Исторические факты, зарубежная и отечественная история.

Древняя Индия

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и общественную мысль многих народов мира.

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов) . Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию) .

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом) , давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.) , в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает “очищенный” ) . В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение “благородные” , так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на берёзовой коре или на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата, более влажного, чем в Египте (где мог сохраниться такой хрупкий материал, как папирус) . С другой стороны пожары, которые не могли уничтожить собрания глиняных книг в Передней Азии, оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, литературная традиция на протяжении тысячелетий не прерывалась. Те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с дополнениями и искажениями.

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) , Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы) .

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник “Законы Ману” , хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.) . Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.) , высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.) , следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём “Анабасисе Александра” он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении – “Индия” – дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.

Судя по археологическим находкам, Индия была заселена ещё во времена древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных местностей страны. На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселённые. На первое место всё больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой относится к III и началу II тысячелетию до н.э. Главным центром её были города, руины которых скрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде) .

Основные орудия и оружия изготовлялись обитателями этих городов из меди, затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например лимехи, продолжали изготовляться из кремня.

Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки зебу и буйволы) . Кроме злаков (пшеницы, ячменя и риса) и фруктовых деревьев (финиковых пальм, манго и др.) , возделывался уже хлопчатник. Высокого развития достигло ремесло.

Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а возможно, и додравидские племена.

В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На перекрёстках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено водоснабжение и отвод точных вод в специальные отстойники. Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное оригинальное письмо, по-видимому, иероглифическое. К сожалению, сохранились лишь короткие надписи на печатях, до сих пор ещё не дешифрованные и вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен.

В середине II тысячелетия до н.э. протоиндийские государства и их культуры приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы. Точных данных об этом переселении (вероятно с северо-запада) пока нет, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее всего, это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались разгрому.

Ещё раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в социально экономическом развитии древней Индии.

История Индии после “арийского завоевания” известна нам главным образом по поэтическим произведениям (Ведам, Махабхарате и Рамаяне) .

После разгрома главных центров протоиндийской культуры в бассейне Инда насупил упадок и раздробление. Большое значение приобретают районы по верхнему и среднему течению Ганга. Правда, возникшие здесь города напоминают большие селения. Преобладает натуральное хозяйство. Мерилом ценности являются коровы.

Тем не менее, несмотря на все перенесённые потрясения в северной Индии наблюдаются определённые признаки экономического подъёма. Он сказывается в первую очередь в появлении на рубеже II – I тысячелетий до н.э. железных орудий, которых не знали обитатели Хараппы и Мохенджо-Даро. Использование тяжёлого плуга с железным лемехом, который не был известен протоиндийцам, дало возможность обрабатывать более твёрдые почвы, и земледелие распространилось далеко за пределы речных долин. Особое значение приобретают такие специфические индийские сельскохозяйственные культуры, как рис, хлопок и сахарный тростник.

Прослеживаются растущие социальные расслоения. Лучшие земельные наделы переходят в руки знатных семейств. В литературных произведениях всё чаще начинают упоминаться рабы. Сперва это были военнопленные. Они называются “даса” , означающим враг, чужеземец. С течением времени появляются и рабы-должники. Учащаются случаи самопродажи или продажи своих родственников. Один из героев Махабхараты, принадлежащий к царскому роду, проигрывает в кости все свои богатства, своих братьев, самого себя и, наконец, что самое страшное, свою красавицу жену.

Всё это описывается, как совершенно обычное и нормальное явление. Конечно, на практике гораздо чаще происходило порабощение бедняков, а не представителей господствующей знати.

В такой обстановке родоплеменное устройство всё больше уступает место государственной организации.

Раджи, которые в начале рассматриваемого периода фигурируют в качестве племенных вождей, превращаются в наследственных царьков.

Традиция сохранила воспоминания о двух древних династиях. Одна из них правила в городе Хастинапуре и называлась Лунной. К ней принадлежал мифический предок Бхарата и его потомки Кауравы и Пандавы, воспетые в Махабхарате. Другая династия, прозванная Солнечной, правила в Айодхии (на среднем течении Ганга) . Её представителем был прославленный Рама, который впервые добрался до Цейлона (Ланки) , что свидетельствует о расширении внешних связей.

Растущее социальное неравенство привело к резкому сословному делению и появлению замкнутых варн (часто их называют португальским термином “касты” , однако это название больше подходит к индийскому “джати” -- обозначению более дробных замкнутых групп, восходящих к племенам, избравшим себе ту или иную профессию) , существование которых является своеобразной чертой индийского общества. Деление на эти замкнутые группы считалось изначальным и установленным свыше. Две высшее варны занимали господствующее положение: брахманы (жрецы) и кшатрии (военная знать) . По преданию первые вышли из уст верховного бога Брахмы, а вторые – из его плеч.

Огромная масса населения входила в третью варну, носившую название вайшьев. Они считались вышедшими из бёдер Брахмы. В основном это были земледельцы-общинники, но сюда же включались ремесленники и даже купцы, на которых духовная и светская знать смотрела свысока.

Четвёртая варна, шудры, пополнялась за счёт покорённых чужеземцев, а также переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обречёнными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды, например почётная церемония “второго рождения” , для них не устраивались.

Надо отметить, что были люди, не допускавшиеся даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые “неприкасаемые” , которых не подпускали даже к колодцам, потому что они могли якобы осквернить чистую воду.

Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в последствии в своде “Законов Ману” . На первом месте здесь поставлены брахманы. Подчёркивается, что военная знать (кшатрии) должна их почитать (даже столетний кшатрия должен склоняться перед десятилетним брахманом) . Однако на практике обе высшие варны делили между собой власть и привилегии и хотя порой и соперничали, но, когда дело шло о подавлении народных масс, выступали вместе.

За одно и то же преступление представители разных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвергался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскалённого железа.

Впрочем, деление на варны далеко не всегда совпадало с классовым делением. Лишь часть шудр была в рабском состоянии. С другой стороны, в рабство могли попасть и отдельные лица из высших варн (как тот царевич, который проиграл себя и своих братьев в кости) . Правда, порабощённым из среды высших варн было легче выкупиться или иным способом выйти на волю.

Деление на замкнутые варны, между представителями которых были запрещены смешанные браки, считалось вечными и неизменным и освящалось религией.

При этом надо помнить, что сами религиозные верования древней Индии изменялись на протяжении веков под воздействием социальных сдвигов.

По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления жречества, выделяющегося в особую варну, религиозные верования приводятся в стройную систему. Во главе пантеона становится Брахма, считающийся безликим и всеобъемлющим (конечно, в богословских построениях) . По его имени жрецы называются брахманами, а государственная религия, восходящая к племенным культам, но сильно переработанная, – брахманизмом. Социальное неравенство, как наглядно засвидетельствовано в легенде о происхождении варн, объявлялось извечным и не подлежащим изменению.

          До VI в. до н.э. северная Индия делилась на множество царств, в одном только бассейне Ганга насчитывалось 16 мелких государств. Одно из них – Магадха с VI в. до н.э. быстро усиливается и расширяется. Его царь Бимбисара (543-491 гг. до н.э.) овладевает устьем Ганга и доходит до Бенгальского залива, а его преемники включают в свои владения весь бассейн этой “священной” реки и прилегающие к нему горные местности.

В западной Индии дробление сохранилось дольше. Это облегчило захваты Ахеменидов, а позднее Александра Македонского, который за два года (327-325 гг. до н.э.) овладел всей западной Индией и спустился до устья Инда.

Греко-македонское господство на берегах инда оказалось кратковременным. Широкое народное движение против западных завоевателей возглавил выдающийся индийский деятель Чандрагупта. Показательно, что он не принадлежал к царскому роду и даже (если верить одному из преданий, распространяемому его врагами) принадлежал к презираемой варне шудр. Чандрагупта выдвинулся на службе царя Магадхи Дхана Нанды, последнего представителя династии Нандов. Впав в немилость, он бежал в Пенджаб, где встречался с Александром Македонским.

Вернувшись в Магадху, Чандрагупта овладел престолом. Он правил с 321 по 298 г. до н.э. и явился основателем могущественной державы Маурья. Столицей её был город Паталипутра.

Чандрагупте удалось объединить всю северную Индию. Греко-македонские гарнизоны были изгнаны из долины Инда. Воспользовавшись распрями междунаследниками Александра Македонского, которые не могли мирно поделить между собой его державу, Чандрагупта вступил в соглашение с одним из них – Селевком. Получив от него в жёны дочь и подарив ему за это 500 боевых слонов, индийский царь обеспечил свою западную границу, присоединив горные местности, примыкающие к долине Инда (в пределах современных Афганистана и Белуджистана) .

Завоевательная политика продолжалась и при преемниках Чандрагупты, в особенности при его внуке Ашоке (273-236 гг. до н.э.) . При нём было покорено царство Калинга в южной Индии. В этой завоевательной кампании, если верить надписям Ашоки, было убито 100 000 человек и уведено в плен 150 000.

В огромной державе Маурья, охватившей почти всю Индию, за исключением самой южной окраины, можно проследить значительные экономические сдвиги. В широком масштабе применяется искусственное орошение (с помощью водоподъёмных колёс) . Некоторые поля засеваются два раза в год. Развивается городская жизнь.

В Паталипутре и других центрах скапливаются ремесленники, которые обслуживают царя и знать, вырабатывая для них предметы роскоши. Некоторые изделия (особенно хлопчатобумажные ткани, а также металлические предметы) вывозятся в эллинистические государства. Завязывается также торговля с Цейлоном и странами Юго-Восточной Азии. Развивается монетное дело (первые серебряные монеты появились в Индии несколько раньше – в V в. до н.э.) .

В торговле большую роль играл сам царь, захвативший в свои руки монополию на продажу соли, хмельных напитков, жемчуга и других товаров. Засвидетельствованы крупные царские поместья и мастерские с широким применением рабского труда.

Большинство производителей, однако, составляли земледельцы, объединённые в сельские общины. Последние отличались особенной устойчивостью.

Чандрагупта и его преемники создали для управления своей огромной державой сложную бюрократическую систему, на содержание которой требовались огромные средства. На плечи земледельцев и ремесленников ложились самые разнообразные налоги и повинности, не говоря о бесчисленных незаконных сборах и взятках. Как говорили тогда, невозможно уследить за тем, сколько средств присвоит себе чиновник, так же как нельзя установить, сколько выпьет воды рыба.

При династии Маурья произошли значительные изменения в религиозной идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система – брахманизм – всё меньше удовлетворяла правящую династию. Её основы сложились в условиях племенного дробления и мало соответствовали обстановке централизованного государства с развивающейся городской жизнью. Резкое деление на обособленные варны с главенством жречества и включением купцов в третью варну не могло строго соблюдаться в огромном государстве с развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла примириться с засильем духовенства.

Со старой системой брахманизма всё более и более соперничают новые религиозные учения, соответствующие духу времени.

Из новых религий особенно большое значение получил буддизм. Эта религия не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих (кроме буддизма, имел большой успех джайнизм, который также не придаёт значения происхождению верующих) . Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру.

Создание буддийской религиозно-филофсовской системы традиция предписывает царевичу Сидхартхе, жившему вVII-VI вв. до н.э. и прозванному Буддой (“просветлённым” ) , откуда и происходит название его учения. Про этого царевича рассказывали, что он ещё в юности задумывался о причинах человеческих страданий. Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид похоронной процессии – всё это наводило на него глубокую тоску.

Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось признание, что жизнь сама по себе является злом (джайны же считали аскетическую жизнь благом, от которого не следует отказываться) . Любое желание, которое испытывает человек, приводит к страданиям. Единственный выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений. Если это удаётся, то человек после смерти не возродиться в ином виде к новым страданиям. Это прекращение процесса бесконечного перерождения и является нирваной – высшим благом.

Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к подавлению желаний, то религиозный культ и жречество становились излишними. Самоусовершенствование, отказ от богатств и земных благ не зависели от происхождения или положения человека в обществе. Эти внешние моменты не могил помешать верующему достигнуть нирваны. Буддисты отнюдь не призывали к насильственной отмене сословных и племенных перегородок или имущественных различий, но считали всё это несущественным. Впрочем, в одном отношении они даже теоретически отказывались от соблюдения принципа равенства. Спасение признавалось возможным лишь для свободных людей. Рабы не принимались в сангхи (общины ранних буддистов) . Рабу, который не распоряжается самим собой и не может по своей воле отказаться от деятельности, считался закрытым путь к нирване.

Проповедь духовного равенства привлекала к новому вероучению бедняков и угнетённых (кроме рабов) . Отказ от насильственного изменения установившихся порядков, от социальной борьбы и переворотов был вполне приемлем для зажиточных горожан, которые были недовольны засильем духовной и светской знати, но не желали отказываться от имущественного неравенства. Равнодушие к богатству, которое проповедовал ранний буддизм, гарантировало от покушений на имущество. Буддисты вели проповедь на различных языках, что также было притягательным моментом для верующих, происходивших из различных племён и народностей.

Для царей из династии Маурья буддизм имел ряд преимуществ по сравнению с брахманизмом. Он способствовал крушению привилегий, основанных на знатности происхождения и этнической принадлежности, а именно эти привилегии были тормозом в организации управления обширным деспотическим государством. Они мешали слиянию отдельных частей страны и унификации государственного строя. Призыв к пассивности вполне устраивал рабовладельцев, тем более, что буддисты признавали бесправие рабов.

Особого успеха новая религия достигла при Ашоке, который сам принял буддизм и создал в Паталипутре собор, оформивший его догматы. Был основан ряд буддийских монастырей.

Но брахманизм не был ликвидирован. Об этом Ашока не мог помышлять. Новые верования распространялись главным образом в крупных городах, где силён был процесс смешения жителей, оторвавшихся от племён и сельской общины.

В сельских местностях, где гораздо прочнее были этнические, сословные и иные социальные перегородки, брахманизм сохранял свои позиции. Во всяком случае, к нему проявлялась полная веротерпимость.

Новая религия не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать мировой (в этом отношении буддизм можно сравнить с христианством и исламом) . Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до н.э. начал распространяться за её пределами, особенно среди народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству царей из династии Маурья. Однако после Ашоки его держава ослабла. Прочно спаять множество областей и народностей, говорящих на разных языках и отличающихся различным уровнем экономического и культурного развития, оказалась задачей непосильной.

Особенно широко процесс распада и децентрализации зашёл при династии Шунга (187-73 гг. до н.э.) , которая пришла на смен у династии Маурья. Цари новой династии отказались от поддержки буддизма. Брахманизм и связанная с ним система замкнутых варн вновь вошла в силу.

Большую роль в ослаблении централизации сыграли внешние вторжения, от которых страдала Индия, начиная со II в. до н.э. Главным врагом было сперва Греко-Бактрийское царство, сложившееся к западу от Индии. В I в. до н.э. с северо-запада вторгаются кушаны. Значительная часть Индии входит в состав основанной ими державы, центральная часть которой находилась на территории современного Таджикистана. Кушаны в значительной мере восприняли высокую индийскую культуру.

В III в. н.э. Индия вновь распадается на ряд мелких государств. В IV-V вв. н.э. наблюдается возрождение Магадхи, ставшей ядром нового сильного царства Гупт, но в конце V в. оно в свою очередь приходит в упадок, и опять происходит полное раздробление страны.

К началу новой эры были окончательно оформлены и записаны замечательные произведения древнеиндийской лирики (Веды) и эпоса (Махабхарата и Рамаяна) , которые на первых парах передавалась из уст в уста.

Появляются также сборники народных басен (Панчатантра, т.е. Пять книг) .

В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила “Шакунтала” , названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.

В деревней Индии сложились различные философские школы, в том числе и материалистические. Так, согласно учению чарвака, единственным источником познаний является опыт. Полностью отвергается столь распространённое в Индии учение о переселении душ, и сама душа признаётся неотделимой от тела.

Как и в других странах ирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц.

В V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.

Ещё в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская алгебра испытало влияние индийской.

Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты. Врачи стремились выработать определённую систематизацию болезней и создали теорию основных соков организма. Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологические исследования. Учёный брахман Панини, живший в V-IV в. до н.э., создал грамматику “очищенного” , т.е. литературного языка (санскрита) .

Наиболее замечательными памятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами (ступы) и оригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески (I-III в. н.э.) .

Индийская культура оказала значительное влияние на страны Центральной и Восточной Азии (главным образом в связи с распространением буддизма) . На западный мир Индия оказывала воздействие через арабов.

Список литературы:

1. “История Индии” , К. А. Антонова, Г. М. Бонград-Левин, Г. Г. Котовский, издательство “Мысль” , Москва 1973 г.

2. “Детская энциклопедия” (8 том) , Д. И. Щербаков и др., издательство “Просвещение” , Москва 1967 г.

3. “Детская энциклопедия” (12 том) , И. В. Латышев и др., издательство “Просвещение” , Москва 1968 г.

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» История. Археология. Этнография.
 
Михаил Зыгарь Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917
Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917
Книга Михаила Зыгаря необыкновенно увлекательна, оторваться от нее невозможно. Важнейший момент в истории России становится понятным благодаря тому, что люди, творившие эту историю, показаны совершенно живыми; порой хотелось в голос говорить им: "Нет, не надо, это ошибка, вы губите Россию!"

Не могу вспомнить ни одной книги - ни российского, ни зарубежного автора, - которая бы столь полно, точно и мощно представила читателю суть ключевого исторического события. Тем, кто стремится понять, почему произошло то, что произошло, чтение этой книги обязательно.

Владимир Познер
журналист и телеведущий, первый президент Академии российского телевидения



Это именно такое изложение истории, которое лично мне больше всего нравится: безэмоционально-беспартийное, взвешенное, аналитическое - и при этом не скучное. Довольно редкое сочетание.

Григорий Чхартишвили (Борис Акунин)



Странно, что такая книга не была написана раньше. Спокойное, внятное, но при этом крайне увлекательное изложение того, что случилось 100 лет назад. Эту книгу надо читать сегодня, потому что написана она для человека, живущего в 2017 году, и апеллирует к нашим нынешним представлениям о том, как крутятся механизмы власти, как делается история страны и как ее можно потерять.

Фёкла Толстая



В замечательной работе Михаила Зыгаря очень подробно рассказывается, как Россия катилась к своему краху, какие ошибки и преступления (часто с предпочтением силы уму) делали этот крах неизбежным. Творцам сегодняшней истории хорошо бы почитать, подумать, извлечь урок.

Владимир Войнович



Революции не происходят неожиданно, империи не гибнут ни с того ни с сего. Главный урок, который мы можем вынести из революции 1917 года, - понимание того, почему император и его окружение в обстановке, которая требовала кардинальных внутренних реформ, не только на эти реформы не решились, но, наоборот, всеми силами пытались повернуть развитие страны вспять, усиливая опору на "традиционные ценности", православие и армию.

Аннотация
Глава за главой, через живые истории людей, в книге "Империя должна умереть" Михаил Зыгарь показывает, как империя неуклонно движется к катастрофе и почему ничто не может ее спасти.
Главный герой этой книги - российское гражданское общество. Оно зарождается в первые годы ХХ века, развивается на глазах у читателя и на его же глазах исчезает вскоре после 1917 года. Узнавая хронику событий столетней давности, читатель может понять, что происходит сегодня, и попробовать заглянуть в будущее.

Об авторе
Михаил Зыгарь - писатель, журналист. В "нулевые" работал военным корреспондентом газеты "Коммерсантъ", освещал конфликты в Ираке, Ливане, Судане, Палестине, Узбекистане и других горячих точках. Был первым главным редактором телеканала "Дождь", которым руководил с 2010 по 2015 год. Создал просветительский проект "1917. Свободная история" - полную коллекцию всех дневников, писем и документов 1917 года. Автор книги "Вся кремлевская рать: Краткая история современной России".

Интересный факт
Книга будет переведена на английский язык и выйдет под названием "The Empire Must Die: Russia's Revolutionary Collapse, 1900-1917".

Жанр и целевая аудитория
Несмотря на документальную точность, это скорее детектив, чем исторический роман или, тем более, учебник. Настолько захватывающе и современно об истории еще не писал никто. И поэтому книга будет интересная самому широкому кругу читателей....

Цена:
649 руб

Михаил Зыгарь Вся кремлевская рать. Краткая история современной России
Вся кремлевская рать. Краткая история современной России
Эта книга рассказывает об истории России на всем протяжении правления Владимира Путина, с 2000 по 2015 год. В основу книги легли документы, открытые источники и десятки уникальных личных интервью, которые автор взял у действующих лиц из ближайшего окружения Владимира Путина. Собранные воедино, факты, события, интриги и мнения героев составляют полную картину жизни Кремля, из которой впервые становится понятна логика метаморфозы Владимира Путина: как и почему из либерального прозападного президента начала 2000-х он превратился в авторитарного правителя и одного из самых ярых противников Запада.

"Путин не считал, что Россию со всех сторон окружают враги. Путин не собирался закрывать все независимые телеканалы. Путин не собирался поддерживать Виктора Януковича. Он не хотел проводить Олимпиаду в Сочи.
Его приближенные думали, что они стараются угадать его замыслы, - на самом деле они осуществляли свои."

Михаил Зыгарь



Для кого эта книга:
Книга будет интересна всем, кто хочет лучше понять историю России последнего времени и логику трансформации внешней (и внутренней) политики Владимира Путина от весьма прогрессивных реформ начала 2000-х до явно выраженного неприятия западного пути развития.

Почему книга достойна прочтения:
  • Книга написана главным редактором телеканала "Дождь" - одного из немногих в России независимых СМИ.
  • В книге собраны уникальные, нигде прежде не опубликованные факты и интервью ближайших приближенных Владимира Путина, которые дают возможность узнать много нового об истинных причинах тех или иных решениях президента России.

    Кто автор:
    Михаил Зыгарь - главный редактор единственного в России независимого телеканала "Дождь". В 2014 году был награжден международной премией International Press Freedom Award, которую присуждает Комитет по защите журналистов.
    Десять лет работал военным корреспондентом газеты "Коммерсантъ", освещал конфликты в Ираке, Ливане, Палестине, Судане, Узбекистане, революции в Украине и Киргизии. Работал заместителем главного редактора в журнале "Русский Newsweek". Совместно с Валерием Панюшкиным написал книгу "Газпром: Новое русское оружие", которая переведена на 15 языков.

    ОТЗЫВЫ:
    "Весьма информативная, удивительно хладнокровная и - что по нынешним временам совсем уж поразительно - вполне беспристрастная книга о новейшей истории государства российского. Я узнал из нее даже то, чего предпочел бы не знать."

    Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)


    "Книга Михаила Зыгаря лучше всех моих книг о Владимире Путине. Вместе взятых. Поэтому теперь я, как завистливый нарцисс, не люблю автора и стараюсь его (но не его произведений) избегать. Просьба не разглашать эту информацию, иначе: а) мои книги окончательно перестанут продаваться; б) на меня обидится сплоченный коллектив телеканала "Дождь", столь трепетно относящийся к своему боссу."

    Станислав Белковский


    "Михаил Зыгарь - человек, которого я без преувеличения могу назвать главным моим учителем и примером первоклассной работы в современной журналистике. Это редкий пример, когда человек сочетает профессионализм и правильное ощущение современной аудитории. Все, что он делает, характеризуется двумя словами: честно и нескучно."

    Ксения Собчак


    "Я впервые прочла последовательное описание всего, что произошло за 20 лет. Самое серьезное исследование и возможность все узнать от первых лиц."

    Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 г.

    ...

  • Цена:
    493 руб

    В. Н. Козляков Борис Годунов. Трагедия о добром царе
    Борис Годунов. Трагедия о добром царе

    "...И мальчики кровавые в глазах..." Большинству из нас царь Борис Федорович Годунов (1552-1605) и ныне представляется таким, каким изобразил его в своей бессмертной трагедии А.С. Пушкин. Впервые в русской истории достигший высшей власти не в силу происхождения, не по праву принадлежности к правящей династии, но благодаря своему уму, способностям и умению управлять страной, Годунов много сделал для блага Отечества но в памяти поколений все равно остался жестоким убийцей несчастного царевича Дмитрия, последнего отпрыска династии Рюриковичей. Тень невинно убиенного царевича преследовала его всю жизнь и в конечном итоге стала причиной краха всех его начинаний и гибели его собственной семьи. Но был ли он причастен к тем преступлениям, в которых его обвиняют? Чего больше было в его царствовании - гения или злодейства? И насколько уживаются эти качества в одном человеке? Обо всем этом, а также об истории России на рубеже XVI-XVII вв. веков, в самый канун Великой Смуты, едва не погубившей Российское государство, рассуждает в своей новой книге известный историк, постоянный автор серии "Жизнь замечательных людей" Вячеслав Николаевич Козляков.

    ...

    Цена:
    619 руб

    Ларри Гоник Всемирная история. Краткий курс в комиксах. Том 2. От расцвета Китая до падения Рима The Cartoon History of the Universe: Vols. 8-13, from the Springtime of China to the Fall of Rome
    Всемирная история. Краткий курс в комиксах. Том 2. От расцвета Китая до падения Рима
    В новом томе тщательно проработанной, доходчивой и невероятно смешной "Всемирной истории" озорной карандаш Ларри Гоника успевает рассказать о ведущих цивилизациях Древнего мира – от Индии и Китая до Рима и его северных соседей. Он заставляет читателя как следует вспомнить школьный материал, подробно останавливаясь на ключевых событиях и фигурах древности. Поскольку именно в эту эпоху зародились многие из основных мировых религий, Гоник уделяет внимание Иисусу Христу, Конфуцию, Будде и другим великим личностям, чьи учения пережили века, но изображает их обычными людьми, которые стремились привлечь последователей в своих духовных исканиях, но не чурались простых радостей жизни. Издание наверняка придется по душе любителям истории и найдет свое место на книжных полках рядом с «серьезными» энциклопедиями....

    Цена:
    393 руб

    Джонатан Харрис Византия. История исчезнувшей империи The Lost World of Byzantium
    Византия. История исчезнувшей империи
    Возникнув на обломках великой Римской империи, Византия на протяжении своей более чем тысячелетней истории была ареной постоянных вторжений, осад и войн. Граница Запада и Востока, символ христианского мира - Константинополь - манил захватчиков, поражая своим богатством и великолепием. Каким образом Византийская империя, которой некогда принадлежало полмира, несмотря на все потрясения, просуществовала поразительно долго и почему в конце концов исчезла почти бесследно, словно растворилась? Древнюю державу не спасли ни мощная армия, ни искусность ее политиков, ни неприступные стены Константинополя, ни вера в то, что Бог не оставит первую на земле христианскую империю, распространившую новую религию не только по своей обширной территории, но и в соседних государствах. О том, как зародилась, правила миром и погибла Византия, а также какое наследие оставила современному миру, рассказывает британский историк Джонатан Харрис....

    Цена:
    659 руб

    Саймон Себаг-Монтефиоре Иерусалим
    Иерусалим
    Иерусалим - один из древнейших городов Земли, центр мироздания, столица двух народов и святыня трех авраамических религий, каждая из которых считает город площадкой, на которой разыграется мистерия Судного дня. История Иерусалима - это мировая история в миниатюре, тысячелетний эпос, среди авторов которого царь Давид и пророк Исайя, Иуда Маккавей и Иисус Христос, император Юстиниан и султан Сулейман, грешники и святые, строители и разрушители… Автор книги Саймон Себаг Монтефиоре, потомок знаменитого еврейского филантропа (улица Монтефиоре есть, вероятно, в каждом городе Израиля), превращает этот величественный эпос в захватывающий рассказ, вплетая в ткань популярного исторического исследования нить собственной семейной легенды.

    Биография Иерусалима Саймона Себага Монтефиоре на сегодняшний день - всемирный бестселлер, самая подробная историческая книга о Святом городе. Автор выбирает невероятно увлекательный образ повествования - хронологический. От Давида, Сулеймана, Наполеона и до наших дней, Монтефиоре разворачивает перед читателем три тысячелетия страшных и величественных дней Иерусалима.

    Об авторе:
    Саймон Себаг Монтефиоре, английский журналист и историк, доктор философии и истории, специализируется на истории России и СССР. Автор бестселлеров, переведенных на 45 языков. За книгу "Молодой Сталин" был удостоен британской литературной премии Costa в номинации "документальная проза" в 2007 году. Живет и работает в Лондоне.

    Цитата:
    Это огромный и ослепительный портрет Иерусалима - убедительный от начала и до конца. 
    - Кристофер Харт, Sunday Times

    Теги:
    Иерусалим, история, политика, культура, экономика, бестселлер, Монефиоре

    ...

    Цена:
    768 руб

    Корсаков К. Египетская книга мертвых
    Египетская книга мертвых
    "Египетская книга мертвых" давно уже для многих из нас стала символом Египта в не меньшей степени, чем пирамиды, фараоны, мумии и Сфинкс. Эта древнейшая книга на протяжении почти 5000 лет занимала важное место в жизни каждого благочестивого египтянина: будь то фараон или пахарь, супруга фараона или ее служанка - все они жили, постоянно обращаясь к учению "Книги мертвых". Египтян хоронили, руководствуясь ее указаниями; их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на действенности ее гимнов, молитв и заклинаний. Для них главы "Книги мертвых" были всемогущим путеводителем по дороге, которая через смерть и погребение вела в царство света и жизни, в присутствие божественного Осириса, смерть превозмогшего, который одарил мужчин и женщин способностью "родиться вновь". А потому прочтение этой великой и мудрой книги может помочь всем интересующимся историей древних цивилизаций понять и почувствовать, чем жил и дышал Древний Египет....

    Цена:
    148 руб

    Михаил Барщевский Счастливы неимущие (Евангелие от Матфея). Судебный процесс Березовский-Абрамович. Лондон 2011/12
    Счастливы неимущие (Евангелие от Матфея). Судебный процесс Березовский-Абрамович. Лондон 2011/12
    Кому будет интересно прочесть эту книгу? Думаю, всем. Тот, кого интересует мораль­но-деловой климат в России в период конца девяностых - начала нулевых, безусловно, най­дет здесь много интересного. Не останется внакладе и любитель истории своей страны. Здесь и история выборов президента России 1996 года, и "алюминиевые войны", и история залоговых аукционов, и борьба за власть самого конца 90-х. Сам я узнал много нового, хотя моя професси­ональная деятельность в те годы подразумевала достаточно высокую степень осведомленности. Однако выяснилось, что это была иллюзия.
    Абсолютно безусловно эти страницы должен изучить любой юрист. Здесь и "учебник" вся­ких хитрых схем построения бизнеса, оптимизации налогов, структурирования крупных компа­ний. Здесь и потрясающий по своей глубине и детализации анализ российского гражданского права. Адвокаты и судьи, думаю, могут просто считать эту книгу - учебником профессионального мастерства и, обидно это говорить, образцом для подражания. (Я не про книгу - я про профес­сиональную работу судьи и адвокатов)....

    Цена:
    996 руб

    Андрей Тюняев Москва. Чертоги Мокоши
    Москва. Чертоги Мокоши
    В основу исследования положены археологические, антропологические, лингвистические, мифологические, религиоведческие, топонимические, географические и другие данные. Автор давно и плодотворно работает в области этимологии, а также в области определения значений древних корней русского языка. Его многочисленные работы по языкознанию, в том числе исследования древних этапов русского языка, в 2011 году отмечены медалью "Институт русского языка имени А.С.Пушкина", а работа "Языки мира" - Почетной грамотой Российской академии естественных наук.
    Наряду с тем, что, будучи подтвержденным новейшими открытиями археологов, реальный возраст Москвы уже перевалил за рубеж "новой эры", получили признание специалистов работы автора, касающиеся государственности Древнейшей Руси. В них показано, что на территории Центральной России в древности существовало государство, которое вело оживленную торговлю со странами Востока и Запада, в том числе с Шумером и Древним Египтом.
    В таких условиях города великих держав, главной из которых являлась Древнейшая Русь, получали свои названия от имен великих предков. Точно по этому принципу Москва получила свое название от великой богини Космоса, самой почитаемой Пряхи судьбы по имени Мокошь. Ее археологические изваяния обнаружены на территории Центральной России начиная с 42-го тысяч до нашей эры, а на территории Московской области Зарайск - с 22-го тысяч до нашей эры.

    Монография предназначена для широкого круга специалистов, преподавателей, аспирантов и студентов в таких отраслях как лингвистика, топонимика, краеведение, градостроительство, история, мифология, археология, религиоведение, а также для читателей, которые интересуются всем новым в различных областях знаний....

    Цена:
    266 руб

    Борис Рыбаков Язычество древней Руси
    Язычество древней Руси
    Книга принадлежит перу выдающегося историка и археолога, знатока культуры древней и средневековой Руси акад. Б.А.Рыбакова, основоположника отечественной школы медиевистов, и является продолжением его фундаментального двухтомного исследования по истории зарождения и развития язычества древнейшего славяно - русского этноса.
    В первой части книги автор исследует проблему возникновения языческой культуры праславян "Трояновых веков", о которых упоминал гениальный автор "Слова о полку Игореве"; тех "темных веков"жизни сколотое римской эпохи и восточнославянских племен раннего Средневековья, в течение которых зародилась та мифологическая и культовая система, с которой ассоциируются наши во многом противоречивые представления о язычестве.
    Во второй части, названной автором "Апогей язычества", прослеживается формирование языческого культа и обслуживающего его жреческого сословия в качестве важнейших общественно - культурных составляющих ранней государственности древней Руси. Подробнейшим образом, не избегая обсуждения спорных вопросов, таких как существование верховного бога Рода и рожаниц или происхождение языческого пантеона князя Владимира I, автор описывает предхристианскую эпоху X в., с которой, собственно, и начинается многовековой период противостояния по происхождению народной языческой и насаждаемой сверху в качестве общегосударственной византийской христианской культур.
    В третьей части автор рассматривает эпоху фактического русского двоеверия XI—XIII вв., используя как обширный археологический и этнографический материал, так и чрезвычайно разнообразный и еще недостаточно изученный славянский фольклор.

    Книга адресуется студентам и научным работникам гуманитарных специальностей, а также обширному кругу читателей, интересующихся истоками древнейших славянских верований и культов....

    Цена:
    752 руб

    Система исторических знаний. 500 самых важных понятий.

    Интерактивный учебный аудио-курс «Система исторических знаний. 500 самых важных понятий» представляет 500 самых важных понятий в области истории, которые необходимы как студентам высших учебных заведений, так и профессионалам. Ясное понимание этих понятий и умение четко формулировать их смысл — залог успеха и авторитета в профессиональной среде.

    2013 Copyright © HistoryCenter.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    История в датах и событиях. Исторические факты, зарубежная и отечественная история, реформы, политика. Исторические источники, историческая география. Национально-государственное устройство. Реформы. Политика. Законодательство.
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования