православной культурой и сохранились до наших дней.

Для поклонения языческим богам и принесения жертв славяне возводили святилища - огражденные площадки с идолами богов и жертвенными местами в центре. Природными жертвенниками и алтарями служили скалы и деревья (обычно дуб). У восточных славян не сложилось отдельного жреческого класса. Обрядовые действия выполняли волхвы, гадатели, вожди, старейшины. В каждой общине были свои ведьмы, ведуны, знахари, сочетавшие практические навыки по лечению болезней с магическими знаниями.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М.- Тверь, 1996.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М.- Тверь, 1996.

Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X - XIII вв.) // Вопросы истории, 1994, N 10.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

История Европы. - Т.2. Средневековая Европа. - М., 1992.

История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И. Павленко. - М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков. - Смоленск - М., 1995.

Славяне и скандинавы. - М., 1986.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Т.1-2. - М., 1988.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Общественное развитие славян в VI - первой половине IX вв. - объект бурных дискуссий в научных кругах. Учитывая ограниченность источниковой базы (синхронный периоду VI - IX вв. источники практически отсутствуют, незначительные сведения имеются в византийских, арабских и хазарских документах), содержанием подобных споров чаще всего становилось объектом социологического моделирования. Представляется, что мнение о сложении государственности в VI - VII вв. на территории полянского союза, также как и фиксация раннефеодальных элементов социальной системы восточных славян в VIII - IX вв. являются явной модернизацией.

"Повесть временных лет" и более ранний византийские источники рисуют нам восточных славян как различные этнические группы, входившие в состав потестарных союзов (социально-политические объединения догосударственного характера).

Основополагающими, в связи с социогенезом восточных славян остаются вопросы военно-политической власти и собственности. Первоначально властные полномочия концентрировались в руках представителей традиционных институтов (главы патриархальных семей, кланов, родо-племенных образований, совет старейшин, собрание полноправных членов). Их власть складывалась на основе регулирования производственных процессов, решении внутренних имущественных, семейных других бытовых споров в соответствии с традиционным правом. Такие функции давали возможность получения прибавочного продукта через использование лучших участков земли, получения "подарков" за судебные разбирательства. Однако устойчивого воспроизводства собственности в VII - VIII вв. еще не сложилось.

Параллельно с существующими институтами родо-племенного управления возникает и развивается власть военных, надклановых лидеров (вождей). Появление вождей связано с многочисленными конфликтами, которые происходили между различными объединениями восточных славян и их соседями (сарматами, аварами, хазарами, мадьярами, уграми, финнами, варягами). Сначала военный вождь получает особые полномочия только на период военных действий, но со временем необходимость обороны превращает его в постоянно действующего военного руководителя. По мере роста авторитета военного лидера возникает конфликт между властью вождя и традиционными институтами управления. Их существование и противоборство могло продолжаться довольно долго, пока не складывались условия для утверждения власти вождя (у славян князь, у варягов конунг).

Собственность вождя и его окружения складывалась из имущества захваченного в набегах и благодаря праву редистрибуции - вознаграждения получаемое вождем за выполнение общественно полезных функций (организация обороны, внешних походов, управления крупными коллективами и т.д.). Первоначально редистрибуция носила добровольный характер, но затем стала превращаться в обязательную традицию, предоставляя вождю возможность перераспределять общественный продукт в пользу своего окружения. В отношении подчиненных этнических групп право редистрибуции реализовывалось как взимание дани, что формировало значительный избыток княжеской доли. При этом перераспределение общественного продукта между членами коллектива, который возглавлял князь носило уравнительный характер. Кроме того, для поддержания авторитета вождя устраивались общественные пиры (с которыми связан генезис великокняжеских пиров в Киеве, но для более узкой социальной категории). Зачастую вождь начинал играть заметную роль в отправлении обрядовых действий и его власть становилась непререкаемой. Вождь (князь) опираясь на свое окружение (дружина, челядь) подчиняет традиционные институты, что вело к возникновению "вождества" (предгосударственная форма объединений). В руках вождя (князя) концентрировались не только функции военного руководителя, но и права политического лидера, а позже и судебные права, постепенно исключавшиеся из ведения родовых старейшин. Подобными вождествами или родо-племенными (традиционными) объединениями и являлись известные по "Повести временных лет" союзы восточных славян и их северо-восточных соседей угро-финнов (полян, древлян, кривичей, радимичей и т.д.). Таким образом, выстраивалась структура управления вождеством и складывались предпосылки для образования у восточных славян государства.

Центральное место в дискуссиях исследователей об образовании Киевского государства занимает вопрос о норманском влиянии. Еще в XVIII в. немецкие ученые, трудившиеся в Академии наук Готлиб Байер, Герард Миллер и Август Шлецер опираясь на критический анализ русских источников, реконструировали процесс сложения государства как призвание словенами новгородскими варяжского конунга Рюрика на княжение и постепенное подчинение варягами всех восточных славян. Позднее данная точка зрения получила название норманской теории происхождения древнерусской государственности. Против нее резко выступил М.В. Ломоносов, исходивший не столько из сведений Повести временных лет, сколько из патриотических настроений. Фактически уже в XVIII в. сложились два направления в отечественной историографии по вопросу о первоначальном периоде формирования Киевской Руси (норманизм и антинорманизм). Умеренными сторонниками норманской теории были большинство крупнейших отечественных историков XIX - начала XX вв. (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов и др.).

В советское время большое внимание уделялось разработке антинорманистских аргументов. Отчасти это определялось политическими мотивами, так как европейские ученые придерживались норманистской позиции. Советские исследователи школы Б.Д. Грекова и Б.А. Рыбакова справедливо указывали, что важнейшей предпосылкой формирования древнерусского государства являлось социальное развитие самих восточных славян. Однако советским историкам не удалось избежать ряда натяжек: появления государства в VI - VII вв., полное отрицание роли варягов в данном процессе или низведения ее до незначительной. Такой подход наносит не меньший вред науке, чем мнение радикальных норманистов, отрицавших возможность самостоятельного создания славянами государства.

Современное состояние отечественной исторической науки позволяет выйти на объективное решение проблемы генезиса государства у восточных славян, на моделирование данного процесса с использованием всех возможных видов источников. Нет никаких оснований отрицать значительную роль варягов в сложении государственных институтов Киевской Руси. Варяги (норманны, викинги) с начала IX в. осуществляли широкомасштабные военные операции. В 30-е гг. викинги неоднократно вторгались во французике и германские земли. В 840 - 850 гг. были разрушены Париж, Гамбург, Нант, Бордо и др. города. На севере Франции возникло норманское королевство. В 60-е гг. IX в. викинги появились в Средиземноморье и разграбили многие итальянские города, а на Сицилии появилось еще одно норманское государство. В IX - X в. объектами нападения викингов стали Британские острова и Исландия, а около 1000 года норманны достигли острова Ньюфауленд и побережья Северной Америки.

Естественно, что скандинавы не могли не испытывать интереса к расположенным рядом территориям восточных славян. Через славянские земли проходил знаменитый торговый Путь из Варяг в Греки. От побережья Финского залива по р. Нева Путь шел через Ладожское озеро по Волхову до оз. Ильмень. Оттуда корабли могли идти вверх по р. Ловать вплоть до первого волока, где суда ставились на бревна и перетаскивались до правых притоков Западной Двины. Далее по Западной Двине и по ее левому притоку р. Каспля до второго волока, выводившего купцов к Днепру в районе современного Гнездова и Смоленска. Спустившись вниз по Днепру, преодолев нижнеднепровские пороги, купеческие суда шли до греческих колоний в Крыму или вдоль северного берега Черного моря до Константинополя. По-видимому, варягов первоначально интересовала только торговля по Пути из Варяг в Греки и лишь потом они стали проявлять интерес к подчинению местного населения. Варяги стремились захватить важнейшие торговые пункты вдоль Пути (Старая Ладога, Новгород, Смоленск-Гнездово, Киев). Неслучайно под Гнездово располагается крупнейший на территории Киевской Руси варяжский могильник. Наиболее выгодным был контроль Киева (через южную точку Пути из Варяг в Греки проходили все товары), поэтому бежавшие от Рюрика Аскольд и Дир обосновались именно в этом городе. Позже их маршрут повторил Олег. Только с присоединением близлежащих земель стала складываться территория древнерусского государства.

При условии существования объективных социально-экономических, политических и культурных предпосылок (появление вождеств и политарных союзов, уровень производства позволяющий стабильно получать прибавочный продукт, этническая и языковая близость) к возникновению государства у восточных славян заслуга варягов состояла в объединении северных и южных земель в единое территориальное образования. В данном случае речь идет не о локальных центрах государственности (поляне, ильменские славяне), а о создании крупнейшего европейского государства раннего средневековья - Киевской Руси. Основой государственного аппарата стала дружина варяжских конунгов, из ее состава формировалось административная иерархия. Варяги на Руси первоначально составили привилегированную группу населения. В управлении покоренными народами варяги использовали уже сложившиеся у славян социально-политические структуры. Так сбор дани осуществлялся через местных князей (Игорь и древлянский князь Мал). В самом факте покорения варягами восточных славян нет ничего экстраординарного. Достаточно вспомнить о завоевании нормандским герцогом Вильгельмом Англии. В дальнейшем в X - XI вв. варяги были ассимилированы славянами утратили свою этническую обособленность. В XII в. выходцы из Скандинавии рассматривались на Руси уже как чужеродцы и враги.

О роле варягов в создании Киевской Руси свидетельствуют следующие факты. Наличие значительного количества варяжских погребений в археологических памятниках Восточной Европы (особенно выделяется гнездовский могильник). Включение в Повесть временных лет легенды о призвании варягов как отражения реальных событий. Варяжские имена первых русских князей (Рюрик - Rerik, Олег - Helg, Игорь - Igor, Ольга Helga, Владимир - Waldemar) и многих упоминаемых в источниках представителей знати и княжеской администрации (полоцкий князь Рогволд, глава княжеской дружины Свенельд, учитель Святослава Асмуд и др.). В договорах русских и византийцев 907 и 944 гг. при перечислении русских посланцев норманские имена явно преобладают над славянскими. Также можно указать на упоминание варягов в качестве русских в Бертенских анналах и арабских источниках (похороны знатного руса у ибн Фадлана). В течение X - первой половины XI вв. сохранялись устойчивые связи между русскими князьями и Скандинавией, где искали поддержки в борьбе с братьями Владимир Креститель и Ярослав Мудрый. Если восточные славяне делали набеги на причерноморские владения Византийской империи, то совершать военные экспедиции по Черному и Каспийскому морям могли только варяги имевшие богатый опыт мореплавания (походы на Византию Аскольда и Дира, Олега, Игоря; каспийские акции русских в годы правления Игоря).

Не стоит забывать, что о большинстве событий IX - начала X вв. мы узнаем из Повести временных лет - источника созданного в середине XI начале XII вв., то есть по прошествию двух - трех столетий. Поэтому многие важные факты были или утрачены или искажены. В русских источниках существуют хронологические провалы в несколько десятилетий, отставание от византийских датировок на несколько лет.

Происхождение этнонима русь связано с двумя лексическими формами: русь и рось. Южная форма рось возможно связана с роксоланами (сарматское племя) или упоминаемыми Иорданом германоязычными росоманами. Один из сирийских автор писал о народе рос, но, учитывая удаленность информатора от интересующей нас территории полагаться на его сообщение не приходиться. Вероятно также, что этноним рось происходил от названия реки Рось притока Днепра, протекавшего по землям полян. Северная форма русь первоначально употреблялась в отношении варяжских дружин, но затем превратилась в общее самоназвание. Если в Бертенских анналах в качестве посланников русского кагана ко двору франкского короля выступают свеоны-шведы, то в договоре Олега с Византией (907 г.) за словами мы от рода русского следуют как норманские, так и славянские имена. В дальнейшем обе формы слились и стали равноупотребимыми (страну называют Россия, а ее жителей -русские).

 

ЛИТЕРАТУРА:

Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М.- Тверь, 1996.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М.- Тверь, 1996.

Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X - XIII вв.) // Вопросы истории, 1994, N 10.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989.

История Европы. - Т.2. Средневековая Европа. - М., 1992.

История России с древнейших времен до 1861 г. Под ред. Н.И. Павленко. - М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков. - Смоленск - М., 1995.

Славяне и скандинавы. - М., 1986.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - Т.1-2. - М., 1988.

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
 The Village. Москва, где мы живём
The Village. Москва, где мы живём
Вместе с героями The Village вы побываете внутри знаковых для Москвы зданий и узнаете, как устроена жизнь и работа внутри 
Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живешь», «Где ты работаешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах и их обитателях. В книге будут собраны лучшие тексты и фотоистории этих серий, чтобы показать, как архитектура задает правила жизни горожан....

Цена:
778 руб

Борис Акунин Эпоха цариц
Эпоха цариц
Продолжение самого масштабного и амбициозного проекта десятилетия от Бориса Акунина!

История Отечества в фактах и человеческих судьбах!
Уникальный формат: мегатекст состоит из параллельных текстов: история России в восьми томах + исторические авантюрные повести.
Суммарный тираж изданных за четыре года книг проекта - более 2 500 000 экземпляров!
Тома серии богаты иллюстрациями: цветные в исторических томах, стильная графика - в художественных!

«Эпоха цариц», то есть события русского XVIII столетия, - поразительно интересный период отечественной истории, когда Россия превратилась в евразийскую империю, расширяющуюся на запад, юг и восток. Это время преподает нам несколько важных уроков: об ограниченности неограниченной власти, о необходимости и рискованности реформ, о том, как можно и как нельзя править Россией.
Книга рассказывает, как завязывались «вечные» российские узлы: национальный вопрос, внутриобщественное противостояние, жажда свободы и страх перед порождаемым им хаосом....

Цена:
1584 руб

Владислав Иноземцев Несовременная страна. Россия в мире XXI века
Несовременная страна. Россия в мире XXI века
Цитата

Сегодня, пожалуй, не найдется человека, который не согласится с тем, что с Россией что-то «не так». И речь не о том, хорошо это или нет, — кому-то кажется, что мы совершенно зря отклоняемся от пути развития «цивилизованных» стран, а кто-то считает, что именно наше общество остается образцом, на который стоит равняться остальным, — а о том, что ощущение диссонанса становится все отчетливее.

О чем книга
Россия — страна, безусловно, особенная, как это любят подчеркивать кремлевские идеологи, однако сложно найти хотя бы одну сферу, в которой такая особость указывала бы на прогрессивный характер и выгодно отличала ее от остальных государств. История последних полутора десятилетий — от пугающей своими темпами деиндустриализации до попыток воссоздать советскую империю через ренессанс идеологии и религиозного мировоззрения — все четче указывает на то, что Россия осознанно разворачивается от современности к архаике. Что должно случиться для того, чтобы страна предпочла модернизационный путь, сказать сложно, но необычайно важно создать систематическую картину общества, в котором мы живем, и мира, в который это общество встроено. Поэтому эта книга — попытка оценить, с какого рубежа стране придется начинать, если она все же попытается вписаться в современный мир, а также отчасти предупреждение о том, чего мы все можем лишиться, если ничего сейчас не предпримем.

Почему книга достойна прочтения:
• Это удивительно подробное и точное исследование сегодняшней России: Владислав Иноземцев рассказывает о месте, которое наша страна занимает в мире, истоках наших проблем и возможных направлениях дальнейшего движения.
• Вы узнаете, что проблемы, с которыми, казалось бы, страна столкнулась только сейчас, на самом деле преследовали Россию на протяжении всей ее истории, именно поэтому справиться с ними настолько сложно.
• Книга вошла в лонг-лист премии «Просветитель».

Кто автор
Владислав Иноземцев — российский экономист, политолог, издатель и переводчик, автор и редактор 18 книг, издававшихся в России, США, Великобритании, Франции и Китае. Основатель и директор Центра исследований постиндустриального общества (с 1996 г.), главный редактор журнала «Свободная мысль» (2003–2011), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (2012–2014) и Высшей школы экономики (2014–2015), приглашенный исследователь Института проблем человека (Вена), Центра стратегических и международных исследований, Атлантического Совета и Университета им. Джонса Гопкинса (Вашингтон) и Германского Совета по внешней политике (Берлин). Лауреат премии «Политпросвет» за 2015 г.

Отзывы
Почему мы такие? Особый путь или отставание? Что есть экономическое богатство для политической элиты? А для общества? Интересный взгляд для тех, кого интересует судьба России.
Михаил Ходорковский

Иноземцев — один из лучших и самых читаемых авторов проекта «Сноб». Он умеет ярко и доходчиво объяснять самые сложные вещи, совмещая анализ с интуитивным прозрением. Все эти качества делают его уникальным публицистом — возможно, поэтому его статьи и книги перепечатываются по всему миру.
Станислав Кучер, журналист, писатель, главный редактор проекта «Сноб» 

Трезвая и подробная, умная и горькая книга о проблемах, с которыми столкнулась Россия в XXI веке. На эти вызовы мы должны ответить быстро и сообща, всей страной, иначе через десяток лет нам придется действовать поодиночке, что гораздо труднее.
Денис Драгунский, писатель и журналист

Веками Россия оглядывает себя словно в кривых зеркалах. Что-то лишнее и даже вредное выпирает на первый план. Но книга Владислава Иноземцева помещает нас перед прямым и чистым зеркалом, выводит нас из «комнаты смеха» (хотя скорее — слёз) в реальный мир.
Владимир Рыжков, профессор НИУ-ВШЭ, первый заместитель председателя Государственной Думы России в 1997–1999 гг. 

Потрясающая книга! Невозможно оторваться! Глубина анализа, страстность и вместе с тем ясность изложения, острота мысли — всё есть в этой книге о России. Рекомендую читать
всем!
Дмитрий Зимин, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель» 

Владислав Иноземцев, проницательный исследователь современной России, сделал четкий и убедительный «фотоснимок» своей страны. В России, управляемой Владимиром Путиным, по мнению автора, нет места оппозиции — тут можно встретить только современных диссидентов. Оптимизм, однако, порождает сам интеллектуальный формат авторского поиска: пока в России есть такие исследователи, не стоит терять надежды.
Адам Михник, один из руководителей движения «Солидарность», основатель Gazeta Wyborcza (Польша) 

В книге аккумулирован огромный исходный материал. Отсюда — тщательный и убедительный анализ целого ряда сторон нынешней действительности. При этом предпринятая серьезная попытка системно обрисовать общество, в котором мы живем, чужда равнодушному академизму — в острой публицистике автора постоянно звучит тревога за будущее России.
Анатолий Адамишин, Чрезвычайный и Полномочный Посол, бывший первый заместитель министра иностранных дел СССР

В России изуродованная идея Государства. Государство здесь и есть страна. Поэтому так долго не возникает естественного диалога между властью и обществом, которое до сих пор не может сформулировать свой запрос к государству, чтобы жить с ним на равных. Книга Владислава Иноземцева — один из актуальных блоков того знания, которое необходимо для понимания сегодняшней России и для ее выхода из утомительной несовременности.
Елена Немировская, основатель и руководитель Московской школы гражданского просвещения, офицер Ордена Британской империи

Профессиональная репутация Владислава Иноземцева не нуждается в комментариях. Это один из наиболее ярких социальных мыслителей и глубоких аналитиков современной России, каждый текст которого вызывает всегда повышенный интерес у подготовленного читателя. Эрудированность автора делает его новую книгу интеллектуальным бестселлером для тех читателей, которые хотят понять, почему Россия идет туда, куда она идет.
Игорь Минтусов,основатель и председатель совета директоров Агентства стратегических коммуникаций «Никколо-М»
...

Цена:
569 руб

М. В. Нащокина Московский модерн
Московский модерн
Книга посвящена яркому феномену в культурной истории столицы - архитектуре московского модерна. Особое внимание уделяется философско-эстетическим предпосылкам нового стиля, а также влияниям его западноевропейских вариантов на становление и развитие модерна в России и в Москве. Самостоятельную ценность представляет собой каталог, включающий около 130 наиболее интересных и значительных московских зданий периода модерна.
При подготовке настоящего издания текст вновь уточнен и дополнен автором. Значительно обновлен иллюстративный материал.

Издание адресовано архитекторам, историкам архитектуры, искусствоведам, учащимся и преподавателям художественных учебных заведений, всем интересующимся архитектурной историей России и Москвы конца XIX - начала XX века....

Цена:
2450 руб

В. В. Новодворский Ливонский поход Ивана Грозного. 1570-1582
Ливонский поход Ивана Грозного. 1570-1582
Книга известного русского историка XIX века Витольда Владиславовича Новодворского посвящена малоизученному периоду правления Стефана Батория и событиям, имевшим большое историческое и политическое значение для всей Восточной Европы, из которых особо выделяется Ливонская война, которая велась Царством Русским за территории в Прибалтике и выход к Балтийскому морю. Книга (авторское название - «Борьба за Ливонию между Москвой и Речью Посполитой») по праву считается классическим трудом, не утратившим до наших дней своей исторической ценности. В новом издании книга публикуется с некоторыми сокращениями и с сохранением стиля и орфографии оригинала....

Цена:
369 руб

Н. М. Карамзин История государства Российского. В 12 томах. В 2 книгах (комплект из 2 книг)
История государства Российского. В 12 томах. В 2 книгах (комплект из 2 книг)
"Карамзин есть первый наш историк и последний летописец..." - писал А.С. Пушкин о своем великом современнике Николае Михайловиче Карамзине. Знаменитый историк, писатель и просветитель, Н.М. Карамзин обратил свой 12-томный труд - "Историю государства Российского" - ко всем россиянам, современникам и потомкам. Эта книга стала важнейшим событием в жизни общества, эпохой в изучении прошлого нашей страны. Этот фундаментальный труд изменил лицо русской культуры. Во многом благодаря заслугам H.М. Карамзина русская культура во всех ее жанрах вошла в свой блистательный XIX век как великая мировая культура.
Предлагаемое читателю иллюстрированное издание "Истории государства Российского" приурочено к 250-летнему юбилею Н.М. Карамзина. Издательство впервые представляет современному российскому читателю полный цикл рисунков из альбома "История государства Российского в изображениях державных его правителей" профессора исторической живописи Императорской Академии художеств В.П. Верещагина и полный цикл редчайших литографий Б.А Чорикова из серии "Живописный Карамзин". Издание снабжено обширными современными комментариями и примечаниями, которые поясняют малоизвестные реалии, а также приводят биографические данные об упоминаемых Карамзиным исторических личностях. В приложении публикуется не вошедшая в основной свод "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях". Издание снабжено подробным указателем.
Предисловие - В. Яськов. Комментарии и примечания - В. Яськов, А. Хорошевский, А. Жемерова....

Цена:
1711 руб

Лев Лурье Град Обреченный. Путеводитель по Петербургу перед революцией
Град Обреченный. Путеводитель по Петербургу перед революцией
Эта книга - путеводитель по Петербургу, каким он был в последние годы существования империи: город высочайших приемов, майских парадов на Марсовом поле, балетов Фокина в декорациях Бакста, посиделок поэтов в "Бродячей собаке". Автор предлагает совершить две прогулки по аристократической части Петербурга-Петрограда и попытаться понять суть предсмертного цветения города и его скорого краха....

Цена:
590 руб

Н. М. Карамзин История государства Российского
История государства Российского

"Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. "История Государства Российского" есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека" - так охарактеризовал А.С.Пушкин труд Н.М.Карамзина.
Издание богато иллюстрировано миниатюрами из Радзивиловской летописи, Лицевого Летописного Свода, альбома В.П.Верещагина "История Государства Российского в изображениях державных правителей", картинами русских и иностранных художников.

...

Цена:
1334 руб

Карамзин Н.М. История государства Российского
История государства Российского
"Карамзин есть первый наш историк и последний летописец..." - такое определение дал А.С.Пушкин великому просветителю, писателю и историку Н.М.Карамзину. Знаменитая "История государства Российского", все двенадцать томов которой вошли в эту книгу, стала крупным событием общественной жизни страны, эпохой в изучении нашего прошлого. В качестве приложения к ней здесь же публикуется "Записка о древней и новой России", почти два столетия находившаяся под негласным запретом. Издание богато иллюстрировано - и прежде всего гравюрами из редчайшего альбома "Живописный Карамзин", вышедшего еще в пушкинские времена....

Цена:
1035 руб

Андрей Николаевич Сахаров История России с древнейших времен до наших дней
История России с древнейших времен до наших дней
Однотомное издание "История России" является новейшим историческим исследованием, подробно освещающим события с древнейших времен до сегодняшнего дня. Эта книга, написанная ведущими профессорами Института Российской истории РАН, - великолепное учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и широкого круга читателей, интересующихся историей своей страны....

Цена:
650 руб

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования