Исторические факты, зарубежная и отечественная история.

Эпоха бронзы

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Особенности эпохи.

Население андроновской культуры

Поселения и жилища

Общественный строй

Андроновская культура

Ювелирные искусства

Развитие скотоводства и земледелия

Земледелие

Скотоводство

Горное дело, металлургия

Заключение.

Верование и культ

Культ предков.

Культ космогонических сил

Культ огня

Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

Особенности эпохи

По археологическим материалам хорошо известна культурная общность степных скотоводческо-земледельческих племен, оставивших памятники андроновского типа.

Прогресс общества эпохи бронзы обусловлен двумя факторами.

Одним из них, определяющим новую эпоху, было производственное полиметаллов.

В середине II тыс. до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза представляет собой сплав меди, олова, иногда сурьмы, мышьяка, свинца в различных пропорциях в зависимости от назначения изделия.

По сравнению с медью она имеет ряд преимуществ: отличается твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия. Недра Казахстана богатые полиметаллами (оловянисто-медные руды) , это явилось одной из причин возникновения на этой территории могущественного очага металлургии.

Еще в начале II тыс. до н.э. у степных племен Поволжья, Приуральска, Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. А в середине II тыс. до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство. В конце II-начале I тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства - кочевому скотоводству. выделение пастушеских племен в степной зоне Западной Азии и Восточной Европы относится скорее всего, к середине II тыс. до н.э., хотя следует иметь в виду разные темпы развития в разные темпы развития в разной природной среде.

К перестройке первобытной экономики вели, прежде всего, природно-климатические изменения. Так, в эпоху бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости, наступает период сопутствующий уменьшению стока рек, медленное усыхание надпойменых террас, понижение уровней озер и, в конечном счете, уменьшения общей увлажненности материков Северного полушария. Вследствие этого в долговременных поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения- колодцы.

Теми же природно-климатическими явлениями, видимо, объясняется широкое распространение в Южной Сибири вплоть до таежно-болотистых районов Нарымского края не свойственных населению этой зоны хозяйственных традиций древнего скотоводства и увеличение влияния культуры казахских степных племен.

Существенные изменения происходят в общественном строе и семейно-брачных отношениях населения. Быстрое развитие скотоводства и металлургии, этих двух главных направлений экономики эпохи бронзы, требовали прежде всего мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе и в конечном счете к смене материнского рода отцовским(патриархатом) .

Естественно, с ростом производственных сил, усиливающейся специализацией общественного труда, развитием патриархальных отношений были связаны крупные изменения в общественной жизни.

Происходит обособление отдельных семей, расширение семейной собственности, растет имущественное неравенство внутри родовой общины.

Население андроновской культуры

Изучение физического облика населения андроновской культуры доказывает, что в эпоху бронзы здесь жили племена с явно выраженными европеоидными чертами.

Центральные, северные и восточные районы Казахстана занимало население, которое относится, по определению специалистов, к так называемому андроновскому варианту, протоевропейской расы.

Его характерные представители обладали массивным мезокранным (среднекороткоголовым) черепом, низким и широким лицом, низкими глазницами и значительно развитым надпереносьем с резко выступающим носом.

Население западных и юго-восточных районов Казахстана относилось к другому варианту европеоидной расы, так называемому среднеземноморскому. Его основные особенности доликокранный (длинноголовый) тип черепа и более вытянутая форма лица.

Таким образом, полеантропологические данные позволяют заключить, что антропологический состав древнеказахстанских племен эпохи бронзы складывался главным образом из двух европеедных расовых типов - андроновского и восточносреднеземноморского. Они были представителями протоевропейской расы и носителями андроновской культуры.

Поселения и жилища.

Поселений эпохи бронзы на территории Казахстана известно свыше сотни, на тридцати из них проводились археологические раскопки.

Поселения, как правило, располагались на низких берегах рек у широких пойм, на мысу, реже у озер, но и здесь они располагались на пониженных участках, у мест впадения ручьев или степных речек, где для скота богатое разнотравье, а почва удобна для мотыжного земледелия. Поселение обычно состояли из 6-10, а большие из 20-50 жилищ, размещенных в один или два ряда вдоль берега. На мысу жилища располагались по кругу, образуя в центре площадь, свободную от застройки, которая могла служить местом общественных сборов или загоном для скота. Жилища подразделяются на полуземлянки и наземные сооружения. Среди полуземлянок можно выделить три основных типа - прямоугольные, овальные и восьмеркообразные, с коридорными выходами. Вдоль стен вертикально вкапывали столбы, их обшивали толстыми плахами или плетнем, затем обмазывали глиной, подсыпали золой и обкладывали дерновыми пластами. Площадь жилища колебалась от 100 до 300-400 кв. м. камнем облицовывали внутри стены, сооружали внутренние перегородки. В наземных жилищах стены складывали из бревен, образовавшие примитивные срубы. Жилища позднего периода эпохи средней бронзы небольших размеров, почти квадратное, наземного типа, в основе каркасное, в форме пирамиды с четырехскатной крышей. Стены образованы приставленными, а не вкопанными бревнами, они легко возводились и разбирались.

В Северном и Восточном Казахстане столбовые конструкции были плоские или двускатные. В строительстве широко применялось дерево. Планировка помещений, число и расположение очагов, хозяйственных ям - были обусловлены строго определенным назначением жилища или отдельного его участка. В специально отведенных местах производилась плавка металла и изготовление орудий. Отдельные жилища служили для общественных работ, сборов и отправления культовых обрядов.

Вблизи поселений располагались родовые кладбища. Погребальные сооружения на поверхности обозначены прямоугольными, квадратными, овальными оградками из положенных или поставленных на ребро и вкопанных каменных плит, иногда и курганы по основанию обрамлены каменными плитами, которые употреблялись и при постройке погребальных камер. Самая распространенная конструкция при этом - каменные ящики из плит, поставленных вертикально либо положенных плашмя друг на друга напуском внутрь.

Общественный строй

Основным занятием племен эпохи бронзы в Казахстане было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. Развитие скотоводства привело к большей обеспеченности общества продуктами и предметами потребления, к появлению излишков продукции, к дальнейшему развитию и расширению обмена, и к началу накопления богатств.

Интенсивное развитие скотоводства

II. 1. Андроновская культура.

В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название "андроновской" по месту нахождения первого памятника у с. Андроново близ Ачинска.

Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана. Андроновское население западных районов испытывало постоянное влияние близкородственных племен срубной культуры и, в свою очередь, оказывало на них прямое воздействие.

Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. В каждом поселке, окруженном глубоким рвом и валом с установленным на нем частоколом было 10-20 больших полуземлянок. Заглубленный на 1-1,5 м. деревянный сруб перекрывался двускатной или пирамидальной крышей с отверстиями, дымоходами и световыми окнами. Крыша поддерживалась несколькими столбами. В каждом доме жила большая семья 30-50 человек, а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищем и кладбищами принадлежали одному роду. При патриархальном обществе жилищами остались такие же землянки, к которым пристраивались различные хозяйственные постройки, а также загоны для скота. Для этих поселков был характерен комплексный характер скотоводческо-земледельческого хозяйства с заметным преобладанием пастушеского хозяйства.

С андроновским временем связано широкое распространение металлических орудий труда, оружия и украшений: втульчатых, так называемых вислооблушных топоров, ножей с выемкой у основания, кельтов, своеобразных наконечников копий и стрел, браслетов, зеркал, бус и различных подвесок.

Главными этнографическими признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.

Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в ящиках из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.

Сосуды лепились вручную. В отличие от круглодонной посуды предшествующего времени они имели плоское дно. Их внешняя поверхность украшалась сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом.

Специфической формой украшений, не выходившей за пределы распространения племен андроновской культуры, были серьги из листового листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде "очковидных" и "лапчатых" подвесок, брелки с четким орнаментом, браслеты со спирально закрученными концами.

Это указывает на высокий уровень культуры.

Происхождение андроновской культуры- проблема дискуссионная.

Трудности выяснения этой проблемы заключается в недостаточной изученности памятников предшествующей эпохи неолита и энеолита.

В исторической науке существует ряд гипотез. По одной из них предполагается, что андроновская культура возникла в результате проникновения пришлого из Средней Азии населения в среду Казахских энеолитических охотников и собирателей. Оно принесло с собой навыки и формы производящего хозяйства. Такой контакт и привел через несколько столетий к возникновению в степной и лесостепной зонах качественно новой культуры андроновских племен.

Большинство исследователей, однако, считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела.

Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменого земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса этих основных производств материальных благ в обширной степной зоне привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества.

Андроновская культура в широком историко-культурном понимании этого термина соответствует раннему (XVIII-XVI вв до н.э.) и среднему (XV-XII вв до н.э.) периодам эпохи бронзы. В конце II начале I тыс. до н.э. в экономике, быту и культуре племен андроновской культуры происходили изменения, вызванные новой хозяйственной основой общества, переходом к яйлажному, затем к кочевому скотоводству.

В этот период, получивший название эпохи поздней бронзы (XII-начало VIII вв до н.э.) андроновские традиции в хозяйстве и культуре сменяются как показали археологические источники, более прогрессивными формами экономики и материальной культуры общества эпохи раннего железа.

I. 5. Ювелирные искусства.

Замечательными изделиями ювелирного искусства племен эпохи бронзы с территории Казахстана являются бронзовые украшения, обложенные золотой фольгой, височные кольца разных типов, заколки лопатковидной формы, лапчатые ромбовидные и продолговатые подвески. Уже в то время умели получать и стекловидную массу-пасту, из которой изготовляли бусы, пронизки.

II. 2. Развитие скотоводства и земледелия.

II. 2. а Земледелие Одновременно со скотоводством, начиная с эпохи неолита на территории Казахстана стало развиваться земледелие. В хозяйстве племен эпохи бронзы скотоводство и земледелие дополняли друг друга и были взаимосвязаны О наличии земледелия свидетельствуют, например, находки кремневых вкладышей серпов на поселении Усть-Нарыш (Восточный Казахстан) . Человек того времени перешел от случайных, мелких посевов к систематическому возделыванию небольших полей в поймах рек.

На поселениях ранней бронзы найдены мотыги из камня и рога оленя, каменные мотыги были более производительны по сравнению с палками-копалками и роговыми мотыгами: при их помощи можно лучше взрыхлить почву. Из камня же делали и орудия для растирания зерна - зернотерка, куранты, терки, песты, ступы. На уборке урожая первоначально, видимо, использовались бронзовые ножи, а в эпоху поздней бронзы - бронзовые и медные серпы разных типов, бронзовая коса. Они могли также применятся при заготовке корма для скота на зиму и заготовке камыша.

Кроме того, на некоторых поселениях в слое, заполнявшем хозяйственные ямы, найдены кости дикой птицы гуся и серого журавля (Канай) , кости и чешуя щуки и осетра. Рыбу ловили сетями, о чем можно судить по находкам глиняного и каменного грузил. Однако охота и рыбная ловля в эпоху бронзы теряет свое значение. На поселениях ранней бронзы доля костей диких животных (косули, марала, северного оленя, анкара, кабана, бобра, зайца-беляка, лисицы) 3,6%, в поздней бронзе до 4% (Трушниково) , а Северного до 1% (Алексеевское) .

II. 2. б Скотоводство

Переход к одомашниванию диких животных был закономерным этапом развития человеческого общества. Прирученные и выращенные животные обеспечивали запас пищи на случай неудачной охоты, особенно в зимний период. Одомашнивание диких животных началось еще в эпоху неолита. На стоянках неолита, Северного Приаралья, западных, центральных и восточных районов Казахстана наряду с костями диких животных обнаружены кости домашней коровы, лошади, овцы и, вероятно козы. В следующую за неолитом эпоху бронзы численность домашних животных увеличилась, возрос и видовой состав стада.

Эпоха бронзы - время непрерывного развития скотоводства. как формы хозяйства.

Костный материал, собранный на поселениях раннего этапа эпохи бронзы, позволяет говорить, что основным занятием человека на территории Казахстана в это время было придомное пастушеское скотоводство. В стаде преобладал крупный рогатый скот, для выпаса которого использовали пойменные луга. овец и лошадей было мало.

Ежегодный приплод и старые животные предназначались для заготовки мяса на зиму, а часть молодняка оставалась в стаде.

Придомное пастушеское скотоводство постепенно перерастало в яйложное. При яйложном скотоводстве пастухи со скотом делали небольшие перекочевки с одного пастбища на другое. В составе стада увеличивалась доля мелкого рогатого скота (овцы, козы) и лошадей.

На Атасуском поселении, например, основная масса костей принадлежит лошади. В период развитой бронзы коня использовали не только в качестве тягловой силы, но и для верховой езды. Доказывают это находки костяных псалий для мягких удил на поселениях в Степняке, Айдабуле, Тасты-Булаке. Использование коня как средства передвижения увеличивало возможности освоение степных и высокогорных пастбищ. В степях Центрального Казахстана происходило одомашнивание дикого верблюда. При раскопках одной из оград Аксу-Аюлы II обнаружен костяк верблюженка, отдельные кости верблюда найдены и на Алексеевском поселении.

II. 3. Горное дело, металлургия.

Наряду со скотоводством и земледелием важную роль в развитии производственных сил человеческого общества в эпоху бронзы сыграли добыча различных руд, обработка камня и кости.

На территории Казахстана с давних времен были известны богатые месторождения меди, олова и золота. Многочисленые древние разработки меди (Джесказган, Зыряновск, Карчига, Джалтыр, Ашилы, Уро-Тобе, Кушикбай) , олова (горы Атасу, Калбынский и Нарымский хребты) и золота (Степняк, Казанчукур, Баладжал, Акджал, Дайбай, Майкопчегай, Акабек) свидетельствуют о том, что эта территория являлась одним из центров древней металлургии. Геологические изыскания показывают что добыча и плавка медных окисленных руд в древности достигала огромных размеров. Самые скромные подсчеты говорят, что в районе Джесказгана объем выплавленной меди составил примерно 100 тыс. т., отвалы же древних выработок Имантауского месторождения выражается в 48 тыс. т. медной руды. размеры горных выработок и объем вынутой руды говорят о том, что месторождение меди, олова и золота эксплуатировались на протяжении многих веков.

Разрабатывали только окисленную руду (малахит, лазурит, касситерит) с богатым содержанием меди и олова. Выработки направлялись только по рудоносным жилам, оставляя нетронутым пустую породу. Рыхлые руды добывали простым "кайлованием" отбойниками и топорами, изготовленными из вязких третичных пород и кварцитов. В плотных рудах, не поддающихся кайлованию, употреблялся способ огневой проходки. На поверхности жилы или в глубине перед забоем разводили костер, и когда порода раскаливалась, ее поливали водой. Каменными кирками, кайлами разрыхленную породу откалывали и деревянными лопатами насыпали в кожаные мешки, затем поднимали на поверхность земли. Шахты нередко обваливались и засыпали рудокопов. Об этом говорят находки в копях человеческих скелетов с еще уцелевшими при них кожаными мешками, наполненными рудой.

На поверхности земли, в стороне от места выработки, обычно у протоков весенних вод или специальных ям водосборов, руду дробили каменными молотками и рудодробилками, затем промывали. Вода была необходима для "мокрого" обогащения - первичного отделения руды от породы. Мелкодробленую руду сгребали деревянными лопатами или лопаткой крупного животного и в кожаных мешках уносили на поселение, на место плавки.

На местах добычи и дробления руды найдено множество металлических6 каменных и костяных орудий горного дела: бронзовые четырехгранные кирки, каменные орудия массивные кайла, кирки, молоты, клинья, песты для растирания руды, ступы, а также орудия из кости и дерева - молоты из рога марала, клин из рога сайги, лопатки животного. Для плавки устраивались плавильные печи типа горна, следы которых найдены в Милыкудуке, Джесказгане, при впадении р. Шульбы в Иртыш, у аула Канай. Вблизи поселения аула Канай, в обрыве оврага, собрано много медного шлака, перемешанного с углем. Для плавки руды использовался древесный уголь, в качестве флюса - кварц, охра.

Медную и оловянную руду плавили отдельно, а позднее, уже при отливке того или иного предмета, добавляли необходимое количество олова в медь. Об этом свидетельствуют находки Г. Н. Щербы в нижней части участка Сая-Су шлаков плавок с шариками металлического олова.

Остатки литейных мастерских зафиксированы на поселениях Мало-Красноярска, Алексеевское, Новоникольское, Петровка II. Здесь в каменных и глиняных литейных формах разнообразной конструкции отливалось большинство орудий хозяйственного и бытового назначения: серпы вислообушные топоры, кинжалы и ножи, наконечники копий и стрел. Украшения большей частью изготовлялись посредством ковки, чеканки, теснения.

Богатство недр Казахстана месторождениями олова и меди, а также широкое их использование в эпоху бронзы привело к замене большей части каменных орудий и оружия бронзовыми.

В горном деле сохранилась роль каменных орудий (молоты, клинья, кайлы) , хотя и здесь стали уже появляться бронзовые кирки, молоты. В основном камень теперь шел на выделку тех орудий и изделий, которые и в последующие исторические эпохи изготовляли из камня: зернотерки, куранты, ступы, песты, терки, грузила, краскотерки.

Наряду с металлическими и каменными орудиями в быту употреблялись и костяные предметы, предварительно кость распаривали в кипящей воде в глиняных сосудах - карчагах, после чего она становилась гибкой, мягкой, обезжиренной и легко поддавалась обработке. Высохнув, кость вновь приобретала присущие ей свойства: твердость, упругость.

Заключение II Древнее скотоводство было экстенсивным. Освоение и расширение площади пастбищ, выведение и выращивание таких видов животных, как лошадь, овца, выносливых и способных к теневке (добывать зимой корм из-под снега и переходить на большие расстояния) , привело к увеличению стада. На позднем этапе эпохи бронзы, в степных районах Казахстана скотоводство становится основной отраслью хозяйства и принимают формы, близкие к кочевому скотоводству. Переход к продуктивному скотоводству был прогрессивным явлением. Как новое "средство труда", как орудие производства скот давал пастушеским племенам большие преимущества в производстве материальных благ. увеличились запасы мясомолочных продуктов, появились новые виды их (сыр, творог) , расширились домашние промыслы (изготовление кожаных и шерстяных изделий) Земледелие по своему характеру оставалось примитивным и играло подсобную роль по сравнению со скотоводством, но оно служило важным источником получения продуктов питания.

Материал, характеризующий стадии развития культуры эпохи бронзы во всех районах ее распространения на территории Казахстана, свидетельствует об изменении типа хозяйства: племена эпохи бронзы переходили от придомного пастушеского к яйложному, а затем и кочевому скотоводству.

Самые разнообразные предметы из различного материала (металла, камня, кости, ракушек) свидетельствуют о том, что племена эпохи бронзы на территории Казахстана достигли высокого мастерства в изготовлении орудий труда, оружия, украшений, предметов быта, они хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования и полирования, умели наносить орнамент на издании из твердого материала.

III. Верование и культ.

III. 1. Культ предков

У племен эпохи бронзы широко были распространены культ предков и вера в загробную жизнь. Они старались умилостивить дух предка, надеясь на его покровительство, помощь, защиту. Поэтому племена эпохи бронзы стремились как можно лучше снабдить покойника пищей, одеждой, орудиями труда, украшениями, необходимыми в загробной жизни. Ему сооружали могилу, которая имитировала жилье, спустя некоторое время к ней приносили дополнительную пищу, зарывая ее около ящика.

В то время появились различные ограждения, ограды, которые нельзя перейти. Скотоводы-земледельцы сооружали их сначала для скота и для защиты посевов от диких и домашних животных, а затем на могиле умершего, чтобы преградить покойнику выход из могилы.

В эпоху бронзы возникает ритуал жертвоприношения. Специальные жертвенные места располагались около поселений. Они представляют собой круг из камней или земляной холмик. При раскопке ритуальных мест выявлены остатки обуглившегося зерна, зернотерки, кости животных, зольные пятна, обломки сосудов, пестов.

В погребениях разных периодов эпохи бронзы встречены зубы хищных животных (волка, лисицы) , домашних (собаки, лошади) , которые являлись не только украшениями, им, видимо, придавали какой-то магический смысл, считали амулетами, "оберегами", которые охраняли человека от злых духов и передавали часть своей силы самому человеку.

III. 2. Культ космогонических сил Жизнь и благосостояние племен эпохи бронзы всецело зависит от природы, и человек одухотворил ее силы. Это было, прежде всего, солнце, огонь, животный и растительный мир. Солнце и огонь посылают тепло - все это связывается с добрыми, могущественными духами. Символы солнечного божества можно видеть на украшениях бляшках - нашивках с орнаментом в виде лучей, отходивших от центра во все стороны.

В эпоху бронзы широко применялся обряд захоронения, когда труп посыпали красной охрой или опускали кусок красной охры в могилу. Красный цвет означал огонь и наряду с солнцем имел магическую силу, способность защищать от злых духов. Одновременно красная краска являлась символом крови, которая также наделялась сверхъестественной силой.

На позднем этапе эпохи бронзы с развитием новой формы хозяйства - кочевого скотоводства - вместе с культом солнца появилось поклонение луне и звездам, по которым кочевники ориентировались во время ночных перекочевок.

III. 5. Культ огня

У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чем говорит широко распространенный в эту эпоху обряд трупосожжения. Остатки сожженных костей встречены в захоронениях древних людей, очищая тело от скверны и охраняя умерших от злых духов.

Заключение III.

В эпоху поздней бронзы, т.е. в период разложения первобытнообщинного строя, когда появилось имущественное неравенство, у многих племен возник обычай наложения запрета "табу" - на скот и орудия производства, присвоенные вождями племен, родов или богатыми семьями.

Развитие человеческого мышления привело к усложнению его представлений о себе и природе, к возникновению религиозного мировоззрения.

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Владислав Иноземцев Несовременная страна. Россия в мире XXI века
Несовременная страна. Россия в мире XXI века
Цитата

Сегодня, пожалуй, не найдется человека, который не согласится с тем, что с Россией что-то «не так». И речь не о том, хорошо это или нет, — кому-то кажется, что мы совершенно зря отклоняемся от пути развития «цивилизованных» стран, а кто-то считает, что именно наше общество остается образцом, на который стоит равняться остальным, — а о том, что ощущение диссонанса становится все отчетливее.

О чем книга
Россия — страна, безусловно, особенная, как это любят подчеркивать кремлевские идеологи, однако сложно найти хотя бы одну сферу, в которой такая особость указывала бы на прогрессивный характер и выгодно отличала ее от остальных государств. История последних полутора десятилетий — от пугающей своими темпами деиндустриализации до попыток воссоздать советскую империю через ренессанс идеологии и религиозного мировоззрения — все четче указывает на то, что Россия осознанно разворачивается от современности к архаике. Что должно случиться для того, чтобы страна предпочла модернизационный путь, сказать сложно, но необычайно важно создать систематическую картину общества, в котором мы живем, и мира, в который это общество встроено. Поэтому эта книга — попытка оценить, с какого рубежа стране придется начинать, если она все же попытается вписаться в современный мир, а также отчасти предупреждение о том, чего мы все можем лишиться, если ничего сейчас не предпримем.

Почему книга достойна прочтения:
• Это удивительно подробное и точное исследование сегодняшней России: Владислав Иноземцев рассказывает о месте, которое наша страна занимает в мире, истоках наших проблем и возможных направлениях дальнейшего движения.
• Вы узнаете, что проблемы, с которыми, казалось бы, страна столкнулась только сейчас, на самом деле преследовали Россию на протяжении всей ее истории, именно поэтому справиться с ними настолько сложно.
• Книга вошла в лонг-лист премии «Просветитель».

Кто автор
Владислав Иноземцев — российский экономист, политолог, издатель и переводчик, автор и редактор 18 книг, издававшихся в России, США, Великобритании, Франции и Китае. Основатель и директор Центра исследований постиндустриального общества (с 1996 г.), главный редактор журнала «Свободная мысль» (2003–2011), профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (2012–2014) и Высшей школы экономики (2014–2015), приглашенный исследователь Института проблем человека (Вена), Центра стратегических и международных исследований, Атлантического Совета и Университета им. Джонса Гопкинса (Вашингтон) и Германского Совета по внешней политике (Берлин). Лауреат премии «Политпросвет» за 2015 г.

Отзывы
Почему мы такие? Особый путь или отставание? Что есть экономическое богатство для политической элиты? А для общества? Интересный взгляд для тех, кого интересует судьба России.
Михаил Ходорковский

Иноземцев — один из лучших и самых читаемых авторов проекта «Сноб». Он умеет ярко и доходчиво объяснять самые сложные вещи, совмещая анализ с интуитивным прозрением. Все эти качества делают его уникальным публицистом — возможно, поэтому его статьи и книги перепечатываются по всему миру.
Станислав Кучер, журналист, писатель, главный редактор проекта «Сноб» 

Трезвая и подробная, умная и горькая книга о проблемах, с которыми столкнулась Россия в XXI веке. На эти вызовы мы должны ответить быстро и сообща, всей страной, иначе через десяток лет нам придется действовать поодиночке, что гораздо труднее.
Денис Драгунский, писатель и журналист

Веками Россия оглядывает себя словно в кривых зеркалах. Что-то лишнее и даже вредное выпирает на первый план. Но книга Владислава Иноземцева помещает нас перед прямым и чистым зеркалом, выводит нас из «комнаты смеха» (хотя скорее — слёз) в реальный мир.
Владимир Рыжков, профессор НИУ-ВШЭ, первый заместитель председателя Государственной Думы России в 1997–1999 гг. 

Потрясающая книга! Невозможно оторваться! Глубина анализа, страстность и вместе с тем ясность изложения, острота мысли — всё есть в этой книге о России. Рекомендую читать
всем!
Дмитрий Зимин, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель» 

Владислав Иноземцев, проницательный исследователь современной России, сделал четкий и убедительный «фотоснимок» своей страны. В России, управляемой Владимиром Путиным, по мнению автора, нет места оппозиции — тут можно встретить только современных диссидентов. Оптимизм, однако, порождает сам интеллектуальный формат авторского поиска: пока в России есть такие исследователи, не стоит терять надежды.
Адам Михник, один из руководителей движения «Солидарность», основатель Gazeta Wyborcza (Польша) 

В книге аккумулирован огромный исходный материал. Отсюда — тщательный и убедительный анализ целого ряда сторон нынешней действительности. При этом предпринятая серьезная попытка системно обрисовать общество, в котором мы живем, чужда равнодушному академизму — в острой публицистике автора постоянно звучит тревога за будущее России.
Анатолий Адамишин, Чрезвычайный и Полномочный Посол, бывший первый заместитель министра иностранных дел СССР

В России изуродованная идея Государства. Государство здесь и есть страна. Поэтому так долго не возникает естественного диалога между властью и обществом, которое до сих пор не может сформулировать свой запрос к государству, чтобы жить с ним на равных. Книга Владислава Иноземцева — один из актуальных блоков того знания, которое необходимо для понимания сегодняшней России и для ее выхода из утомительной несовременности.
Елена Немировская, основатель и руководитель Московской школы гражданского просвещения, офицер Ордена Британской империи

Профессиональная репутация Владислава Иноземцева не нуждается в комментариях. Это один из наиболее ярких социальных мыслителей и глубоких аналитиков современной России, каждый текст которого вызывает всегда повышенный интерес у подготовленного читателя. Эрудированность автора делает его новую книгу интеллектуальным бестселлером для тех читателей, которые хотят понять, почему Россия идет туда, куда она идет.
Игорь Минтусов,основатель и председатель совета директоров Агентства стратегических коммуникаций «Никколо-М»
...

Цена:
569 руб

Л. И. Бердников Дерзкая империя. Нравы, одежда и быт Петровской эпохи
Дерзкая империя. Нравы, одежда и быт Петровской эпохи
ХVIII век - самый загадочный и увлекательный период в истории России. Он раскрывает перед нами любопытнейшие и часто неожиданные страницы той славной эпохи, когда стираются грани между спектаклем и самой жизнью, когда все превращается в большой костюмированный бал с его интригами и дворцовыми тайнами.
Прослеживаются судьбы целой плеяды героев былых времен, с именами громкими и совершенно забытыми ныне. При этом даже знакомые персонажи - Петр I, Франц Лефорт, Александр Меншиков, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Иван Шувалов, Павел I - показаны как дерзкие законодатели новой моды и новой формы поведения.
Петр Великий пытался ввести европейский образ жизни на русской земле. Но приживался он трудно: все выглядело подчас смешно и нелепо. Курьезные свадебные кортежи, которые везли молодую пару на верную смерть в ледяной дом, празднества, обставленные на шутовской манер, - все это отдавало варварством и жестокостью. Почему так происходило, читайте в книге историка и культуролога Льва Бердникова.

...

Цена:
589 руб

Виктор Сонькин Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу
Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу
Эта книга возникла на стыке двух главных увлечений автора - античности и путешествий. Ее можно читать как путеводитель, а можно - как рассказ об одном из главных мест на земле. Автор стремился следовать по стопам просвещенных дилетантов, влюбленных в Вечный город, - Гёте, Байрона, Гоголя, Диккенса, Марка Твена, Павла Муратова, Петра Вайля. Столица всевластных пап, жемчужина Ренессанса и барокко, город Микеланджело и Бернини будет просвечивать почти сквозь каждую страницу, но основное содержание книги "Здесь был Рим" - это рассказ о древних временах, о городе Ромула, Цезаря и Нерона....

Цена:
561 руб

Юрий Жуков Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг.
Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг.
Как Сталин ещё в 1920-м году пытался предотвратить распад СССР, случившийся в 1991-м, и кто ему в этом помешал? Зачем и каким образом захватывал руководство в партии большевиков? Почему именно Сталин, а не Троцкий, Зиновьев или Бухарин вышел победителем из схватки за лидерство в партии? К чему он стремился, чего добивался всю жизнь? Только ли бесконтрольной власти? Скрывал ли он свои замыслы, цели или же действовал открыто? Как шла аппаратная борьба внутри команды самого Сталина? В чём состояла истинная подоплёка "сталинских репрессий"? Какие реформы в СССР он пытался проводить - успешно и безуспешно? Почему важнейшие материалы о деятельности Иосифа Сталина, раскрытые в перестроечные годы, были в 1996 году вновь засекречены? Мог ли Сталин быть единственным и полновластным творцом советской истории на всём отрезке с 1922 по 1953 год? Кому выгодна мифологизация фигуры Сталина? Возможно ли сегодня создание его исчерпывающей политической биографии? Историк Юрий Жуков пытается уйти от всех предвзятых точек зрения, от всех мифов - как положительных, так и отрицательных - и показывает нам иного Сталина - живого человека со своими интересами, страстями, сомнениями, недостатками и заслугами....

Цена:
539 руб

Борис Колоницкий Революция 1917 года
Революция 1917 года
Лекции историка Бориса Колоницкого, воспоминания очевидцев, лучшие исследования эпохи, детские рисунки и обзор главных событий 1917 года. Почему Николай II к февралю 1917 года остался без поддержки. Как начались события февраля 1917 года и были ли они спланированы. Как гвардейцы оказались среди восставших и как события в Петрограде привели к отречению Николая II. Какой конфликт предопределил развитие России в XX веке. Борис Колоницкий. Доктор исторических наук. Специалист по истории революции 1917 года, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Автор книг "Трагическая эротика": Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны" (2010), "Погоны и борьба за власть в 1917 году" (2001), "Interpreting the Russian Revolution: The Language and Symbols of 1917" (в соавторстве с Орландо Файджесом, 1999)....

Цена:
572 руб

 Кембриджская история древнего мира. Том 3, часть 3. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э. The Cambridge Ancient History: Volume 3: Part 3: The Expansion of the Greek World, Eighth to Sixth Centuries B. C.
Кембриджская история древнего мира. Том 3, часть 3. Расширение греческого мира. VIII-VI века до н. э.
Второе, исправленное и дополненное издание русского перевода третьей части третьего тома «Кембриджской истории древнего мира» - самого авторитетного из всех существующих на сегодняшний день комплексных многотомных трудов, рассматривающих в единстве конкретную историю стран древнего Востока, греческих полисов и римского Средиземноморья.
Первое издание КИДМ, насчитывающее двенадцать томов, было осуществлено в 1924-1936 гг. Новое издание, начатое в 1970 г. и законченное в 2001-м, состоит уже из четырнадцати томов, отдельные из которых распадаются на две или более части (в целом второе издание КИДМ в ее оригинальном, английском, варианте включает 19 книг).
В данной книге исследуются факторы, связанные с новым экономическим успехом и ростом молодых городов-государств в промежуток с VIII по VI в. до н. э. Это была эпоха широкой экспансии и великой колонизации. Греческие полисы утвердились тогда на огромном пространстве - от Западного Средиземноморья до берегов Черного моря. В книге описываются плодотворные контакты Эллады с Ближним Востоком и Египтом, говорится о значении западной Греции и Эгейских островов в торговом обмене и в географических открытиях, выясняются особые черты социумов, складывавшихся в процессе колонизации. В то время как сообщества, находившиеся вне основного направления экспансии и торговой активности, сохраняли свои древние учреждения, те общины, что были в центре этого движения, изменяли собственные институты очень быстро; добавим к этому, что рассматриваемый период был временем непрерывных вооруженных конфликтов в материковой Греции. В книге показано, как в результате реформ Солона и Писистрата Афины превратились в одно из ведущих греческих государств. Заканчивается данный том главами, в которых дана характеристика социальной, экономической и материальной истории Греции в архаическую эпоху....

Цена:
1700 руб

Уильям Ширер Взлет и падение Третьего Рейха The Rise and Fall of Third Reich
Взлет и падение Третьего Рейха
Эту книгу "Нью-Йорк таймс" назвала "одной из важнейших работ в области новейшей истории".
Эту книгу удостоили Национальной книжной премии, перевели практически на все языки, переиздавали уже более 30 раз - и она по-прежнему находит тысячи и тысячи новых читателей во всем мире.
Что придает работе Уильяма Ширера такую ценность? Почему многие ученые считают ее "лучшим, что было написано о нацизме в Германии"?
Автор не просто констатирует факты и описывает события, он подробно и объективно анализирует истоки появления национал-социализма.
Ход германской истории и особенности немецкого национального менталитета, широкое распространение теории об "особом пути" Германии, политический и экономический тупик, в котором страна оказалась после Версальского договора, идеологические корни национал-социализма и даже подробности биографии Гитлера - все это Уильям Ширер сводит воедино и изучает в совокупности взаимовлияний....

Цена:
867 руб

М. В. Нащокина Московский модерн
Московский модерн
Книга посвящена яркому феномену в культурной истории столицы - архитектуре московского модерна. Особое внимание уделяется философско-эстетическим предпосылкам нового стиля, а также влияниям его западноевропейских вариантов на становление и развитие модерна в России и в Москве. Самостоятельную ценность представляет собой каталог, включающий около 130 наиболее интересных и значительных московских зданий периода модерна.
При подготовке настоящего издания текст вновь уточнен и дополнен автором. Значительно обновлен иллюстративный материал.

Издание адресовано архитекторам, историкам архитектуры, искусствоведам, учащимся и преподавателям художественных учебных заведений, всем интересующимся архитектурной историей России и Москвы конца XIX - начала XX века....

Цена:
2450 руб

Якоб Шпренгер, Генрих Крамер Молот ведьм
Молот ведьм
Этот любопытный исторический документ был составлен доминиканскими монахами Якобом Шпренгером и Генрихом Крамером в качестве пособия для коллег по инквизиционному цеху. Как распознать и выследить ведьму, как проводить "допросы третьей степени" и вести делопроизводство - со ссылками на авторитетные источники от Аристотеля до Иоанна Златоуста и более чем занятными случаями из практики. Знаменитый трактат XV века по демонологии сегодня читается легко и с интересом....

Цена:
153 руб

С. О. Гусев Каталог монет Императорской России 1682-1917. Выпуск 2
Каталог монет Императорской России 1682-1917. Выпуск 2
- 1900 цветных изображений монет и разновидностей - 192 страницы полезной информации - включены монеты "чешуйки" - Цены на монеты в рублях - Удобная навигация по каталогу, за счет горизонтальных и вертикальных плашек на всех страницах - Цель каталога: сделать идентификацию монеты доступной для любого человека - Ламинированая обложка с повышенной износостойкостью - Формат чуть меньше А5, для удобного ношения в кармане - Самый доступный по цене....

Цена:
374 руб

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования