Исторические факты, зарубежная и отечественная история.

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы

СОДЕРЖАНИЕ

1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

1.1. Корни древнерусской иконописи

1.2. Причины забвения русской иконы

1.3. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней

2. ЯЗЫК ИКОН

2.1. Сюжеты древнерусской живописи

2.2. Образы Спаса

2.3. Образы Богородицы

Список литературы

 

1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

1.1. Корни древнерусской иконописи

Огромен сейчас интерес к  древнерусской  живописи  в  нашей стране,   и  не менее огромны трудности ее восприятия у тех,   кто обращается к ней сегодня.   Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека,   причина их гораздо шире:   она в драматической  судьбе  самого древнерусского искусства,   в драмах нашей истории.

     Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего  "образ",   "изображение")   возникла  до зарождения древнерусской культуры и  получило  широкое  распространение  во всех православных странах.   Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской  Церкви  в  тот  период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой.   Что особенно важно и что явилось для  русского  церковного искусства сильным внутренним побуждением,   это то, что Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения  духовной  жизни  в самой Византии,   эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито,   как в  Византии.   И  в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства,   непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань.   Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру.   Все это способствовало  тому, что  сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.   Новообращенный народ оказался  способным воспринять  византийское наследие,   которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого  результата,   как  на Руси.

     С глубокой древности слово "Икона"  употребляется  для  отдельных  изображений,   как правило, написанных на доске.   Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными,   поэтому не только мозаике,   но и фреске (живописи по свежей  сырой  штукатурке)   не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

     Своей декоративностью,   удобством  размещения в храме,   яркостью и прочностью своих красок  иконы,   написанные  на  досках (сосновых и липовых,   покрытых алебастровым грунтом левкасом) , как нельзя лучше  подходили  для  убранства  русских  деревянных церквей.

     Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой  же  классической  формой изобразительного искусства,   как в Египте - рельеф, в Элладе скульптура, а в Византии - мозаика.

     Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль,   чем  живопись современная,   и этой ролью был определен ее характер.   Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала  представление  о том,   что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение.   Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего это Священное Писание,   Библия ("Библия" по-гречески - книги) - книги,   созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

     Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова,   к глубине того вероучения,   которое он исповедовал.   Искусство византийского, православного мира - всех стран,   входящих  в  сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии,   - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную  совокупность  приемов,   создав  невиданную  ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила  необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

     В течение  долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в  образы,   духовные  истины христианства.   Именно  в  глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира,   в том числе и живопись Древней Руси,   созданные ею фрески,   мозаики,   миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

1.2. Причины забвения русской иконы

       Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение.   Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя,   оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах,   пережив татаро-монгольское нашествие, по существу  выстояла  одна  Русь.   После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.

     Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру,   в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре  1.

Реформы Петра,   повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси.   Русская живопись после  петровских  реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западно-европейских принципах.   И хотя чисто религиозное  уважение сохранялось в европеизированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства.

Постепенно вся эта живопись,   как и  вся  допетровская  старина, предавалась  забвению.   Древняя  художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь  в  крестьянском  иконописании, центрами  которого  были  несколько  "иконописных"  сел - Палех, Мстера и Холуй.

     Но, к счастью,   это забвение древних национальных корней не было в России окончательным.   Через сто лет после петровских реформ к нем обратилась новая,   созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция.

1.3. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней 

     Интерес к  древнерусской  культуре  вызвал обращение и к ее живописи.   Уже в "Истории государства российского" Карамзин упоминает о древнерусских художниках,   приводит сведения об их произведениях.   Они становятся предметом изучения для историков, но подлинное открытие иконописных сокровищ произошло позже.   Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели.   Потемнели, покрылись пылью и копотью, уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики,   и  в  буквальном  смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме,   но и в  каждом  доме.   Причина этой  невидимости икон - в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось на грунт темперой, т.е. минеральными красками.   А  сверху изображение покрывалось слоем олифы.   Олифа хорошо проявляет цвет и,   что еще важнее прекрасно  предохраняет икону  от  повреждений.   Но олифа обладает свойством со временем темнеть,   и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала,   находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы,   т.е. способы "расчистки" древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться,   а "поновляться", т.е. поверх  потемневшей  олифы писалось новое изображение.   Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений  -  первоначальная  живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей,   каждый из которых был  покрыт  олифой.

Таким  образом, в начале XIX века,   к тому моменту,   когда возник интерес к допетровской культуре,   потемнели уже и иконы XVII века.   На  всех  древних  иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений,   проступающие сквозь потемневшую, закопченную олифу.

     Среди образованных людей находились немногие,   особо чуткие к  искусству люди,   сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу.   Так  в  1840  году  историк Иванчин-Писарев,   посеявший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно потемневшей "Троице" Андрея Рублева  ценнейший памятник искусств.

     До середины XIX века общим  оставалось  представление,   что "художества  водворены  у  нас в отечестве Петром I".   Только во второй половине столетия такой представление было  разрушено.   В это  важную  роль  сыграла русская историческая наука.   Особенно значительны были успехи, сделанные ею в изучении древней словесности, древней литературы. Во многом именно благодаря этому ученые того времени обратили внимание на древнюю иконопись, теснейшим образом связанную со словом, с литературой, и сумели оценить точное и глубокое  соответствие  икон  литературному  источнику.

Признание  за  древней живописью художественного значения,   рост интереса к ней вызвали обращение широких кругов образованных людей к той народной среде, где эта живопись, как и вся допетровская старина, еще продолжала жить. Для иконописи, прежде всего, такой средой была среда старообрядческая, среда раскольников, т.е. крестьян и купцов,   предки которых в середине XVII века отклонились от православной Церкви,   не приняв некоторых предпринятых в то время нововведений.   Старообрядцы берегли древнюю икону,   как свободную  от этих нововведений,   не испорченную ими,   высоко ее чтили и сохранили своеобразное понимание ее красоты.   Общение со старообрядцами  давало поэтому возможность познакомиться с большим числом принадлежащих им, собранных ими икон, что уже само по себе было важно,   так как расширяло представления о древней иконописи.   Но что еще важнее - у старообрядце  учились  ценить  ту "тонкость древнего письма",   которую они сами ценили в собранных ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.

     На исходе XIX века  в  России  складываются  многочисленные коллекции.   Самые знаменитые из них - коллекции А. В.   Морозов а, И. С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый Третьяков и,   понимая художественное значение собранной им коллекции икон,   он завещает ее своей картиной (Третьяковской) галерее.

     Естественно, что и у владельцев иконных собраний, и у людей близких к ним возникло желание увидеть то, что находится под почерневшей олифой,   увидеть собранную ими древнюю живопись в настоящем виде.   В начала XX века были предприняты расчистки  икон.

Инициатором этих расчисток являлся И. С. Остроухов, бывший к тому времени не только владельцем собственного иконного собрания,   но и попечителем Третьяковской галереи. Благодяря его знаниям, опыту нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная технологию иконы,   вспомнив дедовские приемы,   они справились  с поставленной  задачей,   убрали  с поверхности икон и потемневшую олифу и поздние записи открыли  первоначальную  древнюю  живопись.   С этого момента началось настоящее открытие древнерусской иконописи.   В результате расчисток,   или реставрации, как мы теперь говорим, иконы представали так ново и неожиданно, что удивляло даже специалистов. В прах разлетелся миф о "черных иконах".

     Вслед за  первыми расчистками последовало множество других: и в частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, начали расчищать и раскрывать древние фрески.

     Открытие древнерусской живописи в начале XX века, признание ее художественного значения возрождало и понимание ее подлинного духовного смысла.   Но на дальнейших судьбах и самого древнерусского искусства, и его постижения сказались великие и грозные исторические события начала XX века, свершившиеся в стране, преобразования в результате Октябрьских событий 1917 года.   Признание атеизма в качестве государственного мировоззрения привело к  гонению на христианское слово,   к почти полному изъятию его из народного обихода,   надолго сделала невозможным изучение духовного смысла древней иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведениям древнерусского искусства.   Были закрыты тысячи храмов, многое  из  принадлежавшего им,   в том числе и древние иконы,   было уничтожено.

     Однако признание  иконописи  искусством,   составной  частью культуры сыграло свою положительную роль:   для икон открыли свои двери музеи,   куда поступали древние иконы, собранные коллекционерами и иконы из закрываемых храмов.   С послевоенных лет, когда начал  возрождаться  интерес к национальной культуре,   икона как явление этой культуры начала возвращаться в музейные экспозиции: сначала очень робко,   а в 60 - 80-е годы уже достаточно широко и открыто.   Происходящие сейчас в нашем обществе процессы уже привели к тому, что древняя икона возвращается и в храмы.

2. ЯЗЫК ИКОН

2.1. Сюжеты древнерусской живописи   

    Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства становиться предметом изучения и исследования специалистов. Но народ, все мы, к кому вернулась древняя икона, оказались теперь в двойной изоляции от своей расчищенной, сохраненной, сияющей красками живописи. Если Людям начала XX века был нов художественный мир иконы,   то лежащее в ее основе слово,   Евангелие, Библия,   вся христианская традиция были им хорошо известны.   Мы, также как и они, привыкли с детства е европейской живописи (потому  что  европейской  по типу является и русская живопись XVIII-XIX веков) ,   и нам тоже труден  и  непривычен  художественный язык иконописи. Но, кроме того, нам - нам в широком смысле слова - плохо известно Священное Писание,   неведомы жития святых, церковные песнопения,   закрыто и то "слово", которое лежит в основе древнерусской живописи. Начавшееся возвращение к нему идет труд                             12 но и медленно.

     Рассматривая иконы мы часто задаем вопросы: "Кто изображен?

Что  изображено? ",   а потом - "Почему так изображено? ".   Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно важные и нужные.

     Без ответа на них невозможно  самое  первое  приближение  к древнерусской  иконописи,   невозможно приобщение к тому открытию иконы после столетий забвения, которое принес наш век.

     Рассмотрим наиболее  часто встречающиеся композиции русских икон.

2.2. Образы Спаса    

   Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа,   Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о  нем христианской  религии.   Она учит,   что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий,   принесший спасение  человеческому роду.

     Традиционно расположены  на  любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC обозначение словом его личности, сокращенное  обозначение  его  имени  -  Иисус  Христос  ("Христос" по-гречески - помазанник,   посланник Божий) .   Также  традиционно окружает головы Спаса нимб круг,   чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него  света,   света  вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в намять о принесенной им за людей крестной жертве всегда  расчерчен крестом.

     В древности в византийском искусстве сложились чисто  художественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на протяжении времени развивались, что позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его  личности.

Стремление  к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусских художников.   Наоборот они стремились как можно полнее сохранить то,   что было сделано их предшественниками. Древние изображения Спаса повторялись художниками многих  последующих  поколений.   В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные характерные черты избранного образца.

     Нерукотворный образ,   или иначе Спас Нерукотворный,   - важнейший образец,   которому следовали мастера во все времена, пока существовало  древнерусское  искусство.   Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку.

     Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный  в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.

     Очень важным  и  распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название "Спас  Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе  Христе.   "Спас  Вседержитель"  -  это  поясное  изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения -  и  с  правой рукой,   деснице,   поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя.   Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

     До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя  в куполе одного из древнейших храмов собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг) .

     Многочисленны были  и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная  в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым.   Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде "Звенигородским Спасом".

     С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, -  с Евангелием в левой руке и поднятой в благословении десницей - изображался Иисус Христос  и  в  распространенных  композициях "Спас  на  престоле".   На его царственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне) .   В этих изображениях  особо ясно выступало то,   что Владыка мира является и его судией,   так как "воссев на престол",   Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.

2.3. Образы Богородицы     

  Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по  своему смыслу и значению,   по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии,   от которой воплотился,   вочеловечился Спаситель,   образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что, став Владычецей мира,   стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту,   ее сердце, "пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

     Предание гласило,   что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни,   что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и икона "Богоматерь Владимирская",   которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена  в  начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь) .   Имя "Владимирская" она получила на Руси:   ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северовосточные земли,   князь Андрей Боголюбский.   И здесь,   в  городе Владимире икона обрела свою славу.   В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с  младенцем  на  руках,   который нежно прижимается к ее щеке.

     Изображение Марии и младенца в позах взаимного  ласкания  по-русски  обозначалось  как "Умиление".   Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей.   Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в  его лике,   в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.

     Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому,   что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.

"Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон,   в битву на Куликовом поле,   Где одержана была великая победа над татарами.

     Кроме изображений типа "Умиление",   многочисленными и любимыми  были изображения Богоматери с младенцем на руках,   которые назывались "Одигитрия",   что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия",   Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления,   обращенном к сыну.   Иногда "Богоматерь Одигитрию",   называют "Богоматерь Смоленская".   Дело в том,   что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.

     Существует еще  несколько различных по композиции изображений Богородицы.   К ним относятся: "Богоматерь Казанская", "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся) ", "Богоматерь Знамение".

     Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сюжетных групп:   иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла,   Козьмы и Демьяна и многих других.   Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.

     Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому  слову,   к задачам, опирающейся на него живописи,   эти сюжеты стали на Руси основой самобытного,   уникального в мировой культуре  явления  древнерусской иконописи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., Изобразительное искусство, 1978.

     Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М., Просвещение, 1993.

     Володарский Н. И.   По залам  Третьяковской  галереи.   -  М., Изобразительное искусство, 1970.

     Иванов А. П.   Духовные основы церковного искусства. - Журнал московской патриархии N5 1989, с. 67.

     Любимов Л. Д.   Искусство древней Руси.   -  М.,   Просвещение, 1974.

     Успенский А. А.   Искусство русской церкви. Иконопись. - Журнал московской патриархии N8 1987, с. 73.

     Ямщиков М. С.   Сокровища Суздаля.   - М.   Изобразительное искусство, 1970.

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Леонид Парфенов Намедни. Наша эра. 1991-2000
Намедни. Наша эра. 1991-2000
Четвертый том "Намедни" - про 90-е годы, действительно революционное десятилетие, когда сменились страна и строй. Эти имена, понятия, явления в нашем словаре - с 90-х: биржи и бомжи, Земфира и Зюганов, "Газель" и Гайдар, Диана и дефолт, Черномырдин и Чечня, шансон и Шойгу, Пелевин и Путин, "Балтика" и "баунти", Акунин и "аська", "макарена" и мобильный, Илюмжинов и Интернет. 90-е будут потом называть "лихими", они и впрямь промчались лихо, до сих пор поражая своим драматизмом и разнообразием. Но без них не было бы "благословенных" 2000-х. Самый большой и наиболее переработанный в сравнении с телеверсией том "Намедни" содержит свыше 500 фотографий, кадров из фильмов, кинохроники и других иллюстраций....

Цена:
2259 руб

Станислав Дробышевский Байки из грота. 50 историй из жизни древних людей Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей
Байки из грота. 50 историй из жизни древних людей
Цитата "Зачем ребёнок забрался во тьму и холод и преодолел десятки метров, наверняка показавшиеся ему километрами? Вряд ли это было простое любопытство. В пещере мало следов огня и орудии?, люди в ней никогда не жили. Самая вероятная причина посещения - инициация. Пещерные диковины должны были потрясти первобытного ребёнка до глубины души, буквально изменить его. А в этом и состоит смысл посвящения во взрослую жизнь". О чем книга Кажется, что мы очень мало знаем о жизни наших предков - первых людей. У нас нет никаких письменных свидетельств их истории, и об их быте, верованиях и образе жизни можно только догадываться по редким находкам, захоронениям и стоянкам. Достаточно ли этого? Оказывается, да. Камни и черепа могут очень много рассказать о прошлом: о том, как жили семьи, как дети становились взрослыми, как люди приманивали охотничью удачу, как открывали новые земли, как приручали первых животных и даже как лечили зубы. Мы считаем, что представители каменного века бесконечно далеки от нас и мы совсем на них не похожи, но думать так - несправедливо: в людях палеолита было гораздо больше человеческого, чем нам кажется. 50 иллюстрированных историй - о том, что наши предки были не просто homo, но еще и людьми. Почему книга достойна прочтения
  • Эта книга содержит пятьдесят реальных историй конкретных людей: их подвиги и неудачи, приключения и инициации.
  • Из этой книги читатель узнает, что наши предки скучали долгими зимами в пещерах, ценили прекрасное и были падки на сладкое.
  • Антрополог Станислав Дробышевский рассказывает, как ученые узнают о жизни древних людей спустя много тысячелетий.
  • Истории в этой книге основаны на реальных археологических находках и научных исследованиях. Об авторе Станислав Дробышевский - известный ученый-антрополог и популяризатор науки, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный редактор портала "Антропогенез.ру". Станислав Дробышевский принимает активное участие в просветительских проектах и выступает с лекциями на радио и ТВ, является автором нескольких научных монографий и научно-популярных книг. Ключевые понятия История, антропология, археология, каменный век, реконструкция....

  • Цена:
    1059 руб

    Леонид Парфенов Намедни. Наша эра. 1971-1980
    Намедни. Наша эра. 1971-1980
    Том книжного проекта "Намедни" про годы 1971–1980 – это панорама эпохи, которую назовут застоем: растущий дефицит всего и массовое диссидентство, "Союз" – "Аполлон" и безрезультатная борьба с пьянством, повторы "Семнадцати мгновений" и "Иронии судьбы", стабильное Политбюро во главе с "лично Леонидом Ильичом" и фарцовка джинсами, Высоцкий и Пугачева, "Жигули" и Афган. Притом что это "тучные годы" дорогой нефти настоящей энергетической сверхдержавы, которая тягается с Америкой на равных, проводит образцовую Олимпиаду, а над ее сателлитами никогда не заходит солнце. В сравнении с телеверсией объем многократно расширен и дополнен, в книге свыше 500 фотографий, рисунков, карикатур и других иллюстраций....

    Цена:
    2259 руб

    Гай Светоний Транквилл Жизнь двенадцати цезарей
    Жизнь двенадцати цезарей
    Просвещенный древнеримский писатель Светоний, личный секретарь императора Андриана, остался в истории как автор сборника биографий ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ - одного из основных источников нашего знания о наиболее скандальной и волнующей с точки зрения политики эпохе в истории Древнего Рима. Перед читателем пройдет вереница властителей мира - тиранов и полководцев, божественных героев и кровожадных сумасшедших - от Юлия Цезаря до императора Домициана. Текст проливает свет как на политические интриги, так и на интимную жизнь цезарей, сочетая увлекательность повествования с классической ясностью античного слога....

    Цена:
    141 руб

    Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
    Блокадная книга
    «Блокадная книга» рассказывает о муках осажденного фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, о страданиях и о мужестве, о любви и о ненависти, о смерти и бессмертии. Основанная на интервью с очевидцами, документах, письмах, она остается самым подлинным, ярким свидетельством блокадных лет, книгой, которую должен прочесть каждый. В настоящее издание, помимо давно ставшего классическим основного текста «Блокадной книги», вошли также материалы, рассказывающие об истории ее создания, и многочисленные архивные фотографии блокадных лет....

    Цена:
    510 руб

    Саймон Себаг-Монтефиоре Иерусалим
    Иерусалим
    Иерусалим - один из древнейших городов Земли, центр мироздания, столица двух народов и святыня трех авраамических религий, каждая из которых считает город площадкой, на которой разыграется мистерия Судного дня. История Иерусалима - это мировая история в миниатюре, тысячелетний эпос, среди авторов которого царь Давид и пророк Исайя, Иуда Маккавей и Иисус Христос, император Юстиниан и султан Сулейман, грешники и святые, строители и разрушители… Автор книги Саймон Себаг Монтефиоре, потомок знаменитого еврейского филантропа (улица Монтефиоре есть, вероятно, в каждом городе Израиля), превращает этот величественный эпос в захватывающий рассказ, вплетая в ткань популярного исторического исследования нить собственной семейной легенды.

    Биография Иерусалима Саймона Себага Монтефиоре на сегодняшний день - всемирный бестселлер, самая подробная историческая книга о Святом городе. Автор выбирает невероятно увлекательный образ повествования - хронологический. От Давида, Сулеймана, Наполеона и до наших дней, Монтефиоре разворачивает перед читателем три тысячелетия страшных и величественных дней Иерусалима.

    Об авторе:
    Саймон Себаг Монтефиоре, английский журналист и историк, доктор философии и истории, специализируется на истории России и СССР. Автор бестселлеров, переведенных на 45 языков. За книгу "Молодой Сталин" был удостоен британской литературной премии Costa в номинации "документальная проза" в 2007 году. Живет и работает в Лондоне.

    Цитата:
    Это огромный и ослепительный портрет Иерусалима - убедительный от начала и до конца. 
    - Кристофер Харт, Sunday Times

    Теги:
    Иерусалим, история, политика, культура, экономика, бестселлер, Монефиоре

    ...

    Цена:
    798 руб

    Михаил Барщевский Счастливы неимущие (Евангелие от Матфея). Судебный процесс Березовский-Абрамович. Лондон 2011/12
    Счастливы неимущие (Евангелие от Матфея). Судебный процесс Березовский-Абрамович. Лондон 2011/12
    Кому будет интересно прочесть эту книгу? Думаю, всем. Тот, кого интересует мораль­но-деловой климат в России в период конца девяностых - начала нулевых, безусловно, най­дет здесь много интересного. Не останется внакладе и любитель истории своей страны. Здесь и история выборов президента России 1996 года, и "алюминиевые войны", и история залоговых аукционов, и борьба за власть самого конца 90-х. Сам я узнал много нового, хотя моя професси­ональная деятельность в те годы подразумевала достаточно высокую степень осведомленности. Однако выяснилось, что это была иллюзия.
    Абсолютно безусловно эти страницы должен изучить любой юрист. Здесь и "учебник" вся­ких хитрых схем построения бизнеса, оптимизации налогов, структурирования крупных компа­ний. Здесь и потрясающий по своей глубине и детализации анализ российского гражданского права. Адвокаты и судьи, думаю, могут просто считать эту книгу - учебником профессионального мастерства и, обидно это говорить, образцом для подражания. (Я не про книгу - я про профес­сиональную работу судьи и адвокатов)....

    Цена:
    996 руб

    Трейси Борман Частная жизнь Тюдоров. Секреты венценосной семьи
    Частная жизнь Тюдоров. Секреты венценосной семьи
    О чем эта книга:
    Тюдоры - одна их самых знаменитых королевских семей Англии. За годы их правления в стране случилось много хороших и плохих событий, их любили и не любили, поклонялись и строили заговоры против, а они были простыми людьми. Возможно, более несчастливыми, чем их небогатые подданые. Биографии с неизвестными ранее фактами, хроники, письма, свидетельства современников - все это вы найдете на страницах книги. Вы узнаете все о быте королевской семьи и ее двора - как жили, чем увлекались, кого любили и почему принимали те или иные решения.

    Для кого эта книга:
    - Для историков, любителей и профессионалов
    - Для студентов-историков
    - Для всех, кто интересуется историей

    Фишки книги:
    - Доступная подача академического материала
    - Редкие свидетельства и интересные факты, которые вы не найдете в других книгах....

    Цена:
    437 руб

    Георгий Сидоров Этнопсихология народов бывшей Тартарии
    Этнопсихология народов бывшей Тартарии
    Представленная вниманию читателя книга в доступном изложении раскрывает глубинные основы коллективной психологии коренных народов, населяющих бескрайние просторы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Богатый фактический и практический материал, накопленный Георгием Сидоровым за долгие годы своей жизни среди тунгусов, якутов, эвенков и хантов, приоткрывает дверь в их этнокультурный мир и традиционный уклад жизни. Быт, нравы, взаимоотношения с окружающей природой — всё здесь имеет тонкую связь с духом Великой Тартарии....

    Цена:
    333 руб

    Кирилл Бабаев История человечества в великих документах
    История человечества в великих документах
    История человечества состоит из документов - от глиняных табличек с клинописью до первого электронного письма, от древнейших сводов законов до WikiLeaks. Все вместе они рисуют подробную картину развития цивилизации, человеческих достижений и провалов.


    Автор этой книги, Кирилл Бабаев, российский ученый, популяризатор науки и бизнесмен, собрал уникальную коллекцию из 99 документов. Это важнейшие письма, договоры, книги, карты и другие документальные свидетельства нашей истории от 3200 года до н. э. до 2017 года. Они открывали и завершали эпохи, олицетворяли важнейшие события в истории, формируя мир вокруг нас.

    Эта книга даст читателям возможность взглянуть на мировую историю с новой точки зрения и самим оценить важность того или иного документа....

    Цена:
    1089 руб

    Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

    Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

    2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования