Исторические факты, зарубежная и отечественная история.

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы

СОДЕРЖАНИЕ

1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

1.1. Корни древнерусской иконописи

1.2. Причины забвения русской иконы

1.3. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней

2. ЯЗЫК ИКОН

2.1. Сюжеты древнерусской живописи

2.2. Образы Спаса

2.3. Образы Богородицы

Список литературы

 

1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

1.1. Корни древнерусской иконописи

Огромен сейчас интерес к  древнерусской  живописи  в  нашей стране,   и  не менее огромны трудности ее восприятия у тех,   кто обращается к ней сегодня.   Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека,   причина их гораздо шире:   она в драматической  судьбе  самого древнерусского искусства,   в драмах нашей истории.

     Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего  "образ",   "изображение")   возникла  до зарождения древнерусской культуры и  получило  широкое  распространение  во всех православных странах.   Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской  Церкви  в  тот  период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой.   Что особенно важно и что явилось для  русского  церковного искусства сильным внутренним побуждением,   это то, что Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения  духовной  жизни  в самой Византии,   эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито,   как в  Византии.   И  в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства,   непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань.   Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру.   Все это способствовало  тому, что  сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.   Новообращенный народ оказался  способным воспринять  византийское наследие,   которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого  результата,   как  на Руси.

     С глубокой древности слово "Икона"  употребляется  для  отдельных  изображений,   как правило, написанных на доске.   Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными,   поэтому не только мозаике,   но и фреске (живописи по свежей  сырой  штукатурке)   не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

     Своей декоративностью,   удобством  размещения в храме,   яркостью и прочностью своих красок  иконы,   написанные  на  досках (сосновых и липовых,   покрытых алебастровым грунтом левкасом) , как нельзя лучше  подходили  для  убранства  русских  деревянных церквей.

     Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой  же  классической  формой изобразительного искусства,   как в Египте - рельеф, в Элладе скульптура, а в Византии - мозаика.

     Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль,   чем  живопись современная,   и этой ролью был определен ее характер.   Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала  представление  о том,   что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение.   Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего это Священное Писание,   Библия ("Библия" по-гречески - книги) - книги,   созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

     Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова,   к глубине того вероучения,   которое он исповедовал.   Искусство византийского, православного мира - всех стран,   входящих  в  сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии,   - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную  совокупность  приемов,   создав  невиданную  ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила  необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

     В течение  долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в  образы,   духовные  истины христианства.   Именно  в  глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира,   в том числе и живопись Древней Руси,   созданные ею фрески,   мозаики,   миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

1.2. Причины забвения русской иконы

       Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение.   Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя,   оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах,   пережив татаро-монгольское нашествие, по существу  выстояла  одна  Русь.   После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.

     Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру,   в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре  1.

Реформы Петра,   повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси.   Русская живопись после  петровских  реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западно-европейских принципах.   И хотя чисто религиозное  уважение сохранялось в европеизированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства.

Постепенно вся эта живопись,   как и  вся  допетровская  старина, предавалась  забвению.   Древняя  художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь  в  крестьянском  иконописании, центрами  которого  были  несколько  "иконописных"  сел - Палех, Мстера и Холуй.

     Но, к счастью,   это забвение древних национальных корней не было в России окончательным.   Через сто лет после петровских реформ к нем обратилась новая,   созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция.

1.3. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней 

     Интерес к  древнерусской  культуре  вызвал обращение и к ее живописи.   Уже в "Истории государства российского" Карамзин упоминает о древнерусских художниках,   приводит сведения об их произведениях.   Они становятся предметом изучения для историков, но подлинное открытие иконописных сокровищ произошло позже.   Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели.   Потемнели, покрылись пылью и копотью, уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики,   и  в  буквальном  смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме,   но и в  каждом  доме.   Причина этой  невидимости икон - в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось на грунт темперой, т.е. минеральными красками.   А  сверху изображение покрывалось слоем олифы.   Олифа хорошо проявляет цвет и,   что еще важнее прекрасно  предохраняет икону  от  повреждений.   Но олифа обладает свойством со временем темнеть,   и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала,   находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы,   т.е. способы "расчистки" древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться,   а "поновляться", т.е. поверх  потемневшей  олифы писалось новое изображение.   Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений  -  первоначальная  живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей,   каждый из которых был  покрыт  олифой.

Таким  образом, в начале XIX века,   к тому моменту,   когда возник интерес к допетровской культуре,   потемнели уже и иконы XVII века.   На  всех  древних  иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений,   проступающие сквозь потемневшую, закопченную олифу.

     Среди образованных людей находились немногие,   особо чуткие к  искусству люди,   сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу.   Так  в  1840  году  историк Иванчин-Писарев,   посеявший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно потемневшей "Троице" Андрея Рублева  ценнейший памятник искусств.

     До середины XIX века общим  оставалось  представление,   что "художества  водворены  у  нас в отечестве Петром I".   Только во второй половине столетия такой представление было  разрушено.   В это  важную  роль  сыграла русская историческая наука.   Особенно значительны были успехи, сделанные ею в изучении древней словесности, древней литературы. Во многом именно благодаря этому ученые того времени обратили внимание на древнюю иконопись, теснейшим образом связанную со словом, с литературой, и сумели оценить точное и глубокое  соответствие  икон  литературному  источнику.

Признание  за  древней живописью художественного значения,   рост интереса к ней вызвали обращение широких кругов образованных людей к той народной среде, где эта живопись, как и вся допетровская старина, еще продолжала жить. Для иконописи, прежде всего, такой средой была среда старообрядческая, среда раскольников, т.е. крестьян и купцов,   предки которых в середине XVII века отклонились от православной Церкви,   не приняв некоторых предпринятых в то время нововведений.   Старообрядцы берегли древнюю икону,   как свободную  от этих нововведений,   не испорченную ими,   высоко ее чтили и сохранили своеобразное понимание ее красоты.   Общение со старообрядцами  давало поэтому возможность познакомиться с большим числом принадлежащих им, собранных ими икон, что уже само по себе было важно,   так как расширяло представления о древней иконописи.   Но что еще важнее - у старообрядце  учились  ценить  ту "тонкость древнего письма",   которую они сами ценили в собранных ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.

     На исходе XIX века  в  России  складываются  многочисленные коллекции.   Самые знаменитые из них - коллекции А. В.   Морозов а, И. С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый Третьяков и,   понимая художественное значение собранной им коллекции икон,   он завещает ее своей картиной (Третьяковской) галерее.

     Естественно, что и у владельцев иконных собраний, и у людей близких к ним возникло желание увидеть то, что находится под почерневшей олифой,   увидеть собранную ими древнюю живопись в настоящем виде.   В начала XX века были предприняты расчистки  икон.

Инициатором этих расчисток являлся И. С. Остроухов, бывший к тому времени не только владельцем собственного иконного собрания,   но и попечителем Третьяковской галереи. Благодяря его знаниям, опыту нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная технологию иконы,   вспомнив дедовские приемы,   они справились  с поставленной  задачей,   убрали  с поверхности икон и потемневшую олифу и поздние записи открыли  первоначальную  древнюю  живопись.   С этого момента началось настоящее открытие древнерусской иконописи.   В результате расчисток,   или реставрации, как мы теперь говорим, иконы представали так ново и неожиданно, что удивляло даже специалистов. В прах разлетелся миф о "черных иконах".

     Вслед за  первыми расчистками последовало множество других: и в частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, начали расчищать и раскрывать древние фрески.

     Открытие древнерусской живописи в начале XX века, признание ее художественного значения возрождало и понимание ее подлинного духовного смысла.   Но на дальнейших судьбах и самого древнерусского искусства, и его постижения сказались великие и грозные исторические события начала XX века, свершившиеся в стране, преобразования в результате Октябрьских событий 1917 года.   Признание атеизма в качестве государственного мировоззрения привело к  гонению на христианское слово,   к почти полному изъятию его из народного обихода,   надолго сделала невозможным изучение духовного смысла древней иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведениям древнерусского искусства.   Были закрыты тысячи храмов, многое  из  принадлежавшего им,   в том числе и древние иконы,   было уничтожено.

     Однако признание  иконописи  искусством,   составной  частью культуры сыграло свою положительную роль:   для икон открыли свои двери музеи,   куда поступали древние иконы, собранные коллекционерами и иконы из закрываемых храмов.   С послевоенных лет, когда начал  возрождаться  интерес к национальной культуре,   икона как явление этой культуры начала возвращаться в музейные экспозиции: сначала очень робко,   а в 60 - 80-е годы уже достаточно широко и открыто.   Происходящие сейчас в нашем обществе процессы уже привели к тому, что древняя икона возвращается и в храмы.

2. ЯЗЫК ИКОН

2.1. Сюжеты древнерусской живописи   

    Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства становиться предметом изучения и исследования специалистов. Но народ, все мы, к кому вернулась древняя икона, оказались теперь в двойной изоляции от своей расчищенной, сохраненной, сияющей красками живописи. Если Людям начала XX века был нов художественный мир иконы,   то лежащее в ее основе слово,   Евангелие, Библия,   вся христианская традиция были им хорошо известны.   Мы, также как и они, привыкли с детства е европейской живописи (потому  что  европейской  по типу является и русская живопись XVIII-XIX веков) ,   и нам тоже труден  и  непривычен  художественный язык иконописи. Но, кроме того, нам - нам в широком смысле слова - плохо известно Священное Писание,   неведомы жития святых, церковные песнопения,   закрыто и то "слово", которое лежит в основе древнерусской живописи. Начавшееся возвращение к нему идет труд                             12 но и медленно.

     Рассматривая иконы мы часто задаем вопросы: "Кто изображен?

Что  изображено? ",   а потом - "Почему так изображено? ".   Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно важные и нужные.

     Без ответа на них невозможно  самое  первое  приближение  к древнерусской  иконописи,   невозможно приобщение к тому открытию иконы после столетий забвения, которое принес наш век.

     Рассмотрим наиболее  часто встречающиеся композиции русских икон.

2.2. Образы Спаса    

   Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа,   Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о  нем христианской  религии.   Она учит,   что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий,   принесший спасение  человеческому роду.

     Традиционно расположены  на  любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC обозначение словом его личности, сокращенное  обозначение  его  имени  -  Иисус  Христос  ("Христос" по-гречески - помазанник,   посланник Божий) .   Также  традиционно окружает головы Спаса нимб круг,   чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него  света,   света  вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в намять о принесенной им за людей крестной жертве всегда  расчерчен крестом.

     В древности в византийском искусстве сложились чисто  художественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении времени развивались, что позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его  личности.

Стремление  к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусских художников.   Наоборот они стремились как можно полнее сохранить то,   что было сделано их предшественниками. Древние изображения Спаса повторялись художниками многих  последующих  поколений.   В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные характерные черты избранного образца.

     Нерукотворный образ,   или иначе Спас Нерукотворный,   - важнейший образец,   которому следовали мастера во все времена, пока существовало  древнерусское  искусство.   Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку.

     Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный  в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.

     Очень важным  и  распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название "Спас  Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе  Христе.   "Спас  Вседержитель"  -  это  поясное  изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения -  и  с  правой рукой,   деснице,   поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя.   Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

     До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя  в куполе одного из древнейших храмов собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг) .

     Многочисленны были  и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная  в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым.   Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде "Звенигородским Спасом".

     С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, -  с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении десницей - изображался Иисус Христос  и  в  распространенных  композициях "Спас  на  престоле".   На его царственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне) .   В этих изображениях  особо ясно выступало то,   что Владыка мира является и его судией,   так как "воссев на престол",   Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.

2.3. Образы Богородицы     

  Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по  своему смыслу и значению,   по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии,   от которой воплотился,   вочеловечился Спаситель,   образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что, став Владычецей мира,   стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту,   ее сердце, "пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

     Предание гласило,   что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни,   что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и икона "Богоматерь Владимирская",   которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена  в  начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь) .   Имя "Владимирская" она получила на Руси:   ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северовосточные земли,   князь Андрей Боголюбский.   И здесь,   в  городе Владимире икона обрела свою славу.   В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с  младенцем  на  руках,   который нежно прижимается к ее щеке.

     Изображение Марии и младенца в позах взаимного  ласкания  по-русски  обозначалось  как "Умиление".   Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей.   Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в  его лике,   в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.

     Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому,   что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.

"Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон,   в битву на Куликовом поле,   Где одержана была великая победа над татарами.

     Кроме изображений типа "Умиление",   многочисленными и любимыми  были изображения Богоматери с младенцем на руках,   которые назывались "Одигитрия",   что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия",   Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления,   обращенном к сыну.   Иногда "Богоматерь Одигитрию",   называют "Богоматерь Смоленская".   Дело в том,   что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.

     Существует еще  несколько различных по композиции изображений Богородицы.   К ним относятся: "Богоматерь Казанская", "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся) ", "Богоматерь Знамение".

     Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сюжетных групп:   иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла,   Козьмы и Демьяна и многих других.   Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.

     Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому  слову,   к задачам, опирающейся на него живописи,   эти сюжеты стали на Руси основой самобытного,   уникального в мировой культуре  явления  древнерусской иконописи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., Изобразительное искусство, 1978.

     Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М., Просвещение, 1993.

     Володарский Н. И.   По залам  Третьяковской  галереи.   -  М., Изобразительное искусство, 1970.

     Иванов А. П.   Духовные основы церковного искусства. - Журнал московской патриархии N5 1989, с. 67.

     Любимов Л. Д.   Искусство древней Руси.   -  М.,   Просвещение, 1974.

     Успенский А. А.   Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987, с. 73.

     Ямщиков М. С.   Сокровища Суздаля.   - М.   Изобразительное искусство, 1970.

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Борис Акунин История Российского Государства. Между Европой и Азией. Семнадцатый век
История Российского Государства. Между Европой и Азией. Семнадцатый век
Продолжение масштабного проекта Бориса Акунина!

История Отечества в фактах и человеческих судьбах!
Уникальный формат: мегатекст состоит из параллельных текстов: история России в восьми томах + исторические авантюрные повести.
Суммарный тираж изданных за два года книг проекта - более 600 000 экземпляров!
Тома серии богаты иллюстрациями: цветные по мелованной бумаге в исторических томах, стильная графика - в художественных!

"Проект будет моей основной работой в течение десяти лет. Речь идет о чрезвычайно нахальной затее, потому что у нас в стране есть только один пример беллетриста, написавшего историю Отечества, - Карамзин. Пока только ему удалось заинтересовать историей обыкновенных людей".
                                                                                                         Борис Акунин

Семнадцатый век представляется каким-то потерянным временем, когда страна топталась на месте, но в истории Российского государства этот отрезок занимает совершенно особое место, где спрессованы и "минуты роковые", и целые десятилетия неспешного развития. Наиболее тугим узлом этой эпохи является Смута. Это поистине страшное и захватывающее зрелище - сопоставимый по масштабу кризис в России повторится лишь триста лет спустя, в начале ХХ века. Там же, в семнадцатом веке, нужно искать корни некоторых острых проблем, которые остаются нерешенными и поныне. Книга "Между Европой и Азией" посвящена истории третьего по счету российского государства, возникшего в результате Смуты и просуществовавшего меньше столетия - вплоть до новой модификации. 

Об авторе:
Борис Акунин (настоящее имя Григорий Шалович Чхартишвили) - русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Борис Акунин является автором нескольких десятков романов, повестей, литературных статей и переводов японской, американской и английской литературы. 
Художественные произведения Акунина переведены, как утверждает сам писатель, более чем на 30-ть языков мира. По версии российского издания журнала Forbes Акунин, заключивший контракты с крупнейшими издательствами Европы и США, входит в десятку российских деятелей культуры, получивших признание за рубежом. 
"Комсомольская правда" по итогам первого десятилетия XXI века признала Акунина самым популярным писателем России. Согласно докладу Роспечати "Книжный рынок России" за 2010 год, его книги входят в десятку самых издаваемых. 

О серии:
Первый том "История Российского Государства. От истоков до монгольского нашествия" вышел в ноябре 2013 года. Вторая  историческая книга серии появилась через год. Третий том "От Ивана III до Бориса Годунова. Между Азией и Европой" был издан в декабре 2015 года. Главная цель проекта, которую преследует автор, - сделать пересказ истории объективным и свободным от какой-либо идеологической системы при сохранении достоверности фактов. Для этого, по словам Бориса Акунина, он внимательно сравнивал исторические данные различных источников. Из массы сведений, имен, цифр, дат и суждений он попытался выбрать все несомненное или, по меньшей мере, наиболее правдоподобное. Малозначительная и недостоверная информация отсеялась. Это серия создавалась для тех, кто хотел бы знать историю России лучше. Ориентиром уровня изложения отечественной истории Борис Акунин для себя ставит труд Николая Карамзина "История государства Российского".

...

Цена:
1120 руб

Сергей Алексеев Ведическая Граматица
Ведическая Граматица
"Ведическая Граматица" - третья, заключительная книга из серии "Сорок уроков русского". В эссеистической форме подачи материала исследуется долгий путь слова: от его зарождения и развития в виде звуковой, устной речи до перехода к письменной, начертанной знаковой системой....

Цена:
589 руб

Виктор Сонькин Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу
Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу
Эта книга возникла на стыке двух главных увлечений автора - античности и путешествий. Ее можно читать как путеводитель, а можно - как рассказ об одном из главных мест на земле. Автор стремился следовать по стопам просвещенных дилетантов, влюбленных в Вечный город, - Гёте, Байрона, Гоголя, Диккенса, Марка Твена, Павла Муратова, Петра Вайля. Столица всевластных пап, жемчужина Ренессанса и барокко, город Микеланджело и Бернини будет просвечивать почти сквозь каждую страницу, но основное содержание книги "Здесь был Рим" - это рассказ о древних временах, о городе Ромула, Цезаря и Нерона....

Цена:
645 руб

Александр Ландау Краткая история Японии
Краткая история Японии
Япония - одна из самых загадочных и наиболее развитых мировых цивилизаций, в которой мифы и легенды переплелись с религиозными обрядами. Влияние близлежащей китайской цивилизации, подарившей Японии новую религию - буддизм, а также письменность и сложные церемониальные обряды, такие как чайная церемония, не смогло преломить сильной национальной идентичности, а потому растворилось, став частью иной, японской цивилизации. Феодальные войны, раздробившие страну на зоны влияния, породили новое привилегированное сословие воинов - самураев, строгий кодекс чести которых - бусидо - ничем не уступал кодексу чести средневековых рыцарей в Европе. Подвиги самураев дошли до нас в постановках японских театров - аристократического театра "но", где возвышенным языком воспевались деяния героев из высших сословий, народного театра "кабуки", породившего целую плеяду талантливых драматургов и актеров и завоевавшего сердца простых японцев, и кукольного театра "бунраку". Географическая обособленность Японии породила совершенно новые для европейцев виды искусства, такие как гравюры укиё-э, самым известным автором которых является Кацусика Хокусай, а также стихи хокку, впоследствии оказавшие сильное влияние на развитие культуры в Европе.
Представленная на суд читателей книга является кратким описанием богатейшей истории одной из самых утонченных цивилизаций человечества, которая для европейских читателей является особенно необычной, потому как она совсем иная. Наше историческое повествование не является академическим. В таком случае кратким оно никаким образом не вышло бы. Но оно может для тех, кто мало знает о Японии, стать хорошей первой, книгой об этой совершенно невероятной части мира....

Цена:
833 руб

Корсаков К. Египетская книга мертвых
Египетская книга мертвых
"Египетская книга мертвых" давно уже для многих из нас стала символом Египта в не меньшей степени, чем пирамиды, фараоны, мумии и Сфинкс. Эта древнейшая книга на протяжении почти 5000 лет занимала важное место в жизни каждого благочестивого египтянина: будь то фараон или пахарь, супруга фараона или ее служанка - все они жили, постоянно обращаясь к учению "Книги мертвых". Египтян хоронили, руководствуясь ее указаниями; их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на действенности ее гимнов, молитв и заклинаний. Для них главы "Книги мертвых" были всемогущим путеводителем по дороге, которая через смерть и погребение вела в царство света и жизни, в присутствие божественного Осириса, смерть превозмогшего, который одарил мужчин и женщин способностью "родиться вновь". А потому прочтение этой великой и мудрой книги может помочь всем интересующимся историей древних цивилизаций понять и почувствовать, чем жил и дышал Древний Египет....

Цена:
148 руб

Борис Колоницкий Революция 1917 года
Революция 1917 года
Лекции историка Бориса Колоницкого, воспоминания очевидцев, лучшие исследования эпохи, детские рисунки и обзор главных событий 1917 года. Почему Николай II к февралю 1917 года остался без поддержки. Как начались события февраля 1917 года и были ли они спланированы. Как гвардейцы оказались среди восставших и как события в Петрограде привели к отречению Николая II. Какой конфликт предопределил развитие России в XX веке. Борис Колоницкий. Доктор исторических наук. Специалист по истории революции 1917 года, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. Автор книг "Трагическая эротика": Образы императорской семьи в годы Первой мировой войны" (2010), "Погоны и борьба за власть в 1917 году" (2001), "Interpreting the Russian Revolution: The Language and Symbols of 1917" (в соавторстве с Орландо Файджесом, 1999)....

Цена:
572 руб

Д. И. Вебер, А. И. Филюшкин От ордена осталось только имя... Судьба и смерть немецких рыцарей в прибалтике
От ордена осталось только имя... Судьба и смерть немецких рыцарей в прибалтике
350 лет, с XIII по середину XVI века, над Прибалтикой господствовал Немецкий (Тевтонский) орден. Три столетия прошли в войнах с Польшей, Великим княжеством Литовским, Новгородом, Псковом. В XVI в. наступает роковое время для германского рыцарства. В 1525 г под натиском Польши пала старшая, прусская ветвь ордена. Вместо равных по силе Новгородской и Псковской республик новым врагом младшей, ливонской веткви Немецкого ордена оказывается могучее, объединенное Российское государство. Начинается отсчет последних дней государства северных крестоносцев. В книге рассказывается о судьбе Ливонии в XIV - середине XVI в., истории ее расцвета и гибели в 1561 -1562 гг....

Цена:
369 руб

Дональд Рейфилд Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет
Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет
"Бог делил Землю между народами, - гласит грузинская легенда. Грузины опоздали, задержавшись за традиционным застольем, и к моменту их появления весь мир уже был поделен. Когда Господь спросил у пришедших, за что они пили, грузины ответили: "За тебя, Бог, за себя, за мир". Всевышнему понравился ответ. И сказал он им, что хотя все земли розданы, приберег он небольшой кусочек для себя, и теперь отдает он его грузинам. Земля эта, по словам Господа, по красоте своей не сравнима ни с чем и во веки веков будут люди любоваться и восхищаться ею…"
Известный британский литературовед и историк Дональд Рейфилд, автор бестселлера "Жизнь Антона Чехова", главный редактор фундаментального "Полного грузинско-английского словаря", создал уникальный труд - историю Грузии - драгоценный сплав, в котором органично слились исторические хроники, уникальные документальные свидетельства и поразительное по яркости повествование. 

Впервые на русском!...

Цена:
734 руб

 История России XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894-1922). Том 1
История России XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894-1922). Том 1
Эта книга — первая из множества современных изданий — возвращает русской истории Человека. Из безличного описания «объективных процессов» и «движущих сил» она делает историю живой, личностной и фактичной.
Исторический материал в книге дополняет множество воспоминаний очевидцев, биографических справок-досье, фрагментов важнейших документов, фотографий и других живых свидетельств нашего прошлого. История России — это история людей, а не процессов и сил.
В создании этой книги принимали участие ведущие ученые России и других стран мира, поставившие перед собой совершенно определенную задачу — представить читателю новый, непредвзятый взгляд на жизнь и пути России в самую драматичную эпоху ее существования....

Цена:
749 руб

Лев Лурье Град Обреченный. Путеводитель по Петербургу перед революцией
Град Обреченный. Путеводитель по Петербургу перед революцией
Эта книга - путеводитель по Петербургу, каким он был в последние годы существования империи: город высочайших приемов, майских парадов на Марсовом поле, балетов Фокина в декорациях Бакста, посиделок поэтов в "Бродячей собаке". Автор предлагает совершить две прогулки по аристократической части Петербурга-Петрограда и попытаться понять суть предсмертного цветения города и его скорого краха....

Цена:
590 руб

Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования